Устройство основной опоры шасси
Основная опора шасси одностоечного типа. В нее входят (рис. 5.1):
амортизационная стойка8, телескопического типа, состоящая из амортизатора с траверсой, двухзвенника 9 и оси колес. Амортизатор однокамерный, азотно-масляного типа заправляется маслом АМГ-10 в количестве 6350 см3 и заряжается азотом с начальным давлением 27+1 кгс/см2. Траверса приварена к цилиндру амортизатора в верхней части и обеспечивает крепление амортстойки к силовой ферме, которая состоит из двух стоек 4, двух верхних продольных 2 и одного поперечного 5 подкосов.
В верхней части траверсы и нижних частях стоек силовой фермы выполнены отверстия для крепления съемных цапф, в которых амортстойка может поворачиваться при уборке и выпуске шасси. Стойки и передние концы продольных подкосов закреплены на нижних полках соответственно заднего и переднего лонжеронов крыла по нервюрам № 5 и № 6. Двухзвенник предотвращает проворачивание штока амортизатора относительно его цилиндра. На двухзвеннике правой опоры установлен концевой выключатель блокировки уборки шасси на земле. Ось колеса неподвижно закреплена на головке штока амортизатора;
складывающийся подкос 12, предназначенный для восприятия усилий, действующих на амортстойку вдоль оси самолета, передачи их на центроплан крыла, а также удержания стойки в выпущенном положении. Состоит из двух звеньев. Нижнее зве но, состоящее из одной трубы, крепится через кардан к цилиндру амортизатора, а верхнее, состоящее из двух труб и траверсы и представляющее треугольную ферму, крепится в подшипниках кронштейнов переднего лонжерона центроплана. Звенья между собой соединены шарнирно. Подкос фиксируется от складывания при выпущенном положении основной опоры замком-распором;
Рис. 5.1. Основная опора шасси:
1 – замок убранного положения; 2 – продольный подкос; 3 – гидроцилиндр уборки-выпуска; 4 – стойка; 5 – поперечный подкос; 6 – задняя стенка отсека; 7 – замок-распор; 8 – амортстойка; 9 – двухзвенник; 10 – рычаг привода механизма управления передними створками; 11 – серьга подвески амортстойки; 12 – складывающийся подкос; 13 – дополнительная створка; 14 – механизм управления передними створками; 15 – замок для открытия ство-
рок на земле; 16 – передняя створка; 17 – замок передних створок.
замок выпущенного положения (замок-распор) 7, предназначенный для фиксации стойки в выпущенном положении. Состоит из двух звеньев, которые в закрытом положении распора упираются упорами одно в другое и удерживаются в таком положении пружинами, образуя при этом обратную стрелу прогиба. В таком положении распор препятствует самопроизвольному складыванию подкоса и, следовательно, всей опоры. Распор открывается односторонним гидроцилиндром, а закрывается механически. Положение замка контролируется концевым выключателем;
замок убранного положения1, предназначенный для фиксации стойки в убранном положении. Замок может быть открыт гидроцилиндром замка или механически с помощью тросовой проводки из грузовой кабины, которая воздействует на защелку, удерживающую крюк замка в закрытом положении. Закрывается замок механически при уборке амортстойки. Положение замка контролируется концевым выключателем. Замок установлен в районе переднего лонжерона центроплана крыла на удлинительной трубе и подкреплен двумя подкосами;
гидроцилиндр уборки-выпуска основной опоры3, предназначенный для уборки и выпуска амортстойки и привода в действие механизма управления створкам. Крепится к заднему лонжерону центроплана и через рычаг к траверсе амортстойки. В поршне гидроцилиндра смонтировано демпфирующее устройство, которое обеспечивает плавную установку опоры на замок выпущенного положения;
тормозное колесо КТ-157, предназначенное для движения самолета на земле, поглощения и рассеивания части энергии при посадке самолета и движении его по аэродрому. Состоит из барабана, пневматика, дискового тормоза и датчика юза. Барабан отлит из магниевого слава и имеет съемный борт из двух колец для удобства монтажа пневматика. На внутренней поверхности барабана имеются пазы, в которые входят выступы промежуточных дисков тормоза. В ступице барабана установлены конусные роликовые подшипники, между внутренними обоймами которых на ось устанавливается распорная втулка, а также закреплена шестерня привода инерционного датчика юза. На внутренней реборде барабана установлено три термосвидетеля с температурой плавления 102+3 оС. Пневматик полубаллонного типа, камерный. Дисковый тормоз состоит из корпуса, нажимного диска, трех неподвижных биметаллических дисков, четырех подвижных металлокерамических дисков, блока цилиндров и узла растормаживания. Корпус тормоза крепится на шлицах оси. Инерционный датчик юза УА-28А односигнального типа. Установлен на корпусе тормоза. Шестерня датчика находится в постоянном зацеплении с шестерней, установленной на ступице барабана;
Рис. 5.2. Механизм управления створками отсека основной
опоры шасси:
1 – серьга; 2 – замок передних створок; 3 – кронштейн с роликом; 4, 19 – рычаги; 5 – тросы привода замка створок; 6 – тяга; 7 – замок убранного положения; 8 – кронштейн; 9, 21 – кулисы; 10, 11, 15 – рычаги амортстойки; 12 – тяга привода задней створки; 13 – задняя створка; 14 – левая передняя створка; 16 – замок для открытия створки на земле; 17 – дополнительная
створка; 18 – тяга с поворотной вилкой; 20 – вал.
створки и механизмы их управления(Рис. 5.2), обеспечивающие закрытие отсеков опоры шасси как при выпущенном, так и убранном положении. Отсек основной опоры закрывается двумя передними 14 и одной задней 13 створками. Задняя створка соединяется тягой 12 с рычагом амортстойки. Она открывается внутрь во время выпуска амортстойки и закрывается при уборке. Передние створки открываются наружу только в процессе уборки или выпуска амортстойки. В задней части передних створок имеются подпружиненные дополнительные створки 17, которые открыты при выпущенной опоре. При убранном положении амортстойки передние створки удерживаются в закрытом положении механическим замком 2, установленным на передней стенке отсека шасси и управляемым от замка убранного положения 7 двойной тросовой проводкой.
Управление передними створками осуществляется специальным механизмом, кинематически связанным с рычагами, установленными на траверсе и амортизаторе стойки. Тяги механизма управления передними створками присоединены к створкам при помощи специальных замков 16, которые позволяют отсоединять створки от механизма управления и открывать их вручную. На дополнительных створках и складывающемся подкосе имеются красные метки для контроля выпущенного положения опоры.