Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха салонов
8.8.1 Общие требования
8.8.1.1 Вагоны электропоезда должны быть оборудованы системой кондиционирования воздуха, в функцию которой входит: охлаждение воздуха, подогрев, а также осуществление приточно-вытяжной вентиляции салонов.
Параметры микроклимата в салоне должны соответствовать требованиям ГОСТ 55434 и Приложения 11 к СП 2.5.1198 в части требований к параметрам микроклимата для салонов вагонов МВПС дальнего сообщения, эффективность работы СКВ в режиме подогрева и охлаждения должна соответствовать требованиям Приложений 13 и 14 СП 2.5.1198-03.
Должно быть предусмотрено 50 % резервирование, обеспечивающее надёжность работы системы.
8.8.1.2 Должна быть предусмотрена возможность выбора следующих режимов:
– нулевое положение (О8) - все системы отключены;
– режим отстоя (О7) - поезд не находится ни в эксплуатации, ни на техобслуживании или уборке. Вентиляция может работать, но без забора наружного воздуха. Температура в пассажирских купе (салонах) около +12°C, в кабине машиниста около +18 °C. Конвекторные нагреватели компенсируют потери тепла через кузов вагона;
–технический(О6-1) - в поезде идет уборка или техобслуживание. Аналогично режиму отстоя, но внутри поезда температура в диапазоне нормативных значений;
– рабочий - поезд подается на линию после отстоя;
– стадия предварительного прогрева - в вагонах нет пассажиров, конвекторные нагреватели работают на полную мощность. Вентиляторы работают на полную мощность. Допускается работа без забора свежего воздуха. Когда внутренняя температура становится близкой к нормативным значениям, установки кондиционирования воздуха автоматически переключаются в штатный режим;
– стадия предварительного охлаждения - в вагонах нет пассажиров, система охлаждения работает на полную мощность. Вентиляторы работают на полную мощность. Допускается работа без забора свежего воздуха. Когда внутренняя температура становится близкой к нормативным значениям, установки кондиционирования воздуха автоматически переключаются в штатный режим;
– рабочий режим отопления и вентиляции (Д1) - нагреватели компенсируют потери тепла. Вентиляторы работают в штатном режиме на внутреннем и свежем приточном воздухе. Минимальное количество подаваемого свежего воздуха должно соответствоватьСП 2.5.1198;
– аварийная вентиляция - в случае отказа системы охлаждения весь приточный воздух должен забираться снаружи, без рециркуляции внутреннего воздуха.
8.8.1.3 Система кондиционирования воздуха должна обеспечивать подачу в салон наружного воздуха в соотношении, указанном в таблице 8.10.
Таблица 8.10– Количество наружного воздуха, подаваемого в салон электропоезда на одногочеловека
Количество наружного воздуха, подаваемого в помещение на одного человека, м3/ч, не менее, в режимах работы вентиляции, соответствующих наружной температуре | |||
ниже минус 20°С | от минус 20°С до минус 5°С | от минус 5°С до + 26°С | выше +26°С |
8.8.1.4 Помимо требований к температуре салона должны обеспечиваться следующие требования:
− скорость движения воздуха в местах нахождения пассажиров не должна превышать в зимний период 0,2 м/с, а при работе кондиционера в летний период 0,3 м/с. Это требование не распространяется на индивидуальную вентиляцию;
− перепад температур по высоте салона – не более 3 °С (приложение № 11 СП 2.5.1198);
− равномерность в распределении температур по длине вагона не более 2 °С (приложение № 11 СП 2.5.1198);
− перепад между температурой воздуха и температурой ограждений (пола, потолка, стен) в 150 мм от него - не более 3 °С (температура ограждения (пола, потолка, стенок салона) не должна быть ниже температуры воздуха в 150 мм от ограждения более чем на 3°С)(приложение №11 СП 2.5.1198);
− температура пола в помещениях для пассажиров не ниже +15 °С.
− температура стен в помещениях для пассажиров не ниже +15 °С(приложение № 11 СП 2.5.1198).
На этапе эскизного проекта должен быть выполнен и представлен на рассмотрение расчет обеспечения системой кондиционирования нормативных параметров микроклимата и необходимой относительной влажности воздуха в холодныйитеплый периоды года.
8.8.1.5 Система кондиционирования воздуха должна обеспечивать поддержание избыточного давления (перепад) в салоне по отношению к атмосферному не менее 30 Па.
8.8.1.6 Указанные параметры микроклимата должны быть обеспечены при скоростях движения до конструкционной включительно с учетом температур окружающей среды.
Система фильтрации воздуха
8.8.2.1 Система вентиляции должна оборудоваться воздушными фильтрами, со степенью очистки не менее 0,9. Фильтры должны быть съёмными и легко заменяемыми. Концентрация пыли в подаваемом в вагон воздухе не должна превышать 0,5 мг/м3.
8.8.2.2 Системы кондиционирования воздуха, применяемые в кабинах управления и салонах вагонов, должны обладать функциями распределения и очистки подаваемого наружного воздуха, а также очистки и обеззараживания рециркуляционного воздуха и обеспечивать вентиляцию в аварийном режиме.
8.8.2.3 При использовании в вагонах более 30% рециркуляционного воздуха необходимо устанавливать в системы вентиляции салонов обеззараживатели для его деконтаминации от патогенных и потенциально патогенных биологических агентов в соответствии с СП 2.5.1198-03.
Обеззараживатели при лабораторных испытаниях на тест-микроорганизмах должны обеспечивать контролируемую эффективность не менее 95,0%. Эффективность обеззараживателей должна быть подтверждена документально и иметьэкспертное заключение для Роспотребнадзора.
Нагрев и охлаждение воздуха
8.8.3.1 Температура нагретого воздуха, подаваемого в зону размещения ног обслуживающего персонала и пассажиров, должна быть не более 35 ºС.
8.8.3.2 Температура подаваемого в помещения вагона охлажденного воздуха (на расстоянии 100 мм от выходного отверстия СКВ) должна быть не ниже +16°С (СП 2.5.1198).
8.8.3.3 Показатели эффективности работы системы кондиционирования воздуха (СКВ) салонов в режиме подогрева (в холодный период года) и режиме охлаждения (в теплый период года) должны соответствовать требованиям СП 2.5.1198. Должна быть предусмотрена возможность работы СКВ в рабочем и аварийном режимах.