Социальная политика как инструмент делового менеджмента
Социальная политика — это определенным образом разработанный и реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в данных пределах (страна, регион, предприятие).
В данном определении заключены следующие важные проблемы:
1. Имеются определенные технологии разработки социальной политики, основой которых является сбору обработка, систематизация, накопление и использование информации. На достоверной информационной базе определяются и формулируются цели, направлениями задачи социальной политики.
2. В процессе разработки социальной политики важное значение (при прочих равных условиях) имеет ее ресурсное обоснование и определение механизма практической реализации (кто, что и когда выполняет и, соответственно, отвечает).
3. Социальная политика — это разновидность управленческого решения, поэтому могут разрабатываться проекты-варианты, которые оцениваются по определенным критериям. Далее принимается окончательный вариант, оформляемый в виде соответствующего документа.
4. Для реализации выработанной и принятой социальной политики важен соответствующий механизм со «встроенной» системой контроля, т.е. постоянным получением обратной связи или информации.
Социальная политика имеет ряд важнейших характеристик, представленных в систематизированном виде в таблице 6.
В технологии социальной политики на любом уровне управления выделяются две части: разработка; реализация.
Таблица 6
Признаки характеристик | Характеристика социальной политики |
1. Уровень разработки и реализации социальной политики | Государственная социальная политика. Региональная, городская социальная политика на предприятии, в организации, учреждении |
2. Направленность социальной политики | Цели, направления и задачи социальной политики (конкретизируются в зависимости от уровня и практической значимости) |
3. Содержание мероприятий, задач социальной политики | Организационные, правовые, социальные, экономические, финансовые, экологические, демографические, идеологические, пропагандистские, культурные |
4. Период реализации социальной политики | Долгосрочная. Среднесрочная. Краткосрочная. Текущая |
5. Эффективность/неэффективность | Эффективная — действенная, результативная, прагматичная, реализованная в значительной мере. Неэффективная — нереальная, «бумажная», не реализованная в значительной мере. |
В основе разработки социальной политики на любом уровне управления лежат два ведущих принципа:
1) обоснованность, т.е. расчетное обеспечение целей, направлений, задач и мероприятий необходимыми ресурсами.
Наиболее распространенная ошибка — разрабатываемая социальная политика не «просчитывается» по необходимым ресурсам. Поэтому документ, содержащий ее изложение, может очаровывать обилием замыслов, но с практической точки зрения предстанет как вариант «чрезмерного оптимизма и больших желаний»;
2) реалистичность, т.е. ориентация социальной политики не на все социальные проблемы одновременно, а на практическое решение наиболее значимых из них в определенном объеме на тот или иной период времени.
После разработки социальной политики «включается» механизм ее реализации.
Практика показывает, что в процессе реализации социальной политики значимыми являются два принципа:
1. Конкретизация социальной политики в механизме социальных и экономических программ и социально-экономического планирования.
2. Результативность, т.е. социальная политика должна обеспечивать достижение результатов спустя определенный период времени.
Если социальная политика не реализована, то всегда имеются конкретные причины, наиболее характерные из которых — необоснованность и нереалистичность.
Разработка и реализация социальной политики требует на любом уровне управления соответствующей компетенции. Следует особо отметить, что поскольку «соседствуют» два процесса— разработка и реализация, то соответственно Необходимы кадры:
— специалистов, которые имеют профессиональную подготовку в области программно-целевого управления, социального проектирования, т.е. знают и умеют обосновывать и разрабатывать социальную политику;
— руководителей, которые получили необходимую подготовку по организации управления процессами разработки и реализации социальной политики, социальных программ.
В качестве рекомендации для системы повышения квалификации можно предложить учебно-тематический план программы «Социальная политика» из общего расчета 72—100 часов.
Учебно-тематический план программы «Социальная политика»
№ п/п | Наименование тем | Объем в часах |
Социальные проблемы и социальная политика . | ||
Правовое обеспечение социальной политики | ||
Социальная информация: системы, формы и методы получения и использования при определении и реализации социальной политики | ||
Социальное прогнозирование и моделирование | ||
Диагностика социальных систем и процессов, используемые методы и методики | ||
Социальные программы как инструмент практического управления — отечественный и зарубежный опыт | ||
Система подготовки специалистов для -социальной сферы — состояние и перспективы | ||
Социальная защита как составная часть социальной политики | ||
Проблемы социальной помощи семье и детям | ||
Роль средств массовой информации в процессе реализации социальной политики | ||
Проблемы оценки эффективности/неэффективности социальной политики | ||
Итоговая конференция по программе | ||
ИТОГО: |
Примечание: более конкретный объем в часах устанавливается исходя из целей и задач повышения квалификации, возможностей финансирования программы.
Социальные проекты
Проект социальной работы понимается как система:
1) сформулированных проектных целей;
2) создаваемых для этих целей социальных учреждений, физических объектов, систем социальной защиты;
3) разрабатываемых и утверждаемых соответствующих документов — программ, планов, расчетов, смет и др.;
4) рассчитываемых необходимых ресурсов — материальных, финансовых, трудовых, временных;
5) комплекс управленческих решений, мероприятий (мер) по достижению целей.
Все виды проектов классифицируются по трем признакам, каждый из которых дает представление об определенной грани, или стороне, проекта (табл. 7).
Таблица 7
Классификация проектов
Признаки классификации | Виды проектов |
Объем трудовых (трудоемкость), финансовых (стоимость) и материальных (материалоемкость) затрат | Малый проект. Мегапроект, в том числе международный, межгосударственный, федеральный, региональный, отраслевой, межотраслевой, местный |
Содержание | Технический, научно-технический, экономический, социальный, социально-экономический, экологический, производственный, строительный, маркетинговый, рекламный, инвестиционный, комплексный |
Сроки реализации | Краткосрочный. Среднесрочный. Долгосрочный |
Для любого вида проекта характерен жизненный цикл, т.е. период времени с момента его появления до окончания практической реализации. Жизненный цикл проекта можно разделить на фазы, представляющие собой определенные микроциклы:
замысел ; анализ; проблемы; разработка концепции; разработка проекта; оценка результатов; подведение итогов.
Выполнение (реализация) социального проекта требует определенной совокупности работ, которые делятся на основные и обеспечивающие. К основным работам относятся: пред проектный анализ; определение главной (главных) цели (целей); планирование социального проекта; разработка социального проекта, результатом которой являются документы, решения, сметы и т.д.; принятие и утверждение социального проекта; его выполнение (реализация) и внесение по ходу необходимых корректив; подведение итогов выполнения проекта.
Рассмотрим каждую стадию.
Предпроектный анализ включает изучение (исследование, анализ, диагностику) соответствующей социальной проблемы, решение которой предполагается осуществить в «проектном» варианте, например с помощью разработки и реализации какой-то программы. Результаты анализа находят выражение в виде описания ситуации, характеристики условий, социальной «фотографии», паспорта и др.
Главная цель определяется на основе предпроектного анализа и отражается в формулировке цели (целей).
ПРАВИЛА
формулировки целей руководителем
(по Дж. Моррисею)
Хорошая формулировка целей отвечает следующим признакам:
1. Она начинается с глагола в неопределенной форме, в повелительном наклонении для характеристики того, что нужно
сделать или достигнуть.
2. Конкретизирует требуемый конечный результат в количественных, качественных выражениях (или то и другое вместе).
3. Конкретизирует срок достижения цели, результата.
4. Содержит указание о максимальной величине допустимых
затрат.
5. Как правило, не детализирует «почему» и «как» должно
быть сделано.
6. Соответствует обязанностям и правам работника, руководителя подразделения, который отвечает за ее выполнение.
7. Понятна по своей формулировке тем, кто обеспечивает ее выполнение, достижение.
8. Обеспечена необходимыми ресурсами или гарантирован
объем требуемых ресурсов.
9. Если необходимо, то зафиксирована письменно в соответствующих документах.
10. Согласована (при необходимости) с вышестоящим руководителем и с подчиненными.
Планирование социального проекта состоит в определении конкретных разработчиков с установлением заданий и сроков предстоящей разработки проекта.
Разработка социального проекта состоит в определении перечня мер (мероприятий) и ответственных исполнителей, производстве необходимых расчетов по ресурсам, заключении договоров на выполнение работ, поставку материалов, оборудования и др. Результатом разработки являются, например, конкретная социальная программа или план, а также соответствующие расчеты на календарные периоды.
Принятие и утверждение социального проекта происходит по специальной процедуре с фиксацией в официальном документе.
Выполнение социального проекта, как правило, обеспечивается существующей структурой. При необходимости могут создаваться специальные управленческие структуры, подразделения, звенья (должности). С учетом каких-либо значимых факторов в проект «по ходу» могут вноситься коррективы в сторону его расширения или «ужимания».
Подведение итогов выполнения социального проекта основывается на учете отчетной и контрольной информации и отражается в соответствующем документе, закрывающем данный проект.
Работы, обеспечивающие социальный проект, группируются по следующим видам: информационные, аналитические, экспертные, организационные, координационные, правовые, финансовые, кадровые, мотивационные, материально-технические, снабженческие, коммерческие, учебно-обучающие, прогнозные, пропагандистские.
Важное условие в обеспечивающей организационно-управленческой работе — назначение руководителя реализуемого социального проекта, который наделяется полномочиями, обязанностями и правами. Руководитель проекта может наделяться правом формирования «своей команды» (временного коллектива), выполняющей обеспечивающие работы. После закрытия проекта команда расформировывается или переводится на обеспечение другого социального проекта.
Социальные программы
Программа — это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание, и направленный на достижение конечной цели.
Социальные программы — один из видов программ, классификация которых дана в таблице 8. Каждый признак отражает ту или иную сторону программы — содержательную, уровневую, временную. Программы можно рассматривать как разновидность проектов.
В процессе управления возникают ситуации, когда то или иное направление деятельности необходимо выделить особо. Тогда оно приобретает форму целевой программы, которая «вписывается» в существующую оргструктуру управления или для ее реализации создается специальная структура или происходит то и другое. Целевая программа и система управления, обеспечивающая ее реализацию (выполнение), называется программно-целевым управлением (ПЦУ). Если у программы нет или слабо работает обеспечивающая структура, то она «зависает», т.е. ее выполнение проблематично. Это — одна из распространенных «программных болезней».
Таблица 8
Классификация программ
Признаки классификации | Виды программ |
Содержание программы | Экономические, социальные, социально-экономические, научно-технические, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие, разведывательные (информационные), комплексные |
Уровень разработки и применения | Президентские, федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные, окружные), местные, городские, программы предприятий, учреждений, личностные (программы саморазвития) |
Время, на которое рассчитана реализация программы | Долгосрочные (свыше 5 лет) Среднесрочные(3—5 лет) Краткосрочные (1—3 года) Текущие или оперативные (до 1 года) |
Содержание программно-целевого управления может быть представлено в таблице 9.
Таблица 9
Необходимо определить | Компоненты ПЦУ |
1. Что должно быть достигнуто в конечном счете? | Цель программы |
2. Что требуется сделать для достижения цели? | Составные цели (подцели), задачи, перечень мер (мероприятий) |
3. Какие ресурсы и в каком объеме требуются для реализации программы? | Ресурсное обеспечение — информационные, материальные, финансовые, трудовые ресурсы |
4. На какой период времени рассчитана программа? | Временная характеристика программы |
5. Каков механизм организации управления реализацией программы? | Организационная структура, включая руководителя программы и звенья, ответственные за выполнение задач, мер. Взаимодействие между ними |
6. Как отслеживается и оценивается выполнение программы? | Учетный, отчетный и контролирующий механизм (механизм обратной связи) |
7. Какие изменения следует внести в содержание и реализацию программ? | Коррективы содержания и механизма реализации программы |
8. Как и насколько выполнена программа? | Подведение итогов. Окончание программы |
Большим преимуществом программ вообще и социальных в частности является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач, мероприятий и, в конечном счете, цели программы. Классификация целей представлена в таблице10. Программно-целевое управление по-своему подтверждает важность определения приоритетов в практической деятельности на любом уровне.
Таблица 10
Классификация целей
Признаки классификации | Виды целей |
1. Содержание | Социальные, экономические, организационные, технические, научно-технические, политические, комплексные |
2. Приоритетность | Главные (основные, ключевые, основополагающие) Второстепенные (неглавные, побочные, вспомогательные) |
3. Время реализации | Стратегические. Тактические. Оперативные. Текущие |
4. Форма фиксации | Документированные (официальные) Недокументированные (неофициальные) |
5. Потребность | Желательные, нежелательные, надуманные |
6. Степень обоснованности | Обоснованные, недостаточно обоснованные, необоснованные |
7. Реальность/ нереальность выполнения | Реальные (реалистичные), осуществимые Нереальные (неосуществимые) |
8. Уровни управления | Народно-хозяйственные, отраслевые, региональные, предприятия, организации, учреждения, их структурные единицы |
9. Политический оттенок | Декларируемые (провозглашаемые) Фактические (реально реализуемые, выполняемые) |
10.Объем | Общие, частные, локальные |
11. Время действия | Конечные, промежуточные |
12. Степень выполнения | Выполненные полностью, частично |
Как итоговый документ, социальные программы имеют различные формы с соответствующими реквизитами, название и количество которых зависит от ряда факторов, в том числе и опыта программно-целевого управления. Покажем структуру «Программы социальной защиты малообеспеченных слоев населения и льготных категорий граждан Приморского края на 1994 год»:
Социально-экономическая ситуация в Приморском крае.
Цель программы.
Направления программы.
Социальный портрет Приморского края.
Раздел I. Мероприятия по обеспечению льгот, установленных для отдельных категорий граждан в соответствии с указами Президента и постановлениями Правительства России (с указанием ответственных за исполнение и источника финансирования).
Раздел II. Мероприятия по социальной поддержке малообеспеченных граждан и семей с детьми (с указанием ответственных за исполнение и источника финансирования).
Раздел III. Развитие сети и материальной базы социальных учреждений Края.
3.1. Развитие материальной базы социального обслуживания малообеспеченных категорий граждан Края.
3.2. Создание и развитие сети учреждений и служб социальной помощи семье и детям.
3.3. Развитие сети и материальной базы домов-интернатов и домов ночного пребывания.
3.4. Специализированные предприятия торговли и общественного питания, перемещение их в систему органов социальной защиты населения и на баланс территориальных фондов социальной поддержки населения.
При разработке данной программы выполнены необходимые финансовые расчеты на год и по кварталам и в виде таблицы приложены к ее обоснованию.
В качестве примера можно также показать содержание федеральной целевой программы «Социально-экологическая реабилитация территории Самарской области и охрана здоровья ее населения» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 1996 г. № 1353):
Введение (в соответствии с чем она разработана, что собой представляет; главные цели; чем определен состав мероприятий программы).
1. Содержание (дана ее характеристика).
2. Необходимость разработки программы (аргументация).
3. Цели и задачи программы (основная цель, направления деятельности).
4. Обоснование программных мероприятий (что для этого было сделано, указан оптимальный срок реализации программы — 14 лет).
5. Сроки и этапы реализации программы: первый (1997— 2000 гг.); второй (2001—2005 гг.) и третий (2006—2010 гг.). Указано, что мероприятия, предусмотренные программой, с указанием сроков их осуществления представлены в приложении.
6. Система программных мероприятий по топливно-энергетическому комплексу; химической и нефтехимической промышленности; машиностроению и металлообработке; строительной индустрии и деревообрабатывающей промышленности; промышленным отходам; агропромышленному комплексу;
лесному хозяйству и особо охраняемым природным территориям; водному хозяйству; транспорту; мониторингу окружающей среды; охране здоровья населения; городскому (районному) хозяйству; экологическому образованию и воспитанию.
7. Эколого-экономическая эффективность программы (указано, чем определяется экологическая, социальная и экономическая эффективность; срок окупаемости программы — 7 лет 3 месяца).
8. Ресурсное обеспечение программы (общий объем и источники финансирования).
9. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения (краткое описание механизма; создание и развитие системы мониторинга).
На практике используются и так называемые «дополнительные формы» программ, в основном для контроля фактического обеспечения финансовыми средствами. Пример такой формы приводится ниже.
ПРОГРАММА
социальной защиты населения Астраханской области на
1994 год
№№ | Группы населения, мероприятия по социальной защите | Назначено по бюджету 1994г. (млн руб.) | Профинансировано на 1 января 1995г. (млн руб.) | Процент исполнения | |||
1. Семья, женщины и дети | |||||||
Расходы на оплату лечения беременных женщин, страдающих анемией, гипотрофией плода, угрозой прерывания беременности | 2,7 | 4,9 | 181% | ||||
Расходы на удешевление питания беременным женщинам и кормящим матерям и выплату пособия по беременности и родам неработающим матерям | 30,0 | 30,0 | 100% | ||||
Расходы на приобретение комплектов для новорожденных | 49,0 | 49,0 | 100% | ||||
Расходы на лечение детей-инвалидов в специализированных лечебных учреждениях за пределами области | 25,8 | 25,8 | 100% | ||||
Расходы на частичное (50%) возмещение затрат на обследование и лечение детей из многодетных и малообеспеченных семей | 15,0 | 15,0 | 100% | ||||
Расходы на приобретение путевок для оздоровления детей-инвалидов и детей с хроническими заболеваниями из малообеспеченных семей, а также путевок «Мать и дитя» для малообеспеченных семей | 535,0 | 535,0 | 100% | ||||
Расходы на оздоровительные мероприятия для детей в летний период | 300,3 | 300,3 | 100% | ||||
Расходы на бесплатный проезд детей-инвалидов на всех видах пассажирского транспорта (кроме такси) | 8,0 | 8,0 | 100% | ||||
Расходы на бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус,автобус), в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ из многодетных семей | 53,0 | 53,0 | 100% | ||||
Расходы на бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей для детей в возрасте до 6 лет из многодетных семей | 26,0 | 26,0 | 100% | ||||
Компенсация удорожания стоимости питания учащихся, в том числе: — дневных общеобразовательных школ — училищ, находящихся на областном бюджете | 483,8 213,8 270,0 | 422,3 213,8 208,5 | 87% 100% 77% | ||||
Компенсация удорожания стоимости питания студентам и стипендии детям-сиротам, обучающимся в учебных заведениях потребкооперации | 15,0 | 13,9 | 93% | ||||
Единое ежемесячное пособие на детей в возрасте от 0 до 16 (18) лет | 5650,0 | 10122,3 | 179% | ||||
Расходы на бесплатное содержание в дошкольных учреждениях детей из семей родителей-инвалидов I и II групп | 9,4 | 9,4 | 100% | ||||
Расходы на ежемесячную компенсацию стоимости продуктов питания детям до 16 лет, переселенных из зон отселения и родившимся после радиоактивного облучения одного из родителей вследствие аварии на ЧАЭС, детям, инфицированным вирусом СПИД, и детям, чьи родители погибли при выполнении интернационального долга в Афганистане | 16,7 | 16,7 | 100% | ||||
Расходы на единовременное пособие детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, выпускникам учебных заведений всех видов | 23,7 | 23,7 | 100% | ||||
Финансирование программы по охране здоровья детей и подростков г. Астрахани и Астраханской области на 1993—1995гг. | 95,0 | 73,1 | 77% | ||||
Расходы на дотацию питания трудновоспитуемым детям из малообеспеченных семей, находящимся в научно- производственном центре адаптации несовершеннолетних «Амен» | 10,1 | 10,1 | 100% | ||||
19 Программа «Дети-инвалиды» на 1994—2000гг. 121,7 127,3 105%. | |||||||
Расходы на реализацию программы «Служба содействия семье, имеющей детей с умственными ограничениями» ассоциации «Жизненная помощь» и долевое участие в содержании центра ранней диагностики и помощи детям с умственной отсталостью на базе детского сада № 1 | 15,0 | 15,0 | 100% | ||||
Расходы на осуществление работ по программе социально-оздоровительной реабилитации детей-инвалидов, ассоциации родителей детей-инвалидов «Наше будущее» | 20,0 | 20,0 | 100% | ||||
Расходы на укрепление материальной базы областной ассоциации «Обитель милосердия» и организацию лечения и развития детей-инвалидов | 20,0 | 20,0 | 100% | ||||
Расходы на укрепление материальной базы областной ассоциации многодетных семей и развитие ее хозяйственной деятельности | 15,0 | 15,0 | 100% | ||||
Расходы на развитие социально-психологической службы «Семья» на базе территориальных районных центров | 17,0 | 17,0 | 100% | ||||
Расходы на реализацию программы «Улучшение положения женщин» | 199,2 | 199,2 | 100% | ||||
Расходы на проведение праздничных мероприятий для детей-сирот и опекаемых, инвалидов, из многодетных малообеспеченных семей, из семей, пострадавших от ЧАЭС, и семей, потерявших кормильца: День защиты детей, День знаний, День инвалида, Новогодние праздники и прочие | 170,0 | 227,3 | 134% | ||||
Расходы на мероприятия по проведению Международного года семьи | 10,0 | ||||||
Расходы на проведение семейного праздника-фестиваля «В кругу семьи» | 5,0 | ||||||
Расходы на проезд воспитанников детдома № 2 на теплоходе | 10,0 | ||||||
Расходы на подготовку телеакции «Надежда» | 25,0 | ||||||
Итого | 7926,4 | 12434,7 | 157% | ||||
11. Малообеспеченные граждане | |||||||
Расходы на оплату ремонта квартир малоимущим, одиноким престарелым и инвалидам 195,0 | 195,0 | 100% | |||||
Расходы на приобретение топлива для малоимущих, одиноких престарелых и инвалидов | 165,0 | 165,0 | 100% | ||||
Расходы на оказание материальной помощи и оплату бытовых услуг малоимущим престарелым, инвалидам и остронуждающимся семьям с детьми | 100,1 | 100,1 | 100% | ||||
Средства на финансирование 250 коек сестринского ухода за хроническими больными | 136,6 | 136,6 | 100% | ||||
Расходы на выплату ежемесячного пособия вдовам и семьям погибших военнослужащих | 49,0 | ||||||
Расходы на оказание срочной материальной помощи лицам, оказавшимся в критической ситуации | 30,0 | 30,0 | 100% | ||||
Расходы на создание резерва одежды и продовольствия для оказания срочной социальной помощи | 11,0 | 11,0 | 100% | ||||
Расходы на погребение одиноких престарелых и инвалидов | 8,2 | 8,3 | 101% | ||||
Расходы на удешевление стоимости путевок в специализированные санатории и дома отдыха для членов Всероссийского общества слепых (ВОС) | 29,6 | 29,6 | 100% | ||||
Расходы на проведение мероприятий для инвалидов, малоимущих, одиноких престарелых граждан: День пожилых людей, День инвалида, Рождественские и Пасхальные праздники, День Победы | 80,0 | 132,1 | 165% | ||||
Расходы на создание доступной среды для жизнедеятельности инвалидов, в том числе: | 36,2 | 36,2 | 100% | ||||
— расходы на приобретение звуковых приставок, звукового маяка и эхолокаторных очков — расходы на организацию сурдоперевода телепередачи «Информкурьер» и содержание оурдопереводчиков для обслуживания инвалидов по слуху — расходы на обучение новой специальности (профессии) инвалидов I и II групп | 28,9 4,7 2,6 | 28,9 4,7 2,6 | 100% 100% 100% | ||||
Расходы на реконструкцию социально- производственного комплекса «Орто» | 35,0 | 35,0 | 100% | ||||
Расходы на оплату льготного проезда по остросоциальным нуждам любым видом транспорта, кроме такси (в пределах Астраханской области) мало обеспеченным слоям населения: — расходы на оплату проезда лицам, направляемым на освидетельствование во ВТЭК — расходы на оплату проезда лицам, направляемым на протезирование в протезно-ортопедическое предприятие — расходы на оплату проезда лицам, больным онкологическими заболеваниями, больным туберкулезом, женщинам с патологией беременности — расходы на оплату проезда инвалидам и лицам, сопровождающим инвалида I группы или ребенка-инвалида | 39,4 7,7 4,7 13,0 14,0 | 3,0 1,0 1,2 | 7% 7% 14% | ||||
Расходы по транспортировке и хранению гуманитарной помощи из Москвы | 131,8 | ||||||
Компенсация на бензин Героям Советского Союза | 4,1 | ||||||
Капитальный ремонт здания Приволжского территориального центра | 2,5 | ||||||
Расходы на бесплатные обеды престарелым | 60,1 | ||||||
Областной фонд социальной поддержки населения | 5,0 | ||||||
№ | Группы населения, мероприятия по социальной защите | Назначено по бюджету 1994г. (млн руб.) | Профинансировано на 1 января 1995г. (млн руб. | Процент исполнения | |
На выплату пенсий и пособий инвалидам | 0,4 | ||||
Расходы на установку памятника и погребение Героя Советского Союза | 3,1 | ||||
Итого: | 915,1 | 1086,2 | 119% | ||
III. Участники Великой Отечественной войны, военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях за пределами СССР, лица, награжденные орденами и медалями за самоотверженный труд и безупречную службу а тылу в годы Великой Отечественной войны, вдовы и родители воинов, погибших на войне, инвалиды 1 и 11 групп от общего заболевания, детства, трудувечья, дети-инвалиды до 16 лет, граждане, подвергшиеся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС, реабилитированные и члены их семей (адовы и дети), несовершеннолетние узники концлагерей, вдовы умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, многодетные семьи | |||||
Расходы на удешевление тарифов на коммунальные услуги, электроэнергию, сетевой и жидкий газ, телефон | 300,0 | 300,0 | 100% | ||
Расходы на установку телефонов участникам ВОВ | 60,0 | 16,7 | 28% | ||
Расходы на газификацию жилья остронуждающимся категориям граждан | 30,0 | 30,0 | 100% | ||
Расходы на проведение мероприятий по реализации нужд и запросов участников ВОВ, вдов погибших военнослужащих, выявленных в ходе рейда в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне | 1627,4 | 765,3 | 47% | ||
Итого: | 2017,4 | 1112,0 | 55% | ||
IV. Мероприятия по социальной защите всех категорий населения области | |||||
Покрытие убытков от пассажирских городских и пригородных перевозок транспортом, в том числе: — автомобильным транспортом — речным транспортом — пригородным железнодорожным транспортом | 10910,0 9000,0 1810,0 100,0 | 10308,7 8273,7 2010,0 25,0 | 94% 92% 111% 25% | ||
Возмещение убытков от перевозки социально значимых грузов (хлеб, молоко) | 800,0 | 780,0 | 98% | ||
Компенсация убытков от реализации сжиженного газа населению | 4200,0 | 4000,0 | 95% | ||
На компенсацию удорожания стоимости кооперативного жилищного строительства, начатого до 1992 года | 845,0 | 856,0 | 101% | ||
Компенсационные выплаты на хлеб хлебозаводам | 2200,0 | 2200,0 | 100% | ||
Дотация на сухое молоко | 990,0 | 990,0 | 100% | ||
Возмещение разницы в цене на топливо, реализуемое населению | 8528,0 | 8652,4 | 101% | ||
Частичная компенсация ущерба репрессированным народам | 20,0 | 17,8 | 89% | ||
Приобретение жилья остронуждающимся группам населения | 200,0 | 200,0 | 100% | ||
Расходы на возмещение разницы в цене на керосин, реализуемый населению области | 30,0 | 20,0 | 67% | ||
Итого: | 28723,0 | 28024,9 | 98% | ||
V. Система адресной социальной поддержки населения (САЗ) | |||||
Компенсационные выплаты на хлеб малообеспеченным гражданам | 88,5 | 88,5 | 100% | ||
Предоставление социальной помощи нуждающимся гражданам (денежной, материальной, социальной) | 5338,5 | 3853,8 | 72% | ||
Расходы на содержание районных управлений (отделов) социальной защиты населения по адресной дотации | 300,0 | 300,0 | 100% | ||
Итого: | 5727,0 | 4242,1 | 74% | ||
VI. Трудовые ресурсы и миграция населения | |||||
Кадры Астраханской области | 10,7 | 10,7 | 100% | ||
Улучшение условий и охраны труда в Астраханской области | 6,0 | 6,0 | 100% | ||
Меры по смягчению последствий массовых высвобождении работников | 23,0 | 15,1 | 66% | ||
Обеспечение занятости населения | 108,0 | 78,0 | 72% | ||
Миграция населения | 7,0 | 7,0 | 100% | ||
Реабилитация и обеспечение занятости инвалидов | 220,0 | ||||
Итого | 374,70 | 116,80 | 31% | ||
ВСЕГО: | 45683,6 | 47016,7 | 103% | ||
На уровне учреждений социальной защиты также используются программы, которые связаны с развитием данной системы, направлений деятельности, освоением новых форм и методов управления, работы и т.д.
Как пример можно привести «Программу развития Центра социальной помощи семье и детям» (г. Сургут).
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЦЕНТРА
Мероприятия | Срок исполнения |
1. Совершенствование социальной помощи семье, женщинам и детям | |
1. Создание банка данных о семьях с отрицательным микрокл< Наши рекомендации
|