Анализ урока с точки зрения педагогического общения

Задание. Провести наблюдение, запись и анализ урока с точки зрения стиля общения учителя и учащихся в учебном процессе.

1. Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока, средства, методы и методические приемы, формы обучения на уроке.

2. Стиль педагогического общения: в центре - педагог, в центре - ученики как индивидуальности, открытость или скрытность управленческой работы учителя.

3. Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам и средствам, способам обучения: монологическое, диалогическое или групповое общение; общение как информирование, объяснение, оценка или выявление и доказательство чего-то; соотношение проблемности и информативности; четкость, конкретность, целенаправленность общения; вербальное и невербальное общение; различные виды речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование, говорение).

4. Прямое и опосредованное воспитательное воздействие через общение.

5. Культура речи учителя. Учитель как доброжелательный речевой партнер. Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и в неречевом поведении учителя.

6. Сравнительный хронометраж речи учащихся и учителя и ее обоснование.

7. Внешняя комфортность общения учителя и учащихся на уроке (как учащиеся сидят, насколько свободно они себя чувствуют, насколько целесообразны их речевые и неречевые действия).

Схема наблюдения индивидуальных особенностей педагогического общения учителя на уроке

Учитель: __________________________________ Класс _______________

Тема __________________________________________________

Ход урока Характеристики (оцените стороны поведения учителя по 5-балл. системе) Наблюдения и примечания Балл
  1. Доброжелателен, недоброжелателен    
  2. Стимулирует инициативу, допускает выражение общественного мнения, свободное поведение учащихся; авторитарный стиль общения: третирует учащихся, одергивает, все время держит под жестким контролем.    
  3. Заинтересован, активен; безразличен, язык вялый.    
  4. Открыт, не боится открыто выражать свои чувства, показывать свои недостатки; думает только о престиже, “носит маску”.    
  5. Гибок в общении, легко разрешает возникающие проблемы, гасит конфликты; не гибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта.    
  6. Вежлив, приветлив, уважает достоинство учащихся, индивидуализирует общение с разными учащимися; общается только свысока, одинаково со всеми, не дифференцируя своего общения.    
  7. Может поставить себя на место ученика; не видит проблему глазами ученика.    
  8. Активен, общителен, эмоционален; пассивен, замкнут, равнодушен    

Планирование воспитательной работы

Для успешной профессиональной работы в качестве классного руководителя студент должен иметь четкий план работы, который составляется в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя и утверждается методистом по педагогике. На первой неделе студенты составляют и утверждают у группового руководителя индивидуальный план прохождения практики (примерная схема дана в приложении № 1).

Основная функция классного руководителя – вести в своем классе воспитательную работу. А воспитательная работа – работа творческая. Успех ее зависит от многих факторов, в том числе, и от знания педагогом индивидуальных особенностей своих питомцев, от педагогического мастерства, от возможностей воспитанников, наконец, от умения составлять лаконичный, целенаправленный, действенный и творческий план работы. Он должен быть глубоким по смыслу и конкретным по содержанию. Работа над планом начинается с определения основных задач воспитательного процесса на данный отрезок времени. В нем учитываются возрастные особенности учащихся и специфика класса, получают отражение различные направления деятельности классного руководителя. От студентов не требуется единой формы плана, он может иметь различную схему в соответствии с планом классного руководителя, работающего в этом классе. Но в плане должны быть следующие основные пункты:

1. Цель и задача воспитательной работы с классом на время практики;

II. Организационная работа (содержание «двадцатиминуток» классного руководителя в начале недели);

III. Содержание воспитания.

1. Познавательная деятельность.

2. Ценностно-ориентировочная деятельность.

3. Трудовая деятельность

4. Общественно-полезная деятельность.

5. Художественная деятельность.

6. Физкультурно-спортивная деятельность.

7. Деятельность по профилю класса.

8. Работа с родителями учащихся.

IV. Методическая работа.

1. Изучение учащихся, классного коллектива, хода учебно-воспитательного процесса.

2. Дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся.

3. Взаимодействие с малым педагогическим коллективом (с предметным методическим объединением учителей).

Также на основе этого плана оперативной работы составляется план-сетка воспитательной работы класса, который утверждается методистом по педагогике. При этом следует учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы и другие сведения, полученные при знакомстве со школой и классом. Все дела, запланированные классным руководителем, которые приходятся на период практики, вписываются в план, а также те дела, которые студент организовывает и проводит по своей инициативе. В конце каждой недели следует отмечать выполненные и невыполненные дела, указать причину невыполнения. Такой план удобен для прослеживания хода воспитательного процесса, который становится управляемым благодаря динамичности, вариативности и творчества педагога и детей. В конце практики студент должен провести педагогический анализ по проделанной работе: выявить, что получилось и благодаря чему? Что не получилось, почему? Что следовало бы предусмотреть в плане? Сделать выводы и предложения для дальнейшей работы.

Наши рекомендации