Задачи и методы изменения организационных культур.
40. Характеристика процесса «управления эффективностью труда», содержание «оценки показателей труда» и «управления показателями труда»
Программы аттестации показателей труда почти всегда включали общую оценку индивидуальных показателей работы. Ранние системы управления показателями труда обычно тоже подразумевали оценку, особенно, когда они были связаны с оплатой на основе показателей труда, а это было часто. Тем не менее интересно отметить, что в исследовании, проведенном М. Армстронгом и Бароном дляIPD, было обнаружено, что в 43% всех организаций, осуществляющих управление показателями труда, общая оценка не требовалась.
Энглеманн и Роечпишут, что количество уровней в оценочной шкале, вероятно, является одним из самых спорных вопросов, возникающих при построении системы управления показателями труда. Есть предположение, что оценки будут точнее, если уровней больше, скажем, пяти. Однако Американская ассоциация оплаты труда вопрос: «Как объективно разграничить показатели труда на каждом из пяти уровней?» и поясняет, что трудно изложить логическое обоснование оценок таким образом, который гарантирует, что работники понимают, какие показатели труда ожидаются на различных уровнях оценки.
Вначале делается выбор между нечетным количеством уровней, например три или пять, и четным, например четыре или шесть. Аргумент в пользу нечетного числа состоит в том, что оно представляет нормальное распределение способностей, при котором большинство людей находятся в середине. Аргумент, поддерживающий четное число, состоит в том, что такая шкала не позволит менеджерам выставлять средние оценки. Самое распространенное количество уровней — четыре или пять, однако некоторые организации склоняются к трем на том основании, что именно в этом пределе возможно точное разграничение.
Было много споров о том, какое количество уровней оценки являете «наилучшим». Милкович и Уигдорв своем отчете по одному из исследований пришли к выводу, что:Факты говорят о достоверности оценок, если оценочных категорий меньше или больше трех. Последняя работа показывает, что эффект от применения более, чем пяти категорий невелик. Нет доказательств, что в пределах этой зоны (от трех до пяти) есть один наилучший способ делить шкалу.
Формат шкалы может быть либо поведенческим, с примерами добросовестного, среднего и некомпетентного выполнения работы, либо графическим; в последнем случае деления шкалы часто расположены вдоль непрерывного спектра. Деления шкалы могут обозначаться в алфавитном порядке (а, б, в и т. д.), в числовом виде (1, 2, 3 и т. д.) или с помощью начальных букв слова («прев» для «превосходный» и т. д.), чтобы скрыть иерархическую природу шкалы. Далее деления шкалы можно описать прилагательными; например, превосходный (А), очень хороший (Б), приемлемый (В), не вполне приемлемый (Г), неприемлемый (Д).
Метод, набирающий популярность, предлагает оценочную шкалу, которая дает положительное подкрепление на каждом уровне. Это соответствует политике постоянного совершенствования. В приведенном ниже примере подчеркивается позитивный и поддающийся улучшению характер индивидуальных показателей труда:
Высоко эффективный. Часто превышает установленные цели и стандарты и последовательно очень умело выполняет работу сверх обычных ожиданий.
Эффективный. Достигает установленных целей и стандартов и соответствует обычным ожиданиям от роли.
Развивающийся. Вклад в некоторых аспектах роли больше, чем в других, большинству целей и стандартов удовлетворяет, но в некоторых областях требуется дальнейшее развитие, чтобы вполне эффективно удовлетворять ожиданиям относительно показателей труда.
Возможны улучшения. Вклад, в целом, удовлетворяет или почти удовлетворяет ожидаемым стандартам, но в ряде определенных областей есть возможности для улучшения.
Заметьте, что эти определения заставляют оценивающих сосредоточиться на сравнении показателей труда с ожиданиями и избегать оценок, которые сравнивают работников между собой, например «средний» или «ниже среднего».
Процессы управления показателями труда нужно внедрять осмотрительно. Излишне грандиозные программы потерпят неудачу, потому что пренебрегают этим весьма очевидным требованием.
Планируя программу внедрения, нужно предусмотреть следующие моменты:
• Где и как должно быть введено управление показателями труда?
• На кого оно должно распространяться?
• Когда следует проводить обзоры?
• К какому типу должны относиться обзоры?
• С какой целью проводятся пробные испытания?
• Какие меры по инструктированию должны быть приняты?
Управление показателями труда обычно вводится во всей организации, начиная сверху. Во многих случаях философия, принципы и ключевые процедуры и процессы разрабатываются централизованно.В организациях с высоким уровнем децентрализации обособленным организационным единицам можно позволить самим решать, хотят они вводить управление показателями труда или нет, и, если хотят, самим его разработать.
Промежуточный подход, применяемый некоторыми децентрализованными организациями, состоит в том, что центр (высшее руководство) требует от всех подразделений и организационных единиц ввести управление показателями труда в соответствии с определенными общими принципами, которые обсуждались и согласовывались с их руководителями и, желательно, с работниками. Далее организационные единицы разрабатывают свои собственные процессы, а центр, при необходимости, оказывает помощь и может контролировать внедрение управления показателями труда в каждом подразделении, чтобы гарантировать, что оно происходит по плану и в соответствии с корпоративными принципами и ценностями.
Самый распространенный и самый лучший способ внедрения — создать с этой целью проектную или рабочую группу, в которую войдут представители руководства и персонала. Это позволит рассматривать различные мнения, послужит основой для проведения более широких консультаций и коммуникаций и, в целом, поспособствует достижению понимания и признания этого процесса. Очень желательны широкие консультации. В обсуждение следует вовлекать как можно больше людей. Для выработки и обсуждения идей можно использовать мастер-классы и фокус-группы. Цель состоит в том, чтобы максимально возможное количество людей поверили в новый процесс.