Основные агрегаты системы подачи и управления
ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЖИДКОСТЬЮ
· Гидробачок. В бачке содержится гидравлическая жидкость. На нем имеется смотровое стекло, через которое можно следить за уровнем жидкости в бачке. Максимальный объем бачка- 1,5 литров. Нормальный уровень- 0,9 литра, что позволяет использовать из них 0,6 литра в силовых приводах выпуска шасси и полностью заряженном гидроаккумуляторе. При наличии в бачке 0,9 л гидравлической жидкости смотровое стекло будет полностью затоплено.
Бачок имеет горловину для дозаправки. Использовать необходимо только гидравлическую жидкость MIL-H-5606E(например, AeroShell Fluid 41) с возможным смешением с 0,3% MIL-L 25681 или NATO S-1735(например, Mocil 50/50), доливаемыми в бачок. Бачок имеет вентиляционный клапан с гравитационным устройством, которое перекрывает клапан в случае действия отрицательной силы тяжести. Фильтр в вентиляционном клапане предотвращает попадание примесей в бачок через вентиляционную систему. Разгрузочный клапан защищает бачок от избыточного давления. По гибкому шлангу жидкость поступает к насосу, а по жесткой трубке она возвращается из системы обратно в бачок. Дренажное отверстие находится на дне бачка.
· Гидронасос. Гидравлический насос расположен на монтажной полке, рядом с бачком. Насос нагнетательного типа приводится в действие электродвигателем. В насосе имеется входной и выходной каналы для связи с гидравлической системой.
· Фильтр высокого давления. Выходной канал от насоса соединен с фильтром высокого давления. Фильтр имеет съемный коррозионно-стойкий стальной элемент. Фильтр крепится болтами к кронштейну, расположенному на монтажной полке.
· Клапан регулировки давления. Клапан регулировки давления ограничивает рабочее давление системы в пределах 124 бар(1800 p.s.i.). Клапан регулировки давления
расположен в гидравлическом управляющем блоке. Гидравлический управляющий блок установлен на монтажной полке.
· Разгрузочный клапан. Разгрузочный клапан ограничивает давление в системе до максимального значения 179 бар (2600 p.s.i.) в случае отказа системы регулировки давления. Разгрузочный клапан расположен в гидравлическом управляющем блоке.
·
Электромагнитные клапаны. В системе есть два электромагнитных клапана: подающий клапан и возвращающий клапан. Электромагнитные клапаны управляют потоком жидкости в направлении и от гидравлических силовых элементов. Электромагнитные клапаны установлены на гидравлическом управляющем блоке.
· Мембранный переключатель насоса. Мембранный переключатель насоса выключается, когда давление в системе падает ниже значения 96,5 бар(1400 p.s.i.) и включается, когда давление превышает значение 113,8 бар(1650 p.s.i.). Мембранный переключатель насоса расположен в гидравлическом управляющем блоке.
· Двухпутевой гидрораспределительный клапан. Двухпутевой гидрораспределительный клапан имеет два ограничителя потока и невозвратный клапан. Жидкость, протекающая от системы давления к насосу, проходит через оба ограничителя. Жидкость, протекающая от аккумулятора обратно в линию давления, проходит через первый ограничитель и затем к линии давления через невозвратный клапан. Двухпутевой гидрораспределительный клапан расположен в гидравлическом управляющем блоке.
· Аккумулятор. Аккумулятор - цилиндрический контейнер, разделенный поперек мембраной. На одну сторону мембраны действует давление жидкости, протекающей от двухпутевого гидрораспределительного клапана. Другая сторона находится под действием давления азота 79 бар(1150 p.s.i.). Аккумулятор сглаживает изменение давления, которое происходит во время нормальной работы системы и, следовательно, снижает число циклов работы насоса. Аккумулятор расположен на монтажной полке.
· Клапан разгрузки аккумулятора. Клапан разгрузки аккумулятора связан с линией давления гидравлической жидкости аккумулятора и с линией давления жидкости после двухпутевого гидрораспределительного клапана. Имеется возможность управления клапаном разгрузки аккумулятора для снятия давления жидкости аккумулятора и давления гидравлической системы. Выделенная жидкость попадает обратно в бачок. Клапан разгрузки аккумулятора расположен в гидравлическом управляющем блоке.
· Регулирующие клапаны. Каждый силовой привод шасси имеет регулировочный клапан в линии выпуска. Во время нормальной работы стоек шасси регулирующие клапаны управляют потоком гидрожидкости, протекающей из силовых приводов для того, чтобы обе стойки шасси выпускались с одинаковой скоростью.
Тема 4. ШАССИ САМОЛЁТА
Описание
Шасси обеспечивает поглощение нагрузок при посадке и движение самолета на земле, а также позволяет управлять рулением и торможением при движении самолета на земле.
На самолете DA 42 установлено трехопорное убираемое шасси. Левая основная опора шасси крепится к центроплану с левой стороны от фюзеляжа. Правая основная опора шасси крепится к центроплану с правой стороны от фюзеляжа. Носовая опора шасси крепится к носовому шпангоуту фюзеляжа. При уборке шасси в полете ниши всех трех опор шасси закрываются створками из углепластика.
Каждая основная опора выполнена в виде стальной трубчатой стойки. К нижней части стойки крепится рычаг, на котором установлена полуось крепления колеса в сборе. Для поглощения нагрузок при посадке к рычагу сзади от трубчатой стойки крепится амортизатор. Основные опоры шасси удерживаются в убранном положении гидросистемой шасси. При выпуске основных опор стойки фиксируются и удерживаются замками в выпущенном положении при воздействии нагрузок от повторных ударов.
Основные опоры шасси одноколесные, оснащены гидравлическими дисковыми тормозами. Для управления тормозами используются ножные педали, расположенные на педалях управления рулем направления.
Носовая опора шасси крепится к носовому шпангоуту фюзеляжа. Посадочные нагрузки поглощаются стальной стойкой со встроенным телескопическим амортизатором. Носовая опора шасси одноколесная. Управление носовой опорой шасси пилот осуществляет при помощи педалей управление рулем направления. Вращательное движение носовой опоры шасси ограничивается двумя ограничителями угла поворота.
Носовая опора шасси удерживается в убранном положении гидросистемой шасси. При выпуске носовой опора стойка фиксируется и удерживается замком в выпущенном положении при воздействии нагрузок от повторных ударов. Шасси оснащено гидравлической системой выпуска и уборки с электрическим управлением. Гидравлический блок системы выпуска и уборки установлен на раме в хвостовой части фюзеляжа, рядом с задним багажным отсеком.
Принцип действия на земле
Пилот управляет рулением самолета при помощи педалей управления рулем направления. При нажатии на левую педаль носовая опора шасси поворачивается влево и самолет поворачивает влево. При нажатии на правую педаль носовая опора шасси поворачивается вправо и самолет поворачивает вправо.
При нажатии на тормозные педали гидравлическая жидкость из главных тормозных цилиндров поступает в тормозные цилиндры дисковых тормозов и обжимает тормоза. При затяжке пилотом стояночного тормоза во время нажатия на тормозные педали кран стояночного тормоза фиксирует тормоза в обжатом положении.
Каждая стойка шасси оснащена масляно-газовым амортизатором. Амортизаторы сжимаются и обеспечивают поглощение нагрузок при движении самолета по неровной поверхности. Амортизаторы рассчитаны на поглощение нагрузок, превышающих нормальные посадочные нагрузки.
Принцип действия в воздухе
После взлета самолета пилот может убрать шасси в ниши. Ниши шасси оснащены створками, которые закрываются после уборки шасси.
Работа в аварийной ситуации
При отказе гидравлической системы пилот может выпустить шасси, переведя рычаг выпуска шасси вниз. При этом происходит выпуск шасси под действием их собственного веса и усилия пружины. После полного выпуска шасси срабатывают подпружиненные замки, которые фиксируют стойки шасси в выпущенном положении. После этого пилот может совершить нормальную посадку. При отказе гидравлической системы уборка шасси невозможна.
Примечание: При отказе бортовой электросистемы выпуск шасси происходит автоматически. В этом случае перестает поступать питание на гидравлический насос и оба электромагнитных клапана открываются. Гидравлический механизм запирания стоек шасси не работает. При полном выпуске шасси механически фиксируется в выпущенном положении.
Основные опоры шасси
Описание
Каждая основная опора выполнена в виде стальной трубчатой стойки. В верхней части стойки имеется продольно расположенная траверса, установленная обеими цапфами в подшипники, закрепленные на силовых элементах крыла. К нижней части трубчатой стальной стойки прикреплен рычаг. К задней части трубчатой стальной стойки и рычагу крепится масляно-газовый амортизатор.
К рычагу четырьмя болтами крепится полуось колеса основной опоры шасси. На полуоси установлена стальная пластина, к которой крепится тормоз. Гидравлический шланг тормоза и электропровода микровыключателей стойки крепятся хомутами.
Каждая основная опора шасси оснащена большим гидроцилиндром, обеспечивающим уборку и выпуск опоры шасси. Одним концом гидроцилиндр присоединяется к верху трубчатой стальной стойки рядом с траверсой. Другим своим концом гидроцилиндр крепится к силовым элементам крыла через складывающийся подкос.
Принцип работы
Каждая основная опора шасси передает вертикальные нагрузки (например, возникающие при посадке) на силовой набор самолета. При воздействии на опору вертикальной нагрузки колесо отжимает рычаг опоры вверх. При этом рычаг движется и сжимает амортизатор, который нажимает на верх трубчатой стойки.
Амортизатор быстро работает на сжатие, но медленно на растяжение. Это позволяет предотвратить передачу опорами толчков после посадки и вибрацию самолета.
Носовая опора шасси
Общие сведения
Носовая опора шасси установлена в нише носовой опоры шасси и крепится к силовому набору при помощи кронштейна подвески. Носовая опора шасси одноколесная, имеет масляно-пневматический амортизатор. Ниша носовой опоры закрывается двумя створками из композитного материала. Управление поворотом колеса носовой опоры осуществляется при помощи системы управления рулем направления.
Описание
Ниша носовой опоры расположена в носовой части самолета и входит в состав ее конструкции. Носовая опора шасси крепится к кронштейну подвески. Кронштейн подвески крепится болтами к носовому шпангоуту кабины и стенкам ниши носовой опоры шасси.
Носовая опора шасси состоит из трубчатой стальной стойки, которая образует верхнюю часть опоры, на которой имеются шарнирные узлы подвески, и установленного в стойку трубчатого плунжера, который удерживается в стойке бронзовыми втулками. Плунжер может поворачиваться в стойке. Вращение плунжера ограничивается упорами на стойке и на плунжере.
В верхней части плунжера имеется карданное соединение. Соединение состоит из 3 частей: верхней вилки, нижней вилки и сухаря. На верхней карданной вилке имеется рычаг управления поворотом колеса. В нижней части трубчатого плунжера находится шток, который удерживается в плунжере уплотнением. Нижняя часть штока заполнена гидравлической жидкостью. Верхняя часть трубчатого плунжера заполнена азотом под высоким давлением. Эти элементы образуют амортизатор носовой опоры. Шток удерживается от вращения относительно плунжера шлиц-шарниром, состоящим из двух звеньев.
К нижней части штока четырьмя болтами крепится вилка носовой опоры, на которой установлено колесо. Под вилкой имеется пластина для крепления водила для буксировки самолета.
Ниша носовой опоры после уборки шасси закрывается двумя створками. Каждая створка носовой опоры крепится к 4 узлам навески. Створки носовой опоры соединяются двумя короткими тягами с механизмом привода носовой опоры.
Принцип работы
Носовая опора шасси выполняет две функции: поглощение вертикальных нагрузок и руление самолета на земле.
При воздействии на носовую опору вертикальной нагрузки (например, во время посадки) шток движется вверх в трубчатой стойке. При этом происходит сжатие азота в амортизаторе. При уменьшении нагрузки шток выдвигается из трубчатой стойки. При работе на сжатие амортизатор характеризуется высокой скоростью хода штока. В обратном направлении скорость хода штока ограничивается амортизатором. Это позволяет предотвратить передачу опорами толчков после посадки и вибрацию самолета.