Понятие информации и коммуникации
Информация – совокупность сведений о том, что происходит внутри организации и ее окружении.
Для осуществления своей деятельности руководитель должен постоянно производить обмен информацией. Поэтому управленческая деятельность начинается со сбора, накопления, переработки и осмысления информации. Она является ограниченным и дорогим ресурсом производственной активности фирмы.
Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия управленческих решений. Источники информации подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние источники информации: бухгалтерская и статистическая отчетность, текущие наблюдения, специальные обследования. Внешние источники информации: сотрудники фирмы, посредники и партнеры, официальные и неофициальные публикации, промышленная разведка
Можно выделить следующие характерные особенности информации.
Целевое назначение. Информация имеет определенную цель в момент передачи ее для пользователя.
Ценность информации (тот материальный эффект, который дает ее использование). Она зависит от способа и скорости ее передачи, надежности, старения и прочих факторов.
Надежность и достоверность. Надежность характеризует технические возможности средств передачи и обработки информации. Достоверность — это степень отражения истинного состояния объекта.
Избыточность, (необходимое количество) которая может быть охарактеризована стоимостью ошибки в результате неправильного преобразования команд.
Быстродействие (время, необходимым для понимания ситуации на объекте).
Периодичность это частота передачи информации.
Непрерывность. Информация может быть представлена в непрерывной форме для выдачи непрерывных данных.
Управление на основе информации, строящейся по принципу обратной связи, представляет собой основную и важнейшую особенность систем и имеет существенное значение для построения управленческой информационной системы. Управление и обратная связь сопутствуют друг другу.
Информация может быть дифференцирована:
- по аспектам управления на экономическую, организационную, социальную, техническую информацию;
- по характеру предоставления информацию можно подразделить на визуальную, аудио- и аудиовизуальную;
- по форме предоставления можно выделить цифровую, буквенную, и кодированную информацию;
- по времени ее активного использования: постоянная и переменная информация;
- по возможности продуктивного использования можно выделить информацию полезную, ложную и избыточную;
- по отношению к системе управления информация подразделяется на входную и выходную. Информация, поступающая на объект управления, - входная, от объекта управления — выходная.
Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К информации предъявляются определенные требования:
- краткость, четкость формулировок, своевременность поступления;
- удовлетворение потребностей конкретных управляющих;
- точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений.
Обмен информацией встроен во все виды управленческой деятельности и является связующим процессом или коммуникацией.
Коммуникация - это процесс передачи информации кому-либо. Такая передача может осуществляться в явной форме (посредством языка или графических иллюстраций) или неявно, например, в невербальной форме (жесты, выражение лица и т. д.).
Основными элементами коммуникационного процесса являются: отправитель (лицо собирающее и генерирующее информацию), сообщение (закодированная информация), канал (средства передачи информации) и получатель (реципиент).
Средствами коммуникации является все, что позволяет передавать информацию от субъекта управления к объекту и обратно. К ним относятся: совещания, личные беседы, служебные записки, отчеты о работе, телефонные разговоры, видеоролики, электронная почта, Internet и т. д.
Коммуникации можно классифицировать:
1. По типу объектов:
- организация – внешняя среда;
- вертикальная межуровневая (восходящая или нисходящая);
- горизонтальная межуровневая.
2. По степени формализации:
- формальные коммуникации;
- неформальные коммуникации.
Коммуникации между уровнями управления и подразделениями получила название межуровневой. К ней относятся:
- вертикальная коммуникация, или коммуникация по нисходящей и коммуникация по восходящей. Ее подвидами являются: коммуникация руководитель-подчиненный и коммуникация между руководителем и группой;
- горизонтальная коммуникация, или коммуникация между различными подразделениями.
Коммуникационный процесс - это обмен информацией между отдельными людьми или группой лиц. Основная цель коммуникационного процесса - это обеспечение понимания посланного сообщения. В процессе обмена информацией есть четыре основных обязательных элемента:
- отправитель, лицо, собирающее информацию и передающее ее;
- сообщение, сама информация, представленная в той или иной форме;
- канал, или средства передачи информации;
- получатель, или лицо, которому предназначена информация и который интерпретирует ее.