С позиции процессного подхода

Методические указания к выполнению лабораторной работы

по дисциплине «Теория менеджмента»

Сызрань 2012

С позиции процессного подхода - student2.ru УДК 65

Методические указания к выполнению лабораторных работ/М.В. Горшенина, Е.Ю. Фирсова; Самар. гос. техн. ун-т., филиал в г. Сызрани. Сызрань, 2012. 16 с.

Методические указания содержат сведения о содержании лабораторной работы по дисциплине «Теория менеджмента» и даются методические рекомендации по её выполнению.

Данные методические указания адресованы студентам, обучающимся по направлению 080200– менеджмент.

Лабораторная работа №6

Исследование операций с позиции процессного подхода

Цель работы: формирование готовности идентифицировать операционные процессы с помощью методологии IDEF0.

Методы исследования и инструментарий: процессный подход, метод IDEF0,схема «вход-выход».

Понятие операции

Операционный процесс или просто операции - это деятельность по преобразованию ресурсов в товары и услуги.

Операционный процесс включает в себя взаимодействие людей и технологий, взаимозависимость продуктов и операционного процесса.

Операционный процесс может стать источником конкурентных преимуществ, поэтому успех любой организации зависит от того, насколько эффективно менеджеры управляют операциями.

Для определения операции можно рассмотреть простую модель «вход - выход» (рис. 1). Модель оказывается полезной для осмысления того, как ресурсы преобразуются в товары и услуги. Главными составляющими модели преобразования являются ресурсы, процессы, выходы.

       
  С позиции процессного подхода - student2.ru   С позиции процессного подхода - student2.ru

Вход

    Преобразование     Выход
Ресурсы   Операции   Товары, услуги

Р и с. 1. Модель «вход- выход»

Ресурсы можно разделить на два класса.

1. Ресурсы, которые сами подвергаются преобразованиям и входят в выходные продукты:

- материалы (сырье);

- информация.

2. Ресурсы, необходимые для преобразования, но не являющиеся сами частью выходных продуктов:

- основные средства – машины, оборудование, здания, земля;

- расходные материалы – безвозвратно расходуемые ресурсы, требующие затрат средств;

- люди – работники, осуществляющие операцию.

В зависимости от типа основных ресурсов и места выполнения операционные процессы можно разделить на 3 вида:

- завод - преимущественно обработка материалов;

- офис - преимущественно обработка информации;

- магазин - преимущественно обслуживание потребителей.

Полезно также классифицировать операции по типу контактов с потребителем и отличать операции, связанные с непосредственным воздействием на потребителя (магазин), и операции, не предусматривающие непосредственного воздействия (завод, офис).

Выходные продукты процессов преобразования обычно разделяются на товары и услуги. Товары - это материальный результат процесса. Они создаются до того, как их получит потребитель. Их можно складировать, дать качественные характеристики, для их производства требуется большое количество оборудования и сравнительно малые затраты человеческого труда.

Услуги - это нематериальные результаты процесса. Услуги нельзя хранить, они предоставляются потребителям в процессе их производства, и качество услуг оценить очень трудно.

Наши рекомендации