Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем

Лекция 21.1 «Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем»

Учебные вопросы:

1. Введение. Отделение корней

2. Итерационные методы вычисления корней

3. Непрерывные схемы решения нелинейных уравнений

4. Итерационные методы решения систем нелинейных уравнений

Введение. Отделение корней

Введение. Если алгебраические уравнения второй степени (квадратные) решали уже древние греки, то способы решения алгебраических уравнений третьей и четвертой степени были найдены лишь в XVI в. Эти классические способы дают точные формулы решений этих уравнений через их коэффициенты при помощи корней различных степеней (радикалов). Однако эти формулы уже для уравнений третьей степени в общем случае достаточно сложны для вычислений, а для уравнений четвертого порядка требуют настолько громоздких вычислений, что теряют всякую практическую ценность.

В отношении алгебраических уравнений пятой и более высоких степеней доказано, что в общем случае их решения не выражаются через коэффициенты при помощи радикалов. Не выражаются в радикалах, например, корни уже такого простого по виду уравнения, как

Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru

Сказанное, однако, не означает, что эти уравнения не могут быть решены. В настоящее время в вычислительной математике разработано достаточно много методов численного решения уравнений – алгебраических и неалгебраических (или, как их называют, трансцендентных), позволяющих находить их корни с любой, наперед заданной точностью, что, собственно, и требуется для практических целей. Более того, иногда бывает целесообразнее применить один из этих методов даже в том случае, если корни уравнения выражаются точной формулой, но вычисления по этой формуле трудоемки и/или оценка погрешности этих вычислений затруднена.

В этом параграфе будут приведены сведения о некоторых методах численного нахождения действительных корней уравнений

Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru (3.1)

где Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru – заданная функция действительного аргумента Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru . В частности, для действительных алгебраических уравнений Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru представляет собой многочлен степени Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru :

Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru (3.2)

где все его коэффициенты Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru – действительные числа.

При отыскании приближенных значений корней уравнения приходится решать две задачи:

1. отделение корней, т. е. отыскание достаточно малых промежутков, в каждом из которых заключен один и только один корень уравнения;

2. вычисление корней с заданной точностью.

3.2. Отделение корней. В общем случае процесс отделения корней уравнения не может быть алгоритмизирован. Для некоторых типов уравнений (в частности, алгебраических) разработаны специальные приемы отделения корней, позволяющие автоматизировать этот процесс.

Нередко отделение корней уравнений выполняется «вручную» с использованием всей возможной информации о функции Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru . Для Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru отыскания грубых значений корней можно построить график функции Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru и найти абсциссы точек пересечения графика с осью Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru , которые затем можно взять за начальные приближения корней Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru (рис. 3). При отделении корней графическим способом иногда бывает полезным представить сначала уравнение (1) в эквивалентном виде Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru и искать точки пересечения графиков функций Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru и Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru . Например, для уравнения Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru вместо построения графика функции Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru проще построить графики функций Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru и Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru (рис. 4).

Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru

Для выделения интервалов, в которых находятся корни уравнения Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru если Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru – непрерывная функция, можно воспользоваться следующими предложениями:

· Если на концах некоторого отрезка Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru непрерывная функция Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru принимает значения разных знаков, то на этом отрезке уравнение Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru имеет хотя бы один корень.

· Если при этом Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru имеет первую производную, не меняющую знака на этом отрезке (т. е. функция на отрезке либо нигде не убывает, либо не возрастает), то корень единственный.

· Если на концах отрезка Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru непрерывная функция Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru принимает значения разных знаков, то между Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru и Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru имеется нечетное число корней уравнения Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru ; если же на концах отрезка Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru она принимает значения одинаковых знаков, то между Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru и Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru или нет корней этого уравнения, или их имеется четное число (учитывая и кратность корней).

Для алгебраических уравнений (3.2) разработаны специальные методы и приемы отделения корней. Как известно, алгебраическое уравнение степени Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru имеет ровно Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru корней, если корень кратности Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru считать Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru раз (основная теорема алгебры многочленов). Эти корни могут быть как действительными, так и комплексными (выражаться через комплексные числа). Ограничиваясь только действительными корнями, необходимо предварительно определить их число. Для уравнений четных степеней действительных корней может и не быть, но действительные алгебраические уравнения нечетной степени всегда имеют хотя бы один действительный корень.

Найти границы области, в которой расположены все корни Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru (в том числе и комплексные) алгебраического уравнения (3.2), можно при помощи следующих теорем:

Т е о р е м а 1. Все корни уравнения (2) удовлетворяют неравенствам

Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru , (3.3)

где Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru , а Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru .

Т е о р е м а 2. Пусть в действительном алгебраическом уравнении коэффициент Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru (это всегда можно сделать). Обозначим через Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru максимум абсолютных величин отрицательных коэффициентов уравнения и пусть первый отрицательный коэффициент в ряду Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru есть Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru . Тогда все положительные корни уравнения меньше Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru , где Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru (если же отрицательных коэффициентов нет, то нет и положительных корней). Применяя эту теорему к уравнению, в котором произведена замена Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru на Тема 21 Итерационные методы решения нелинейных уравнений и их систем - student2.ru , можно таким же образом получить нижнюю границу отрицательных корней.

Наши рекомендации