Рабочее и аварийное освещение должно быть выполнено источниками света, обеспечивающими функциональную работоспособность в диапазоне рабочих температур электропоезда

8.7.1.4 Рабочее и аварийное освещение помещений вагонов должно быть выполнено в соответствии с требованиями, приведенными в таблице 8.9.

Таблица 8.9 – Показатели искусственного освещения помещений вагона

Наименование показателя Значение показателя
1 Рабочее освещение
Освещенность в салоне на горизонтальной плоскости на высоте 0,8 м от пола и расстоянии 0,6 м от спинки кресла, лк, не менее;  
Освещенность на полу тамбурных зон и межвагонных переходов, лк, не менее;  
Освещение вагона-бистро: - освещенность на столах и стойке раздачи, лк, не менее; - освещенность на горизонтальной плоскости на высоте 0,8 м от пола в производственных помещениях (освещенность мойки, рабочего стола), помещениях для хранения продуктов, лк, не менее      
Освещение санузла: - освещенность на вертикальной плоскости на высоте 1,5 м от пола и на расстоянии 0,3 м от зеркала, со стороны зеркала, лк, не менее; - освещенность на полу, лк, не менее    
Освещение служебного купе начальника поезда, рабочего места по оказанию дополнительных услуг пассажирам: - освещенность на рабочем столе, лк, не менее; - освещенность на вертикальной поверхности электрощита, лк, не менее      
Освещенность на электрических аппаратах в шкафах (на вертикальной поверхности), лк, не менее 30*
2 Аварийное освещение помещений вагона
Освещенность на полу основных проходов, лк, не менее 1,0
*Рекомендуется дополнительно применять переносной светильник с автономным или неавтономным питанием.

Кабина машиниста

8.7.2.1 Уровни искусственной освещённости кабины машиниста должны соответствовать СП 2.5.1198 (приложение №18) и ГОСТ Р 55434.

8.7.2.2 В кабине машиниста должны быть предусмотрены следующие виды освещения:

− рабочее, обеспечивающее освещенность на уровне пульта от 20 до 60 лк в режиме «яркий свет» и от 2 до 9 лк в режиме «тусклый свет», при этом неравномерность освещенности (отношение максимальной освещенности к минимальной) должна быть не более 2:1;

− аварийное, обеспечивающее освещенность на уровне пульта не менее 3 лк с автоматическим переключением к независимому источнику питания (аккумуляторной батарее) при отсутствии напряжения в основной сети, при этом также должна быть предусмотрена возможность ручного включения аварийного освещения.

Общее рабочее освещение в кабине машиниста должно быть выполнено лампами накаливания или галогенными.

8.7.2.3 В кабине машиниста должны быть предусмотрены системы местного освещения:

− для подсветки графика движения на рабочем месте машиниста, панелей с оперативными органами управления, столика помощника машиниста, обеспечивающая освещённость не менее 10 лк с плавной регулировкой до 1 лк, при этом неравномерность освещенности (отношение максимальной освещенности к минимальной) должна быть не более 5:1;

− для подсветки шкал контрольно-измерительных приборов пульта управления, обеспечивающая яркость шкал от 2 кд/м2 до 5 кд/м2 с плавной регулировкой до значений не более 0,6 кд/м2, при этом неравномерность яркости (отношение максимальной яркости к минимальной) должна быть не более 3:1.

8.7.2.4 Кабина машиниста должна быть оборудована системой освещения, работающей от напряжения постоянного тока 110 В. В кабине должны быть предусмотрены розетки для включения переносных светильников.

8.7.2.5 В ночное время место выхода машиниста должно иметь наружное освещение не менее 2 люкс на уровне земли.

8.7.2.6 Светильники рабочего и аварийного освещения, лампы подсветки приборов и сигнализаторы следует располагать таким образом, чтобы их прямой и отраженный от стекол кабины и приборов световой поток не попадал в глаза машиниста и его помощника при управлении электропоездом с рабочих мест в положении «сидя» и «стоя».

Освещениесалонов

8.7.3.1 В салонах вагонов должно быть предусмотрено рабочее, аварийное и дежурное освещение.

Рабочее освещение салонов должно быть выполнено светильниками общего освещения с люминесцентными лампами или иными источниками света, соответствующими нормативным документам, устанавливающим требования к искусственному освещению помещений.

При проектировании системы освещения салонов необходимо предусматривать меры по исключению слепящего действия осветительных установок.

В шкафах с электрическими аппаратами должны быть предусмотрены розетки для подключения переносных светильников.

Должна быть предусмотрена возможность регулирования уровня освещённости в салонах из купе начальника поезда.

8.7.3.2 Должно быть предусмотрено аварийное освещение с питанием от аккумуляторных батарей.

8.7.3.3 Аварийное освещение должно быть выполнено лампами накаливания или светодиодамибелого цвета свечения с цветовой коррелированной температурой от 2400до 6800°K с длиной волны более 400 нм; автоматически переключаться к аккумуляторной батарее при внезапном отключении рабочего освещения и обеспечивать на полу основных проходов освещенность не менее 5лк.

8.7.3.4 В салонах должны быть аварийные указатели выхода,«светящиеся дорожки» – указатели прохода между креслами, указатели аварийных систем, питающиеся от аккумуляторных батарей.

8.7.3.5 Продолжительность работы аварийного освещения от аккумуляторных батарей при отсутствии питания электропоезда от контактной сети – не менее 1,5 ч.

8.7.3.6 При внезапном отключении рабочего освещения светильники или лампы аварийного освещения должны подключаться к независимому источнику питания или переключаться на него автоматически. Источник аварийного освещения должен обеспечивать плавный переход от максимального (равного уровню рабочего) до нормируемогоминимального уровня освещенности.

Аварийное освещение

8.7.4.1Чтобы обеспечить безопасность пассажиров в аварийной ситуации, поезда должны быть оснащены системой аварийного освещения. Данная система должна обеспечить соответствующий уровень освещенности в пассажирском отделении и отделении для поездной бригады не менее 5 лк на высоте уровня пола вагона при питании от аккумулятора в течение не менее 3 ч после отказа основной системы вспомогательного энергоснабжения.

8.7.4.2В случае загорания в вагоне, система аварийного освещения в течение 20 минут должна поддерживать минимум 50% резервного освещения в вагонах, которые не пострадали от огня. Разработчик должен предоставить отчет с анализом видов отказов.

Наши рекомендации