Менеджмент — разновидность хозяйственного управления
Как уже говорилось, существуют самые различные виды управления: производственное, техническое, государственное, идеологическое, хозяйственное. Для обозначения последнего в настоящее время во всем мире укоренился термин "менеджмент". Но менеджмент не просто хозяйственное управление; он имеет место лишь тогда, когда хозяйствующий субъект полностью свободен, функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности, независимо от того, ставит ли он своей непосредственной целью получение прибыли, или нет.
Рассмотрим теперь, каким образом управленческая деятельность в процессе своего развития превратилась в то, что сегодня принято называть менеджментом.
Возникновение управления как такового связано с необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, не зависимо от сферы, в которой этот труд осуществлялся — военной, строительной и пр. Функция управления этим трудом реализовалась в основном представителями власти — государственной, военной, религиозной.
Управление хозяйственной деятельностью в рабовладельческих латифундиях помещичьих хозяйствах, равно как и на государственных предприятиях в условиях командно-административной системы, господствовавшей в нашей стране в 1930—1990 гг., также трудно было характеризовать как менеджмент. Его непосредственные объекты — рабы и крепостные крестьяне, работники госпредприятий — были несвободными, а их деятельность носила натуральный характер, то есть не была ориентирована на потребности рынка. В мелких же ремесленных и крестьянских хозяйствах, основанных на индивидуальной собственности и личном труде, регулирование осуществлялось преимущественно как самоуправление.
С превращением мелких индивидуальных хозяйств ремесленников и крестьян в крупные предприятия, многие из которых по количеству работников можно было сравнить с армиями, положение изменилось. Теперь уже основная масса тех, кем нужно было управлять, оказалась объединенной экономической властью, вытекающей из собственности, а управление превратилось в одну из ее функций, персонифицированным носителем которой стал собственник.
Первоначально собственник, трудясь в одиночестве, реализовывал все свои функции самостоятельно. Он создавал блага и услуги, предназначенные на продажу (производственная функция), принимал основополагающие решения о путях и формах развития своего дела, нес за него всю полноту ответственности (предпринимательская функция), организовывал, контролировал, обеспечивал ресурсами текущую хозяйственную деятельность (управленческая функция), распоряжался результатами своего труда (функция присвоения). Рост масштабов хозяйственной деятельности и связанное с этим широкое привлечение наемного труда привело к тому, что собственник стал постепенно полностью или частично отказываться от самостоятельной реализации перечисленных функций. Сначала наемным работникам была полностью передана производственная функция, затем функция текущего управления и контроля. С появлением акционерной формы собственников стало много, и изменился сам объект собственности: теперь это было уже не предприятие как таковое, а денежный вклад в капитал акционерного общества, которому предприятие принадлежало. В этих условиях большинство собственников не могло постоянно осуществлять не только функцию текущего управления, но и предпринимательскую функцию, ставшую уделом выборного органа — совета директоров (наблюдательного совета), членами которого могли быть лишь немногие из них. Остальные, полностью устранившись от участия в текущих делах, лишь формально одобряли принятые решения и присваивали доходы.
Усложнение производственной и хозяйственной жизни привело к тому, что не все собственники могли выполнять и предпринимательскую функцию, поскольку это требовало определенных знаний и опыта, и ее тоже в значительной мере пришлось передать в руки наемных управляющих. Последние, таким образом, сосредоточили в руках две функции: управление текущей деятельностью и предпринимательство.
Так появился современный менеджмент — группа лиц, осуществляющих в рамках организации предпринимательские и высшие управленческие функции. В русском языке эквивалентом этого понятия является слово "руководство".
2. Менеджмент определяется как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
^ Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях. Процесс управления предполагает выполнение функций организации, планирования, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент — это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов. Это влияние осуществляет определенная категория людей — менеджеры. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.
^ 3. Менеджмент рассматривается как иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления. В свою очередь, иерархия аппарата управления находит свое конкретное отражение в структуре управления тем или иным предприятием (организацией). Таким образом, аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Без него организация, как целостное образование, не может существовать и работать эффективно.
4. Менеджмент рассматривается как категория людей, занятых управлением. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей — менеджеров, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами.
5. ^ В XX веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и способы их решения. Менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характераиз таких областей как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право. До сих пор нет единого мнения по вопросу о том, является ли менеджмент наукой, имеет свой собственный, отличный от других наук предмет изучения, или можно говорить только о "научном менеджменте", интегрирующем соответствующие положения и выводы других наук, опыт многих поколений управляющих и личное искусство каждого. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. Менеджментом называется и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. Джозеф Вартон. Сегодня на Западе менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.
Понимание менеджмента как искусства управления базируетсянатом, что организации — это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и наукой, и искусством, которому можно научиться опытным путем и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант.
Виды и функции менеджмента
Рассмотрим основные виды менеджмента, свойственные современным организациям и связанные с теми или иными процессами, протекающими внутри них, используя в изложении здесь и в дальнейшем по возможности русский термин “управление”.
Прежде всего, речь должна идти об организационном управлении, объектом которого являются процессы создания организации, формирования структуры и системы управления ею, механизма реализации управленческих функций, выработки регламентов и инструкций и т.п. В результате складываются необходимые условия нормального функционирования организации и успешного решения стоящих перед ней задач. Но сами эти решения являются уже объектом управления функционированием, в рамках которого выделяется перспективное или текущее управление.
Перспективное управление предусматривает формулирование долгосрочных целей организации, определение основных путей их достижения, что обеспечивает будущую жизнеспособность организации. Текущее управление связано с постановкой конкретных задач, координацией процесса их решения, обеспечением его необходимыми материальными, людскими, информационными и финансовыми ресурсами, контролем и оценкой достигнутых результатов, осуществлением необходимых корректив, поощрением или наказанием исполнителей.
Текущее и перспективное управление имеют несколько объектов, к которым можно отнести: производство, материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы, учет и анализ хозяйственных процессов в организации. Рассмотрим их подробнее.
Управление производством направлено на выбор основных параметров технологического процесса, определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования, расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам их использования, своевременный ремонт оборудования и техники, оперативное устранение сбоев и неполадок в технологическом процессе, контроль качества.
Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправки их покупателям.
Управление инновациями, то есть нововведениями, имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производстве.
Управление маркетингом, едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации, занимается вопросами изучения рынков, существующей и перспективной конъюнктуры, формирований каналов сбыта, выработки ценовой политики, рекламы и т.п.
Управление кадрами, которое в настоящее время рассматривается более широко — как социальное управление, решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации кадров, вознаграждения и стимулирования труда, создания благоприятного морально-психологического климата, улучшения условий труда и быта работников, поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.
Суть финансового управления заключается в составлении бюджета и финансового плана организации, формировании и распределении ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций, оценке текущего и перспективного финансового состояния и принятии необходимых мер по их укреплению.
Наконец, учет и анализ результатов связаны с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов для обеспечения более полного использования имеющегося потенциала.
Вся огромная, сложная (разноплановая) совокупность управленческих действий — на любом уровне и в любой системе — может быть сведена к ограниченному перечню относительно строго локализуемых функций, т.е. относительно самостоятельных, специализированных и обособленных видов управленческой деятельности. Большинством специалистов признано, что у менеджмента таких функций существует пять. Они были сформулированы в начале века одним из его основоположников Анри Файолем:
- предвидение;
- организация;
- распорядительство;
- координирование;
- контроль.
В современной теории менеджмента существует множество классификаций функций менеджмента по различным критериям. Так, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоуори выделяют четыре первичных функции управления, объединенных связующими процессами коммуникаций и принятия решений: планирование, организация, мотивация, контроль.
Мы будем выделять пять функций управления, которые реализуются на трех стадиях замкнутого управленческого цикла:
- принятие управленческого решения;
- реализация принятого решения;
- контроль.
Каждая из функций управления может быть подвергнута дальнейшей дифференциации. Так, в рамках функции реализации можно выделить такие подфункции, как организация; координация и регулирование; активизация и стимулирование (мотивация).