Учесть увеличение дистанции пробега.
Привязные ремни ........................... застегнуты и затянуты
ВНИМАНИЕ
При наличии достаточного запаса времени опасность возникновения пожара при столкновении с препятствиями после безопасного касания можно уменьшить следующим образом:
- Выключатели ENGINE MASTER (главные выключатели двигателя) - перевести оба в положение OFF (выкл.)
- Переключатели FUEL SELECTOR (переключатели подачи топлива) - перевести оба в положение OFF (выкл.)
- ELECT. MASTER (главный выключатель электрооборудования) - OFF (выкл.)
Срабатывание сигнализации CHECK GEAR (проверь шасси) (при наличии данной функции)
Шасси не выпущено полностью или не встало на замки.
CHECK GEAR (проверь шасси)
1. Шасси ................................................ выпустить/по необходимости
ПРИМЕЧАНИЕ
При наличии данной функции предупредительное сообщение Check Gear (проверь шасси) выдается в том случае, если закрылки установлены в положение LDG (посадка) или один РУД находится в положении менее 20% мощности, и шасси не выпущены или не встали на замки.
Тема 5. УПРАВЛЕНИЕ САМОЛЁТОМ
Описание
Самолет DA 42 оснащен обычными органами управления. Для управления самолетом по тангажу используется руль высоты, установленный на стабилизаторе. Управление по крену осуществляется при помощи элеронов, установленных на задней кромке каждого крыла. Управление по рысканию обеспечивается рулем направления, установленным на киле. На задней кромке каждого крыла установлены закрылки, создающие дополнительную подъемную силу при взлете и посадке. Руль направления и руль высоты оснащены системами триммирования.
У каждого пилота имеется ручка управления самолетом. Для управления триммером руля высоты пилот может использовать колесо на центральной панели или электрический переключатель, расположенный на ручке управления пилота. Самолет DA 42 оснащен ограничителем руля высоты с электрическим приводом, ограничивающим отклонение руля высоты вверх, если рычаги управления обоими двигателями установлены в положение более 20% (приблизительно), а закрылки находятся в положении LDG (посадка). Для управления переменным ограничителем руля высоты используются два выключателя, расположенные в секторе газа, (по одному на каждый рычаг управления двигателем) и переключатель управления закрылками.
У каждого пилота имеются педали управления рулем направления. Узел педалей управления рулем направления крепится к полу кабины. В передней части центральной панели имеется колесо управления триммером руля направления, которое соединяется с триммером РН при помощи гибкого троса.
Управление элеронами и рулем высоты пилот осуществляет при помощи ручки управления самолетом. Управляющие усилия передаются на элероны и руль высоты при помощи качалок и тяг-толкателей. Для передачи управляющих сигналов от узла педалей управления рулем направления к рулю направления используются гибкие тросы. Управление закрылками осуществляется при помощи электрического исполнительного механизма.
Закрылок левый внутренний | |
Закрылок правый внутренний | |
Рисунок 1: Рулевые поверхности самолета DA 42
Элерон и триммеры
1. Общие сведения
Самолет DA 42 оснащен двумя ручками управления самолетом, при помощи которых осуществляется управление элеронами. В системе управления элеронами используются тяги-толкатели и качалки.
Шпангоут крепления ручек управления | |
Отверстие под стопорный штифт | |
Тяга-толкатель к промежуточному рычагу | |
Регулируемый ограничитель хода элеронов | |
Отверстие под стопорный штифт | |
Монтажная рама ручки управления | |
Отверстие под стопорный штифт | |
Тяга-толкатель к левой ручке управления | |
Отверстие под стопорный штифт | |
Тяга-толкатель к правой ручке управления | |
Рисунок 1: Органы управления элеронами в фюзеляже (лист 1)
Шпангоут крепления ручек управления | |
Тяга-толкатель к левому крылу | |
Отверстие под стопорный штифт | |
Тяга-толкатель от промежуточного рычага | |
Тяга-толкатель к правому крылу | |
Рисунок 2: Органы управления элеронами в фюзеляже (лист 2)
Нервюра крепления качалки элерона | |
Показана левая сторона, правая сторона в зеркальном отображении | |
Отверстие под стопорный штифт | |
Нервюра крепления качалки закрылка | |
Тяга-толкатель к левому крылу | |
Отверстие под стопорный штифт | |
Тяга-толкатель к правому крылу | |
Рисунок 3: Органы управления элеронами в крыле
2. Описание
На рабочем месте каждого пилота самолета DA 42 имеется ручка управления самолетом. При помощи ручек управления самолетом осуществляется управление элеронами и рулем высоты через тяги управления. Тяги управления элеронов присоединяются к нижней части ручек управления. С другой стороны тяги присоединяются к передней качалке управления элеронами на шпангоуте крепления ручек управления. К передней качалке, установленной на шпангоуте крепления ручек управления, присоединяется также короткая тяга, проходящая под центральной панелью.
Короткая тяга присоединяется к промежуточному рычагу, установленному на носовом главном шпангоуте. Другая тяга соединяет промежуточный рычаг с задней качалкой управления элеронами. Задняя качалка управления элеронами крепится к задней поверхности заднего главного шпангоута.
К задней качалке присоединяются две тяги, расположенные в центроплане. Каждая из этих тяг присоединяется к длинной тяге, расположенной в соответствующем крыле.
Каждая длинная тяга проходит через три направляющих. Первая направляющая крепится к нервюре, расположенной в центроплане. Вторая направляющая крепится к нервюре крепления качалки внешнего закрылка. Третья направляющая тяги крепится к небольшой нервюре. Две длинных тяги присоединяются к качалкам элеронов, установленным в каждом крыле на нервюре крепления качалки элерона.
Качалки элеронов соединяются короткими тягами с кабанчиком элерона. Регулировка коротких тяг позволяет смещать диапазон отклонения элеронов вверх или вниз.
Слева от ручки управления первого пилота расположен ограничитель хода элеронов, ограничивающий отклонение ручек управления самолетом вправо (правый элерон вверх, левый элерон вниз). Справа от ручки управления второго пилота расположен ограничитель хода элеронов, ограничивающий отклонение ручки управления самолетом влево (левый элерон вверх, правый элерон вниз). Каждый ограничитель хода элеронов состоит из гайки, приваренной к узлу вала, ввинчиваемого в гайку болта и зажимной гайки, обеспечивающей стопорение соединения. Роль ограничителя выполняет головка болта.
Кроме того, перед передней кромкой левого и правого элеронов расположены нерегулируемые ограничители хода. Каждый ограничитель представляет собой блок из стеклопластика с резиновым покрытием, установленный на внутренней поверхности верхней обшивки крыла. При полном отклонении элерона вниз передняя часть элерона отклоняется до упора вверх и упирается в ограничитель.
3. Принцип работы
При отклонении ручки управления самолетом влево происходит следующее:
- Тяги, присоединенные к ручке управления, движутся вправо.
- Передняя качалка перемещает тягу, проходящую под центральной панелью, назад.
- Тяга, проходящая под центральной панелью, отклоняет промежуточный рычаг и перемещает вторую короткую тягу назад.
- Вторая короткая тяга отклоняет заднюю качалку, при этом длинные тяги в крыльях перемещаются влево.
- Качалка левого элерона в левом крыле перемещает короткую тягу, присоединенную к кабанчику левого элерона, назад.
- Левый элерон отклоняется вверх.
При отклонении ручек управления самолетом вправо происходит следующее:
- Левый элерон отклоняется вниз.
- Правый элерон отклоняется вверх.
Руль направления
1. Общие сведения
Самолет DA 42 оснащен обычной системой управления рулем направления. У каждого пилота имеется узел педалей управления рулем направления. Положение педалей может регулироваться пилотом. Для передачи управляющих сигналов от узла педалей управления к рулю направления используются тросы. На руле направления установлен регулируемый триммер.
Тросовая проводка в фюзеляже с направляющими трубками | |
Нижний монтажный кронштейн руля направления | |
Тефлоновые направляющие трубки тросовой проводки в кабине | |
Внутренний трос управления | |
Узел педалей управления рулем направления первого пилота | |
Шпангоут крепления ручек управления | |
Узел педалей управления рулем направления второго пилота | |
Рисунок 1: Система управления рулем направления
2. Описание
На рабочем месте каждого пилота самолета DA 42 имеется узел педалей управления рулем направления. Узел педалей оснащен механизмом регулировки.
Система включает в себя следующие элементы:
- Узел педалей управления рулем направления на рабочем месте каждого пилота в передней части кабины. Передняя часть каждой педали соединяется с главным тормозным цилиндром.
- Ручка регулировки положения педалей каждого пилота крепится к задней поверхности каждого узла педалей управления рулем направления. Электромеханизм регулировки положения педалей устанавливается в качестве дополнительного оборудования; переключатель регулировки положения педалей каждого пилота, расположен на задней стенке ниши для ног.
- Трехплечая качалка (T-образный рычаг) в сборе расположена в фюзеляже под центральной панелью. Трехплечая качалка крепится к низу шпангоута крепления ручек управления и к обшивке фюзеляжа.
- Опора руля направления в хвостовой части фюзеляжа. Руль направления передней кромкой закреплен в нижнем монтажном кронштейне, который, в свою очередь, установлен на опоре руля направления.
- Тросовая проводка. Органы управления, установленные на носовом шпангоуте кабины, соединяются гибкой тросовой проводкой управления с трехплечей качалкой. Трехплечая качалка соединяется с рулем направления двумя гибкими тросами. На каждом тросе установлен тандер, позволяющий регулировать длину троса.
Каждый узел педалей управления рулем направления крепится к полу кабины шестью болтами.
Каждый узел педалей управления рулем направления включает в себя 2 педали. Каждая педаль состоит из рычага и подножки. Каждая педаль имеет S-образную трубку, положение нижнего конца которой совпадает с осью шарнира педали, а верхнего конца – с плоскостью подножки педали.
От носового шпангоута кабины к низу каждой S-образной трубки подходят четыре троса управления (тросы кабины). Для регулировки каждого узла крепления троса предусмотрен установленный на шпангоуте кронштейн с отверстиями. Все тросы проходят через S-образные трубки и выходят из верхних концов трубок, затем идут от трубок на трехплечую качалку.
Каждый внешний трос управления проходит через тефлоновую направляющую трубку в задней части панели пола. Затем оба внешних троса проходят по направляющему ролику, установленному на шпангоуте крепления ручек управления, и идут внутрь. Внешние педали узлов соединяются тросами с передним плечом трехплечей качалки.
Каждый внутренний трос управления проходит через тефлоновую направляющую трубку в задней части панели пола. Эти тросы соединяют внутренние педали с боковыми плечами трехплечей качалки.
Возвратные пружины механизма регулировки | |
Передний узел крепления к панели пола | |
Задний узел крепления к панели пола | |
Левая педаль управления рулем направления | |
S-образная направляющая трубка для тросов управления | |
Трос механизма регулировки | |
Трос управления рулем направления | |
Кронштейн с отверстиями (для крепления тросов) | |
Собачка механизма регулировки | |
Главный тормозной цилиндр | |
Тормозной бак (только на стороне второго пилота) | |
S-образная направляющая трубка для тросов управления | |
Правая педаль управления рулем направления | |
Рисунок 2: Узел педалей управления рулем направления
Передний узел крепления к панели пола | |
Левая педаль управления рулем направления | |
Задний узел крепления к панели пола | |
S-образная направляющая трубка для тросов управления | |
Шток механизма регулировки | |
Трос управления рулем направления | |
Кронштейн с отверстиями (для крепления тросов) | |
Главный тормозной цилиндр | |
Тормозной бак (только на стороне второго пилота) | |
S-образная направляющая трубка для тросов управления | |
Правая педаль управления рулем направления | |
Рисунок 3: Узел педалей управления рулем направления с электрической регулировкой
(по рекомендации OÄM 42-070)
Два троса (тросы фюзеляжа) крепятся к задней части трехплечей качалки. Каждый трос состоит из короткой передней части и длинной задней части. Все тросы проходят через тефлоновые трубки. Передние и задние тросы соединяются тандерами, которые используются для регулировки натяжения тросов фюзеляжа и нейтрального положения руля направления.
Оба троса фюзеляжа проходят через тефлоновые трубки в хвостовой части фюзеляжа и крепятся к нижнему монтажному кронштейну руля направления. В хвостовой части фюзеляжа тросы перекрещиваются.
С левой стороны нижнего узла навески руля направления расположен ограничитель руля направления, ограничивающий отклонение руля направления влево. С правой стороны нижнего узла навески руля направления расположен ограничитель руля направления, ограничивающий отклонение руля направления вправо. Каждый ограничитель руля направления состоит из гайки, приваренной к нижнему монтажному кронштейну руля направления, и болта, который застопорен в гайке зажимной гайкой.
3. Принцип работы
При отжатии левой педали управления рулем направления вперед происходит следующее:
- Верх S-образной трубки сдвигается вперед.
- S-образная трубка тянет левый трос кабины.
- Левый трос кабины движет качалку против часовой стрелки (при виде сверху).
- Качалка тянет вперед трос фюзеляжа, прикрепленный к правому плечу, который присоединяется к левой стороне руля направления.
- Трос фюзеляжа отклоняет руль направления влево.
- При отклонении руль направления тянет назад другой трос фюзеляжа, который присоединяется к левой стороне качалки.
- Трос фюзеляжа движется назад вместе с левой стороной качалки.
- Левая сторона качалки тянет назад оба правых троса кабины, которые, в свою очередь, тянут назад S-образные трубки правых педалей управления рулем направления.
При отжатии вперед правой педали управления рулем направления все элементы движутся в обратном направлении. Руль направления отклоняется вправо и тянет назад левые тросы.
A. Ручная регулировка
При оттягивании ручки регулировки собачка расцепляется с нижней направляющей трубкой. При дальнейшем оттягивании ручки узел педалей смещается вдоль направляющей трубки в направлении кресла. Отпустить ручку и нажать ногами на обе педали. При этом собачка фиксирует положение узла.
При нажатии ногами на обе педали при оттянутой ручке узел педалей смещается вперед по направляющим трубкам. Отпустить ручку и нажать ногами на обе педали. При этом собачка фиксирует положение узла.
При регулировке положения педалей тросы управления двигаются в S-образных трубках.
B. Электрическая регулировка (дополнительное оборудование, OÄM 42-070)
Переключатели регулировки положения педалей расположены с левой и правой стороны на задней стенке ниши для ног. Переключатель регулировки положения используется для регулировки положения узла педалей с соответствующей стороны.
Для смещения педалей к себе нажать на верхнюю часть переключателя. Для смещения педалей от себя нажать на нижнюю часть переключателя.
При отпускании переключателя электродвигатель выключается и педали остаются в выбранном положении.
При регулировке положения педалей тросы управления двигаются в S-образных трубках.
Узел педалей управления рулем направления первого пилота | |
Внутренний трос управления | |
Узел педалей управления рулем направления второго пилота | |
Трехплечая качалка в сборе | |
Шпангоут крепления ручек управления | |
Шпангоут крепления ручек управления | |
Отверстие под стопорный штифт | |
Рисунок 4: Элементы системы управления рулем направления в кабине
Болт-ограничитель руля направления | |
Тросовая проводка в фюзеляже с направляющими трубками | |
Трехплечая качалка в сборе на шпангоуте крепления ручек управления | |
Тросовая проводка в фюзеляже с направляющими трубками | |
Нижний монтажный кронштейн руля направления | |
Рисунок 5: Элементы системы управления рулем направления в фюзеляже
Триммер руля направления
1. Общие сведения
На самолете DA 42 установлен руль направления с триммером. Управление триммером руля направления осуществляется при помощи колеса, расположенного в передней части центральной панели. Для управления триммером руля направления используется механическая система.
Отверстие под стопорный штифт | |
Указатель положения триммера | |
Колесо управления триммером | |
Тяги управления триммером | |
Рисунок 1: Система управления триммером руля направления. Основные элементы
2. Описание
Механическая система триммирования руля направления состоит из 3 основных частей:
· Колесо с указателем положения триммера.
· Длинный гибкий трос, соединяющий колесо с механизмом привода триммера.
· Исполнительный механизм триммера.