Анализ результативности системы управления таможенным органом на основе процессного подхода
В целях обеспечения наиболее эффективного управления таможенными процессами руководителю таможенного органа необходимо проводить регулярный анализ системы управления для последующей оценки ее пригодности, достаточности и результативности, а также определения возможностей и способов улучшений. Принцип принятия решения основан прежде всего на: осуществлении сбора и анализа необходимой информации для выработки управленческих решений, которые направлены на совершенствование процессов, их результатов и системы управления в целом.
При этом результативность представляет собой степень реализации запланированной и достижения запланированных результатов.
Анализ со стороны руководства направлен на:
1. Оценку возможностей повышения результативности процессов и системы управления;
2. Оценку возможностей улучшения продукции;
3. Выявление потребностей в ресурсах.
Анализ результативности функционирования процессов руководителями процессов разумно проводить ежемесячно или же ежеквартально (что больше применимо на практике). Что касается общей оценки уже на стратегическом уровне, то ее необходимо проводить ежегодно. Рассмотрим анализ со стороны руководства на рис. 2.2 ниже. [8, С. 397]
Регламентирующая документация
Ресурсы
Рис. 2.2. Процесс «Анализа со стороны руководства»
Входными данными для анализа со стороны руководителя являются: результаты аудитов, обратная связь с потребителем, результаты функционирования процессов, статус предупреждающих и корректирующих действий, последующие действия, которые вытекают из ранее проведенных анализов со стороны руководства, также изменения, влияющие на систему управления таможенными органами и рекомендации по совершенствованию.
Выходные же данные включают в себя решения и действия, которые относятся к повышению результативности системы управления и выделенных ранее процессов, а также по улучшению качества продукции и удовлетворению потребностей в ресурсах.
Выходные данные могут содержать в следующих документах:
1. Отчете о результатах анализа со стороны руководства;
2. Плане мероприятий по улучшению.
При проведении анализа используется статистический метод. В обязательном порядке анализируются выявленные несоответствия и данные от потребителей (количество удовлетворенных жалоб на решения, действия (бездействия) должностных лиц, количество незаконных решений и неправомерных действий, отмененных судами, количество актов прокурорского реагирования.
Рассмотрим основные показатели таможенных органов Российской Федерации за 2013 – 2016 года в таблице 1.[16-19]
Таблица 1
Основные показатели работы таможенных органов Российской Федерации
№ п/п | Наименование показателя | ||||
Скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров и РФ, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций | |||||
1.1. | Время совершения таможенными органами Российской Федерации операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска (минут) | 47,9 | 39,4 | 32,5 | 29,5 |
1.2. | Время, прошедшее с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита товаров, перевозка которых под таможенным контролем осуществляется автомобильным транспортом, от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа до момента выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (минут) | 390,5 | 354,8 | 419,1 |
Продолжение таблицы 1
1.3. | Доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары, при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (процентов) | 99,2 | 99,72 | 99,95 | |
1.4. | Доля стоимости товаров, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общей стоимости оформленных товаров, при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (процентов) | 57,5 | 98,73 | 99,4 | 99,8 |
Своевременность и полнота поступления таможенных платежей | |||||
2.1. | Уровень выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет (процентов) | 101,6 | 101,1 | 101,14 |
Продолжение таблицы 1
2.2. | Доля таможенных платежей, возвращенных плательщикам в связи с удовлетворением жалоб участников внешнеэкономической деятельности на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в общем объеме уплаченных таможенных платежей (процентов) | 0,0075 | 0,004 | 0,02 | 0,01 |
2.3. | Доля таможенных платежей, возвращенных плательщикам или зачтенных в счет будущих платежей по решениям суда, отменяющим незаконные решения должностных лиц таможенных органов, в общем объеме уплаченных таможенных платежей (процентов) | 0,25 | 0,17 | 0,15 | 0,1 |
Эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям | |||||
3.1. | Доля товарных партий, ввозимых (вывозимых) товаров, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары (процентов) | 5,2 | 4,3 | 4,4 | 4,2 |
Продолжение таблицы 1
3.2. | Доля товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо в результате которого в выпуске товаров было отказано, в общем объеме досматриваемых партий товаров (процентов) | 15,4 | 22,2 | 33,4 | 39,3 |
3.3. | Доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров в общем количестве завершенных таможенных проверок (процентов) | 74,9 | 82,6 | 83,1 |
Стоит отметить, что за исполнение данных показателей отвечает ранее установленное ответственное лицо. То есть как и отмечалось ранее руководители процессов производят анализ деятельности таможенных органов в рамках своего процесса. И результатом данного анализа и являются соответствующие отчеты о выполнении основных показателей деятельности.
Рис. 2.2.1. Изменение показателей 1.1. и 1.2 работы таможенных органов Российской Федерации за 2013 – 2016 года
На рисунке 2.2.1. мы видим, что время совершения таможенными органами Российской Федерации операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска на протяжении 2013 – 2016 годов сократилось. Так, в 2016 году в сравнении с 2013 годом данный показатель сократился 18,4 минуты, это говорит о том, что время совершения операций по осуществлению контроля в автомобильных пунктах пропуска сократилось практически в 1,7 раза. Что касается время, прошедшего с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита товаров, перевозка которых под таможенным контролем осуществляется автомобильным транспортом, от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа до момента выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления увеличивается. Так абсолютное изменение показывает, что данный показатель увеличился на 28,6 в 2016 в сравнении с 2013 годом и составил практически 7 часов в сравнении с 6,5 часами. В 2015 году данный показатель составлял 5,9 часов и является наименьшим за представленным период.
Рис. 2.2.2. Изменение основные показателей работы таможенных органов Российской Федерации за 2013 – 2016 года
Основываясь на динамике, представленной на рис. 2.2.2. можно сделать следующие выводы:
1) Доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары, при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях приблизилась практически к 100% в 2016 году. Мы видим, что в 2013 году данный показатель составлял всего 61%, в 2016 году же он повысился практически на 39% и составил 99,95% (остальные 0,05% приходится на декларации физических лиц, оформленных в бумажном виде);
2) Доля стоимости товаров, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общей стоимости оформленных товаров, при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях также увеличивается на протяжении 2013 – 2016 годов. Так, увеличение в 2016 году в сравнении с 2013 годом составило 42,3%. Такое увеличение может говорить об эффективном использовании соответствующих технологий, связанных с электронным оформлением;
3) Уровень выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет остается стабильным. Наблюдается либо 100% исполнение, либо даже перевыполнение прогнозируемых доходов;
4) Что касается эффективности противодействия преступлениям и административным правонарушениям, то мы видим, что доля товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо в результате которого в выпуске товаров было отказано, в общем объеме досматриваемых партий товаров возросла. Так, в 2013 году данный показатель составлял 15,4%, а в 2016 году увеличился на 23,9% и составил 39,3% (в относительном выражении показатель увеличился в 2,5 раза). Это говорит о том, что участники ВЭД с каждым годом все больше нарушают таможенное законодательство;
5) Доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров в общем количестве завершенных таможенных проверок стабильно растет в рамках представленного периода;
6) Таким образом, мы видим, что нарушения таможенного законодательства со стороны участников ВЭД растет, но таможенные органы стремятся наиболее эффективно бороться с данные преступлениями.
Отдельно проведена оценкаследующего показателя – «Доля участников, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве участников ВЭД» в таблице 2. [16-19]
Таблица 2
Показатель 1.1. в соответствии с Планом деятельности Федеральной таможенной службы
Показатель | ||||||||
План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | |
Доля участников ВЭД, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве участников ВЭД, % | 40,5 |
Рис. 2.2.3. Доля участников ВЭД, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве участников ВЭД за 2013 – 2016 года, %
На основании данных, представленных на рис. 2.2.3, можно оценить изменение доли участников ВЭД, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве участников ВЭД. Итак, сравнив плановые и фактические значения данного показателя, мы видим, что на протяжении 2013 – 2016 годов данные показатель исполняется в полном объеме. Что касается сравнения фактических показателей, то можно сделать следующие выводы: показатель растет на протяжении практически всего периода, только в 2014 году данный показатель сократился на 15,5% и составил 40,5%. Но на протяжении 2015 – 2016 годов он возрос практически вдвое в сравнении с 2014 годом. Таким образом, 2015 – 2016 годах более 80% опрошенных участников ВЭД удовлетворены качеством предоставляемых услуг, которые и являются выходом всех таможенных процессов.
Ранее отмечалось, что для анализа качественной стороны таможенных процессов руководителем процесса, важен анализ обращений граждан в ФТС России. Данный анализ важен для того, чтобы таможенные государственные услуги соответствовали всех требованиям заинтересованных лиц (государства, общества, должностных лиц таможенных органов, участников ВЭД).
Так, данные Обзора обращений граждан в ФТС России за 2013 – 2016 года представлен в таблице 3 ниже. [21-24]
Таблица 3
Обзор обращений граждан в ФТС России за 2013 – 2016 года
Обращения | ||||
Письменные обращения | ||||
От граждан РФ | ||||
От иностранных граждан | ||||
Заявления | ||||
Жалобы | ||||
Предложения | ||||
Звонки |
Также письменные обращения поступают от: Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с данными таблицы 3, мы видим, что за представленный период количество звонков (наиболее удобный и быстрый способ) и жалоб возрастает.
Анализ поступивших в центральный аппарат ФТС России писем позволил определить основной круг вопросов, по которым обращались граждане:
1. таможенное оформление и розыск международных почтовых отправлений;
2. правомерность начисления таможенных платежей на товары и автомобили;
3. медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение для пенсионеров таможенных органов;
4. разъяснение таможенных правил;
5. о приеме на службу в таможенные органы;
6. выдача справок о заработной плате, подтверждение стажа работы, трудоустройство в таможенные органы;
7. временный ввоз автотранспорта в Республику Крым (с 2014 года);
8. вопросы предпринимателей и физических лиц из Республики Крым.
9. социальное обеспечение;
10. жалобы на действие (бездействие) должностных лиц таможенных органов.
За последние года появились новые темы, а именно:
- маркировка меховых изделий;
- ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации квадрокоптеров (беспилотных гражданских воздушных судов);
- о технических сбоях в работе Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов и о невозможности расчета таможенных платежей в личном кабинете участника ВЭД на официальном сайте ФТС России.
Также для разъяснения, интересующих вопросов, проводятся приемы в ФТС России.
Категория лиц, обратившихся за этот период в Федеральную таможенную службу, в основном осталась неизменной – это граждане, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу в личных целях, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из ближнего и дальнего зарубежья, индивидуальные предприниматели, сотрудники таможенных органов и обращения со стороны государственных органов.
Также данные, представленные на официальном сайте ФТС России позволяю сделать анализ деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров за 2016 год. [25]
Подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров в 2016 году проведено 7304 проверочных мероприятия в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них в форме таможенной проверки – 4125.
Отмечен рост эффективности работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров по обеспечению поступления в федеральный бюджет дополнительно начисленных денежных средств и снижение нагрузки на участников ВЭД. Количество таможенных проверок снижено на 14%, их результативность выросла до 87%.
По результатам проверочных мероприятий:
· взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму 4,3 млрд. рублей (на 13% больше, чем в 2015 году);
· одним должностным лицом в среднем взыскано – 5,0 млн. рублей (на 14% больше, чем в 2015 году);
· по результатам одной таможенной проверки в среднем взыскано – 1,0 млн. рублей (на 31% больше, чем в 2015 году);
· возбуждено 3876 дел об АП и 304 уголовных дел.
В целях содействия торговле, упрощению и ускорению совершения таможенных операций при таможенном декларировании и выпуске товаров в 2016 году активно проводилась работа по смещению акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Усовершенствованы подходы к организации контроля у участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, реализованы алгоритмы мониторинга показателей их деятельности, автоматизированы процессы планирования проверочных мероприятий.
В 2016 году 1278 проверочных мероприятий было направленно на профилактику правонарушений. По их результатам взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму 144,6 млн. рублей, возбуждено 535 дел об АП и 8 уголовных дел.
Одним из приоритетных направлений деятельности являлась работа по созданию единого механизма таможенного и налогового администрирования, интеграции информационных систем таможенных и налоговых органов для целей создания системы прослеживаемости движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю.
В целях недопущения перемещения в Российскую Федерацию запрещенных к ввозу товаров в местах, приближенных к российско-казахстанскому и российско-белорусскому участкам государственной границы Российской Федерации, созданы и функционируют 35 мобильных групп, осуществляющих мероприятия таможенного контроля.
По результатам работы мобильных групп:
· выявлено 1026 транспортных средств, перевозивших 13,4 тыс. тонн товаров, в отношении которых установлены запреты;
· возвращено в сопредельные государства 9,9 тыс. тонн товаров;
· уничтожено 3,1 тыс. тонн товаров;
· в отношении перевозчиков возбуждено 86 дел об АП и 2 уголовных дела.
Итак, в данной главе было выявлено, что таможенные процессы - это основные и вспомогательные процессы в деятельности таможенного органа, а также процессы управления деятельностью, представляющие собой устойчивую, целенаправленную совокупность взаимосвязанных видов деятельности таможенного органа, в рамках которой по определенной технологии осуществляется преобразование входов в выходы, которые и представляют наибольшую ценность для потребителя, то есть либо для участников внешнеэкономической деятельности, либо должностных лиц органа, либо государства и общества.
У базовых процессов основным результатомявляется выпуск продукции или оказание услуг. Для таможенных органов основными процессами является – таможенный контроль до выпуска товаров и таможенный контроль после выпуска товаров. Потребителями выступают: государство и участники внешнеэкономической деятельности. Через базовые процессы реализуется миссия организации, на их базе формируется организационная структура, определяется набор обеспечивающих процессов и процессов управления.
Назначение же обеспечивающих процессов – это создание необходимых условий для осуществления базовых процессов. К таковым процессам можно отнести следующее: тыловое обеспечение, управление человеческими ресурсами, информационно – техническое, а также документационное обеспечение. Результатом таких процессов являются – ресурсы для процессов, а внутренне заинтересованной стороной выступают должностные лица таможенных органов.
Цель осуществления процессов управления – повышение эффективности и результативности основных и обеспечивающих процессов. Например, процессы планирования, анализ со стороны руководства и внутренний аудит. Результатом осуществления процессов управления является деятельность таможенных органов, которая удовлетворяет требования и ожидания как потребителей, так и заинтересованных лиц.
Роль руководителя с применением процессного подхода в управлении деятельность заключается в том, что он не просто устанавливает цели и контролирует результат, а выстраивает процесс и принимает управленческие решения по его совершенствованию. В целях обеспечения наиболее эффективного управления таможенными процессами руководителю таможенного органа необходимо проводить регулярный анализ системы управления для последующей оценки ее пригодности, достаточности и результативности, а также определения возможностей и способов улучшений. Также в главе, были проанализированы основные показатели результативности управления деятельность таможенных органов.