Для чего учитель Ш.А. Амонашвили так много внимания уделил детским книжкам? Какой результат он пытался получить? Подумайте и предложите свой ответ.
Несколько ребят принесли книжки с собственными рассказами и сочинениями. Показывают их мне на перемене. Я прошу детей положить книжки на мой стол. На следующей большой перемене уединяюсь в классной комнате у окна и читаю книжки про себя. Не могу скрыть свои эмоции при их чтении. Некоторые подходят ко мне, с любопытством рассматривают книжки.
— Они интересные?
Я: Очень...
— Можно почитать?
Я: Думаю можно... Но дай мне сперва почитать их все... Подходят и авторы книг.
— Вы мою книгу уже прочли?
Я: Нет еще. Но вот книжка Марики... Какая она грустная, плакать хочется...
— А что там?
Я: Сам почитай... А это... чья это книжка? Да-да, Бовина. Умно пишет...
Вокруг меня собралось 12—15 ребятишек. Хотят почитать книжки товарищей.
Начинается урок. Дети решают математическую задачу письменно.
Я опять уединяюсь и рассматриваю книжки. Тем временем дети завершают решение задачи.
Я (обращаюсь к тем ребятишкам, которые передали мне свои книжки): Можно мне взять ваши книжки с собой? Завтра их верну. Хочу показать своим коллегам в учительской.
Дети разрешают мне взять их книжки. На другой день на первом же уроке я говорю всем:
— Ребята, вы даже представить не можете, как учителей заинтересовали книжки ваших товарищей. Вано, знаешь, что о твоем рассказе говорили? Восхищались твоим языком, а смешная история развеселила всех. Возвращаю тебе твою книжку...
Кто-то просит Вано одолжить ему книгу.
Я: Книгу Марики читали вслух. Какой правдивый рассказ, Марика... Спасибо, ты мне доставрхла большое удовольствие.
Марике и другим возвращаю книжки.
Я: Только вот я хочу извиниться перед Вовой. Не знаю, как это случилось, — твою книгу кто-то забрал с собой... А может быть, я сам в учительской забыл... В общем, книгу я потерял. Что делать, не знаю...
Вова (успокаивает меня): Ничего, я другую напишу...
Я: Другую-то напишешь, но этот чудесный рассказ ведь потерялся! Я так переживаю...
Вова: Не беспокойтесь...
Кто-то из ребят: Наверное, кому-то понравилась Бовина книга...
Я: Конечно, всем понравилась... И так красиво была оформлена... с картинками... Вова, ты очень огорчен, да?
Вова: Я напишу другую...
Проходит три-четыре дня. Перед началом урока зову к себе Вову. Нас окружают и другие ребятишки. Я держу в руках Бовину книжку.
Я: Вова, как я рад, твоя книжка нашлась. Оказывается, ее взял завуч, хотел почитать спокойно в своем кабинете. А потом я ушел книга осталась у него. Сегодня утром он мне вернул ее, говоря, что твой рассказ удивил его... Возвращаю тебе твою книгу...
Передаю книжку Вове.
Я: Знаешь, что мне завуч сказал? Хотел бы оставить твою книгу себе...
Вова: Я могу подарить.
Протягивает мне книжку обратно.
Я: Нет, лучше, если ты сам отнесешь ему книжку в кабинет... (Размышления о гуманной педвагогике.)
Дети задачи решали, как орехи щелкали... Хорошо, сейчас они получат еще одну. Посмотрим, насколько сообразительны и умеют отказаться от шаблона. Софья Петровна разъяснила условие задачи, записала данные на доске, сказала:
— Не торопитесь, взгляните повнимательнее на доску, подумайте.
Вскоре по победным взглядам третьеклассников Софья Петровна поняла, что ребята задачу решили неверно, подвоха не заметили. Поднимите руки, у кого в ответе 27, — сказала она.— Такое число должно было получиться, если задача решена верно.
Поднялись три руки: Сережи Хазина, Милы Валетовой и Юры Воробьева. Однако Сережа, окинув взглядом сидящих впереди, моментально отдернул руку, так что никто, кроме Софьи Петровны, не успел это заметить. Остались две руки. В классе раздался смех. С веселой издевкой одноклассники смеялись над Милой и Юрой. Мила растерянно оглянулась... Ее рука слегка согнулась, а затем покорно опустилась.
Юра сидел на первой парте и не видел класса. Повернувшись, он увидел смеющиеся лица ребят и ликующего Гену. Лицо Юры порозовело» рука дрогнула, пальцы сжались в некрепкий кулачок, но медленно разжались вновь. Рука его напряглась.
— Можно опустить, — сказала Софья Петровна, спеша Юре на помощь. — Теперь поднимите руки те, у кого получилось другое число.
Все руки весело взметнулись вверх.
— А у кого же все-таки 27?
Снова поднялась только Юрина рука.
— Воробьев, раз у тебя одного в ответе 27, то ты объясни нам, как это получилось, — прервала смех ребят учительница.
Юра встал и молчал, опустив голову.
— Раз задача решена, осталось самое легкое дело — объяснить ее, — с нарочитым равнодушием сказала Софья Петровна.
Но Юра продолжал молчать. А учительница думала о том, что в таком возрасте дети не умеют противостоять ни коллективу, когда он ошибается, ни вышестоящему лицу — ей. У них сильно развито это чувство: делай все так, как принято, как все. Они не научились еще понимать и прощать...
Юра заговорил. А потом пошел к доске. Класс, почуяв неладное, притих. Когда все решение было записано на доске, Софья Петровна спросила:
—- Кто согласен с таким решением? Кто не согласен?
Все подавленно молчали.
— Итак, ребята, прав оказался один Юра Воробьев. Один Юра! — продолжала Софья Петровна.
—А у меня тоже так!.. Было...—сказал Сережа Хазин.
— Неужели? А я видела только одну поднятую руку, — удивилась учительница.
— А я... не поднимал...
— Почему?
— Просто... А зачем поднимать?
— А зачем говорить сейчас, что у тебя 27 было?
Теперь засмеялись над Сережей.
— А Мила тоже поднимала руку, — сказала ее соседка по парте, — у нее и сейчас 27.
— Я не видела ее руки!
— А она быстро опустила.
— Это плохо! Но хорошо, что она сейчас опустила не руку, а глаза. Ребята, а как мы наградим Юру!
— Поставьте ему пятерку!
— Пятерку я ему поставлю. За сообразительность. А за мужество? Юра ведь не знал, что решил правильно, но выдержал насмешки, твой Указательный палец, Гена. Согласен, что это мужество?
— А такого предмета нет, — вышел из положения Гена.
— Есть, Гена, есть. Только если по математике экзамен сдают в Школе несколько раз за десять лет, то экзамен на мужество сдают почти каждый день. Кто на войне, кто на работе, кто в школе, кто сам себе. Вот только сдать его не все могут.
— Я что ли не могу? — заподозрил подрыв своего авторитета Гена.
— Не знаю. Сейчас ты просто ошибся в решении задачи. И еще раз ошибся, когда потешался над поднятыми руками. Согласен?
— Ага! — не сразу ответил Гена.
— Признавать свою ошибку и свою правоту — это всегда требует Мужества. Так что же мы поставим Юре за мужество?
— А ничего не надо! Пусть бесплатное будет!— сказал Гена.
И все опять рассмеялись.