Можно ли считать групповое решение коллективным?
Под задачей обычно понимается данная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий. Как правило, задача состоит из требования, условий и неизвестного элемента, который нужно сформулировать в процессе решения.
Последовательность взаимосвязанных действий, приближающих решение задачи, называется процедурой принятия решения. Процедура - последовательность всех операций, общая система действий.
В современной пауке существует множество подходов к выделению и описанию этапов принятия решения. Обобщенное представление об основных этапах процесса группового решенияможно представить следующим образом.
1. Формулировка, диагностика конкретной проблемной ситуации. Основная задача этого этапа - сформулировать действительно саму проблему, а не ее симптомы или последствия.
2. Анализ проблемы. На данном этапе важно собрать максимально возможное количество информации. Можно выделить три основных источника сбора информации: собственный опыт членов группы, информационные источники (библиотеки, фонды, периодические издания), опыт экспертов. Ошибка, которую часто допускают на этом этапе, - подробное обсуждение общеизвестной информации и игнорирование редкой, уникальной информации.
3. Выработка критериев и ограничений, которым должно соответствовать эффективное решение. Группа должна выбрать критерии, на основании которых будут отсеиваться не соответствующие им решения. При решении конкретной проблемы часто возникают ограничения (например, ресурсы), при отсутствии которых некоторые варианты могут оказаться нереалистичными. Другим примером ограничений являются условия, заданные формулировкой самой задачи.
4. Нахождение возможных альтернативных решений проблемы. Результатом данного этапа должен стать максимально полный список возможных вариантов решения задачи.
5. Оценка альтернатив. Этот этап целесообразно начинать только после составления максимально полного списка всех альтернативных решений. Оценка заключается в определении достоинств и недостатков каждой альтернативы. Очевидно, что для оценки необходим стандарт, эталон для сравнения - те самые критерии принятия решений, которые группа устанавливает на третьем этапе решения.
6. Выбор альтернативы. Данный этап также называют принятием решения. В этот момент в группе происходит выбор из нескольких альтернатив наиболее подходящего или подходящих (если решение носит множественный характер) вариантов решения. Принятие решения - процесс выбора одной из нескольких альтернатив. На этом этапе очень важно, чтобы группа пришла к определенному уровню согласия, иначе процедура выбора значительно осложнится. Необходимую степень согласия группа может достичь, руководствуясь правилами принятия решений.
Групповое решение - процесс, в котором происходит движение от несогласованности позиций в сторону оптимального уровня согласованности; индивидуальные мнения членов группы объединяются в мнение, одинаково удовлетворяющее всю группу на основе соблюдения определенного правила.
Существует несколько правил группового принятия решения. Различия между правилами заключаются в том, в какой степени необходимо согласование решения со всеми участниками группы и в том, сколько времени требуется на принятие решения.
1. Правило экспертной оценки (после определения списка наиболее подходящих альтернатив решение выбирает один из наиболее компетентных членов группы).
2. Правило усреднения мнения (каждый член группы составляет рейтинг из наиболее подходящих альтернатив, после чего считаются баллы и принимается решение, набравшее большее количество баллов).
3. Правило большинства (участники группы голосуют за каждую из альтернатив; принимается та, которая получила большее количество голосов).
4. Правило единодушного решения (обсуждение альтернатив происходит до тех пор, пока группа не примет единодушного решения по поводу одной из них).
5. Правило консенсуса (решение принимается, даже если не все участники группы с ним согласны, но готовы его поддержать).
6. Правило достижения истины (принимается то решение, которое логически доказано одним из членов группы или несколькими ее членами и остальные с доказательством согласны).
Исследования зависимости эффективности деятельности от структуры групповых ролей показали, что равномерное распределение ролей в группе оказывает положительное воздействие на эффективность в отличие от ситуации, когда некоторые роли остаются нереализованными в результате отсутствия членов группы. Также было выявлено, что па групповой процесс позитивно влияет объединение роли руководителя и "генератора идей" или эрудита. Исследователями было определено, что в группе роли имеют различный уровень власти и престижа. На основе этих характеристик в каждой группе выстраивается внутренняя иерархия ролей.