Эксплуатационная деятельность
Поездная бригада
1.3.6.1.1 В электропоезде должны быть организованы рабочие места для персонала поездной бригады с необходимыми органами управления и контроля, позволяющими управлять электропоездом, обеспечивать безопасность движения и пассажиров, осуществлять обслуживание пассажиров и выполнять свои должностные обязанности с соблюдением правил по охране труда.
Составпоездной бригады определяется Заказчиком. Типовой состав поездной бригады для электропоезда основной составности представлен в таблице 1.3.
1.3.6.1.2 Локомотивная бригада электропоезда состоит из машиниста и помощника машиниста. Локомотивная бригада осуществляет управление поездом при движении по маршруту, соблюдая эксплуатационные правила и нормы обеспечения безопасности движения. Рабочее место находится в кабине машиниста в головных вагонах. Состав локомотивной бригады определяется в соответствии с нормативнымидокументамиЗаказчика.
Таблица 1.3– Типовой состав поездной бригады
№ | Персонал поездной бригады | Число сотрудников в одном поезде, чел |
Машинист | ||
Помощник машиниста | ||
Начальник поезда | ||
Проводники | один на каждые 2 вагона, за исключением вагонов первого и бизнес-класса и вагонов с местами для лиц с ограниченными возможностями | |
Работники вагона-бистро | ||
Служба охраны |
1.3.6.1.3 Конструкция электропоезда должна обеспечить возможность локомотивной бригаде выполнять следующие должностные обязанности:
− следить за свободностью пути, сигналами, сигнальными указателями и знаками, выполнять их требования и повторять друг другу все сигналы светофоров, сигналов остановки и уменьшенияскорости;
− следить за состоянием и целостностью поезда, а также за состоянием контактной сети;
− наблюдать за показаниями приборов, контролирующих бесперебойность и безопасность работы электропоезда;
− обеспечивать рациональное использование мощности электропоезда, экономное расходование электроэнергии;
− подавать установленные сигналы, следить по путевым указателям за правильностью приготовления маршрута, за свободностью пути и сигналами, подаваемымиработникамистанций,а также за движением поездов и маневровыми передвижениями на смежных путях, немедленно принимая меры к остановке при угрозе безопасности движения;
− следить за работой пожарной сигнализации и в случае ее срабатывания принимать меры к ликвидации очага загорания;
− при необходимости связываться посредством поездной радиосвязи с поездным диспетчером и другими техническими службами железных дорог.
1.3.6.1.4 Оборудование электропоезда должно обеспечить выполнение локомотивной бригадой следующего порядка смены кабин машиниста на конечных станциях (эксплуатационный режим С4):
− затормаживание поезда полным служебным торможением;
− выключение всех систем, опускание токоприемников;
− переход машиниста снаружи поезда в другую кабину с осмотром токоприемников и крышевого оборудования;
− подъем токоприемников и включение вспомогательных систем из другой кабины машиниста;
− отпуск пневматических тормозов и их проверка;
− контроль работы пневматических тормозов хвостовой кабины помощником;
− проверка работы устройств радиосвязи и приборов безопасности;
− переход помощника машиниста по салонам поезда, осмотр внутреннего оборудования салонов.
1.3.6.1.5 Начальник поезда руководит работой проводников.Основное рабочее место начальника поезда – специально оборудованное служебное купе.
Конструкция электропоезда должна обеспечить выполнение начальником поезда следующих должностных обязанностей:
− обеспечивать безопасность пассажиров при отправлении поезда и при посадке/высадке пассажиров;
− осуществлять информационное обеспечение пассажиров, включая управление информационной системой и внутрипоездной связью;
− осуществлять при необходимости переговоры посредством поездной радиосвязи с дежурными по вокзалу и станции;
− контролировать соблюдение в салонах поезда температурного режима;
− принимать меры по оказанию доврачебной помощи пассажирам.
1.3.6.1.6 Конструкция электропоезда должна обеспечить выполнение проводником следующих должностных обязанностей:
− открывать двери после полной остановки поезда на станции и закрывать перед отправлением;
− находиться снаружи вагона у открытой двери, проводить проверку билетов у пассажиров во время посадки;
− обслуживать пассажиров, в том числе лиц с ограниченными физическими возможностями;
− поддерживатьчистотуи порядок в салонах и санузлах;
− при возникновении неисправности, угрожающей безопасности движения, жизни пассажиров остановить поезд стоп-краном и сообщить локомотивной бригаде о случившемся;
− организовывать эвакуацию пассажиров в аварийных ситуациях.
1.3.6.1.7 Конструкция электропоезда должна предусматривать выполнение работниками, обеспечивающими питание пассажиров,должностных обязанностей в соответствии с разделом 8.9.
1.3.6.1.8 Основное рабочее место работников службы охраны – вагоны электропоезда.
Конструкция электропоезда должна обеспечить выполнение службой охраны следующих должностных обязанностей:
- обеспечение личной безопасности пассажиров, поездного персонала и их имущества в случаях возникновения конфликтных ситуаций и противоправных действий;
- организации взаимодействия поездного персонала при возникновении угрозы совершения террористических актов.
Обслуживание пассажиров
1.3.6.2.1 Планировка салонов вагонов электропоезда должна предусматривать максимально возможное количество посадочных мест при обеспечении необходимого комфорта проезда в четырех классах обслуживания пассажиров: Первом, Бизнес, Эконом и Туристическом. Распределение вагонов по классам комфортности уточняется Заказчиком на этапе эскизного проекта.
1.3.6.2.2 Оборудование вагонов по классам обслуживания должно соответствовать перечню, представленному в таблице 1.4.
Таблица 1.4 – Типовое оборудование вагона в зависимости от класса обслуживания
№ | Оборудование вагона | Классы обслуживания | |||
Первый | Бизнес | Эконом | Туристический | ||
Отдельное купе | да | нет | нет | нет | |
Пассажирские кресла | 1+2 | 2+2 | 2+2 | 2+3 | |
Количество мест для сидения в вагоне типовой комплектации | Максимально возможное в зависимости от конфигурации вагона, класса обслуживания и выполнения требований нормативных документов | ||||
Класс пассажирских кресел (ГОСТ Р 55995) | I | I | II | II | |
Кресла с возможностью поворота по направлению движения поезда | да | да | нет | нет | |
Гардероб | да | да | да | нет | |
Мультимедийная развлекательная система | Индивидуальная аудио-видео система | Общая видео трансляция, персональный выбор аудио программ | нет | ||
Места для пассажиров с ограниченными возможностями | Не менее двух в одном из вагонов (уточняется на этапе эскизного проекта) | ||||
Система климат-контроля | индивидуальная | общая | |||
Индивидуальные светильники | встроены в кресла, регулируемые | встроены в стены, нерегулируемые | |||
Электрические розетки 220 В для зарядки мобильных устройств | индивидуальные | индивидуальные | 1 на кресельный блок | 3-4 розетки на вагон | |
Кнопка вызова проводника | да | да | да | да | |
Откидные столики | да | да | да | да | |
Диспенсер для бутилированной воды (19 л) с функциями охлаждения и нагрева | нет | нет | да | да | |
Ширина прохода позволяет осуществлять торговлю с тележек | да | да | да | да | |
Оборудование для доступа в Интернет | да | да | да | да | |
Система информирования пассажира | да | да | да | да | |
Возможность пользования мобильной связью | да | да | да | да |
Примечание. Количество мест уточняется на этапе эскизного проекта.
1.3.6.2.3 Для пассажиров вагонов всех классов, в пути следования, должна быть предоставлена информация на русском и английском языках как письменная, постоянно размещенная на специальных местах (правила проезда, действия при пожаре, расписание движения поезда, фамилии и имена работников поездной бригады), так и меняющаяся на информационных мониторах (скорость, время, дата, температура наружного воздуха, информация о свободности санузлов, рекламная информация, информация о расположении вагонов в составе поезда, предстоящей остановке) и звуковая посредством радиооповещения по салонам.
1.3.6.2.4 На внешней стороне вагонов должен отображаться номер и категория вагона, а также номер поезда, маршрут следования, текущее время и время отправления. Номера вагонов должны быть отчетливо различимы с расстояния не менее 30 м в дневное и ночное время, номера мест в салонах – с расстояния не менее 2 м. Номера вагонов должны быть также указаны внутри салонов с каждой стороны вагона в районе тамбуров.
1.3.6.2.5 В вагоне предназначенном для проезда пассажиров с ограниченными возможностями все указательные надписи должны быть дублированы табличками выполненными шрифтом Брайля для пассажиров с нарушением функции зрения. Места размещения таких надписей согласовываются с Заказчиком.