Этапы процесса обмена информацией.

Коммуникационный процесс включает следующие этапы:

1. Отбор передаваемых сведений.

2. Кодирование информации, т.е. облекается в форму понятную и доступную получателю (письменную, табличную, графическую, звуковую).

3. Передача информации.

4. Прием, расшифровка и осмысление

Отправитель информации всегда ждет реакции получателя, т.е. обратной связи, чтобы оценить степень понимания или непонимания ее смысла, принятия или непринятия.

Информационный обмен облегчает краткость, ясность, недвусмысленность сообщений, постоянный контроля за их содержанием, процессами передачи и приема, использования параллельных и перекрестных коммуникационных каналов, дублирование устной информации письменной.

В системах с разделением труда лица не обладают одинаковой информацией, поэтому необходим ее обмен или коммуникации. Идеализированный информационный процесс может быть представлен схемой рисунке 1.1.

Этапы процесса обмена информацией. - student2.ru

Рисунок 1.1 Схема информационного процесса

В процессе коммуникации возникает множество препятствий, которые называются барьерами, к ним относят: неопределенность сообщения, неудачное представление информации, неспособность получателя воспринимать информацию, дезинформация, помехи, недостаток или перегрузка каналов связи.

Коммуникационные барьеры обусловлены:

- трудностями восприятия;

- семантическими барьерами (слова могут иметь различное значение для разных людей);

- невербальные барьеры;

- плохая обратная связь.

Тема 2. Понятие информационных технологий и информационных систем управления

«Управление» применяется во всех сферах человеческой деятельности:

- в технике (управление машинами, техническими процессами);

- в производственно-хозяйственной деятельности (управление производст­венными процессами).

В любом процессе управления существует объект, которым управляют (станок, предприятие, область), и орган, который осуществляет управление (техническое средство, человек). В процессе управления этот орган получает некоторую информацию о состоянии внешней среды, где находится объект и с которым он связан. Вся эта информация воспринимается управляющим органом, который вырабатывает на ее основе руководящую информацию (принимает решения). На основе принятого решения некоторый исполнительный орган (аппарат управления, руки работающего и др.) совершают управляющее влияние на объект, которым руководят. Вот эти три состава (вместе с информационными связями) образуют систему управления.

Этапы процесса обмена информацией. - student2.ru

Субъект управления

Часто управляющий и исполнительный органы объекта управления объединяют в одно понятие — субъект управления. В таком случае систему управления можно представить как совокупность двух подсистем: управляемой и управляющей. Самым сложным на изображенной схеме есть управляющий орган, поскольку он может своевременно перерабатывать большие объемы информации, которая поступает в него.

Цель управления

Управления всегда осуществляется с определенной целью, которая всегда конкретная для заданного объекта управления и связанная с состоянием объекта и среды, в котором он находится. Очень важно определить цель управления, которая для каждого управляемого объекта может быть одна и одна и та же. Степень достижения поставленной цели управления определяется по помощи целевой функции управления. Анализ структурной схемы ИАСУ показывает, что для реализации оптимального управления не достаточно иметь целевую функцию управления и заданные для нее ограничения. Нужна также информация о состоянии объекта управления и внешней среды и о великом множестве возможных состояний элементов системы управления. Без информации не существует управления. Больше того, управления именно и являются беспрерывным процессом переработки информации: на основании одной информации вырабатывается другая, которое, в свою очередь, становится материалом для получения новой, и т.д.

Управляющие действия, которые поступают из управляющей части в управляемую, могут быть разные по характеру: энергетические, материальные, информационные — в зависимости от природы управляемого объекта. Среди всех систем в особенности выделяются системы, управляемым объект которых являются люди или коллективы людей. Такие системы называются системами организационного управления, или организационными. Поскольку управляющие действия в них направленные на организацию (согласования) поведения коллективов людей и есть информационными. Для этих систем исполняется кибернетическое определение управления как процесса целенаправленной переработки информации.

Исследуя сложные системы, в частности организационные, важно установить общие связи между отдельными элементами, то есть представить общую «картину», а не распылять внимание на детали.

Наши рекомендации