Участников внешнеэкономической деятельности
При обосновании принципов оценки качества необходимо принимать во внимание ряд обстоятельств. Во-первых, это существование видов таможенных услуг, разных по своему характеру, что требует разделения их оценки. Это обуславливает наличие принципа разделения оценки таможенных услуг на основные и дополнительные.
Во-вторых, необходимо принимать во внимание широкий спектр оказываемых таможенных услуг, что влечет за собой большое количество показателей оценки качества. Это требует применения принципа агрегирования оценки качества услуг. Данный принцип предполагает выделение уровней оценки качества и укрупнение показателей оценки при переходе от одного уровня к другому. Так, на первом – дифференциальном – уровне оценивается качество отдельных таможенных услуг по выделенным показателям качества, на втором – обобщенном – уровне – можно получить оценку качества блока однородных по своим характеристикам услугам. Последний – интегральный – уровень оценки предполагает оценку качества всех таможенных услуг по двум видам: основных и дополнительных.
Данный принцип устраняет недостаток сложности оценки качества таможенных услуг, который обусловлен большим количеством входных параметров, что определяется большим числом услуг и наличием нескольких показателей оценки по каждой таможенной услуге. Кроме того, он предопределяет каскадную структуру оценки, в которой выходная переменная одного уровня является входной переменной следующего уровня.
Каскадная структура оценки предполагает последовательный переход от оценки качества каждой таможенной услуги через оценку качества блока однородных таможенных услуг к интегральной оценке качества всех таможенных услуг. Это составляет суть методики интегральной оценки качества таможенных услуг.
Следует заметить, что предложенная каскадная структура оценки должна применяться отдельно для основных и дополнительных видов таможенных услуг. Это объясняется следующим условием применения каскадной структуры оценки: обеспечение независимости таможенных услуг друг от друга. Но исследование сущности основных и дополнительных таможенных услуг показало, что они находятся в отношениях соподчиненности, так как качество оказания дополнительных таможенных услуг (например, принятие предварительных решений о классификации товаров) влияет на качество основной услуги. В целом оценка таможенных услуг по их видам позволяет судить о деятельности таможенных органов по оказанию ими таможенных услуг.
Согласно исследованиям Всемирного банкапредоставление таможенных услуг таможенными органами РФ низко оценивается специалистами в области международной торговли. Согласно рейтингу «Индекс эффективности логистики» в 2016 году Россия занимает 99 из 160 стран в 2014 г. - 90 место из 160 стран, в 2012 г. – 95 из 155. Значения индекса эффективности логистики рассчитываются отделом группы Всемирного банка по международной торговле с периодичностью один раз в два года с 2007 г. на основе опроса более 1000 специалистов по логистике. Место в рейтинге рассчитывается в баллах по шести показателям: эффективность таможенного и пограничного оформления; качество торговой и транспортной инфраструктуры; простота организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам; качество и компетентность логистических услуг; возможность отслеживания прохождения грузов; своевременность поставок. Чем выше значение показателей государства, тем более развитой является его логистическая система.
Согласно другому исследованию Всемирного банка «Ведение бизнеса»
(Doing business), в котором 189 государств ранжируются по благоприятным условиям осуществления предпринимательской деятельности, РФ занимает 40 место(2017 г.). Позиция в рейтинге рассчитывается на основе 10 индикаторов, в томчисле по показателю «Международная торговля». В рамках данного показателяучитываются различные затраты, которые понесет организация при экспорте илиимпорте товаров, включая время, необходимое на экспорт (импорт), стоимость экспорта, количество требуемых документов для импорта. В 2016 г. по индикатору«Международная торговля» Россия занимает 170 место (2015 – 169 место, 2014 гг. – 157 место,2013 гг. – 162 место,2012 гг. – 160 место, 2011 гг. – 162 место).[13]
Исследованию «Ведение бизнеса» уделяется существенное внимание. Принятие мер, направленных на повышение позиции России в рейтинге «Ведение бизнеса» до 50 места в 2015 г. и до 20 места в 2018 г. предписано указом ПрезидентаРФ «О долгосрочной государственной экономической политике».
Результаты исследования «Деловая среда глазами представителей частногобизнеса» во многом сходны с рейтингом «Ведение бизнеса».
Таким образом, сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что по указанным рейтингам позиция России сопоставима или ниже позиций стран с низкимуровнем дохода. При этом невысокий рейтинг РФ во многом обусловливается низким значением индикатора легкости ведения международной торговли, учитывающем затраты участников ВЭД на прохождение таможенных формальностей. Данныеобстоятельства свидетельствуют о необходимости повышения качества таможенных услуг. Учитывая незначительное повышение места РФ в рейтингах в 2014г. по сравнению с предыдущими периодами, можно предполагать наличие потенциала для совершенствования процесса предоставления таможенных услуг таможенными органами РФ.
Мнения участников ВЭД о деятельности таможенных органов учитываютсятакже Федеральной таможенной службой. В Плане деятельности ФТС России напериод 2013 – 2018 гг. в рамках цели 1 «Улучшение инвестиционного климата вРФ, максимальное содействие внешнеторговой деятельности» рассчитывается показатель «Доля участников внешнеэкономической деятельности, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг». При этом плановое значение на конец 2018 г. составляет 80 % [9].
Социологические опросы по заказу ФТС России проводятся Всероссийскимцентром изучения общественного мнения. В 2015 г. целью опроса была оценка процесса совершения таможенных операций заинтересованными сторонами. В опросеучаствовало более 1300 респондентов: участники ВЭД, должностные лица таможенных органов, а также представители органов государственной власти, профессиональных объединений и некоммерческих организаций в 35 субъектах РФ. Дляоценки мнений участников ВЭД о деятельности таможенных органов был использован интегральный показатель «Доля участников ВЭД, положительно оценивающих работу таможенных органов, в общем числе опрошенных, %». В 2015 г. Этотпоказатель составил 51%, в 2014 и 2013 гг. – 45 % и 39 % соответственно . Однако положительная динамика показателя незначительна, учитывая высокое плановое значение.
По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения, в2016 г. на вопрос о деятельности ФТС России: «Как, на ваш взгляд, нижеперечисленные министерства и ведомства справляются с поставленными перед ними задачами?», лишь 10 % респондентов из 1300 человек отметили деятельность ФТС России как эффективную.
Таким образом, и международные, и национальные оценки общественногомнения о предоставлении таможенных услуг таможенными органами РФ свидетельствуют о необходимости повышения их качества.