Рациональность решения. Поведенческие модели принятия решений.
Рациональность решения – обеспечение достижения поставленной цели с min затратами.
Повед-кие модели принятия реш-й: I. рациональная модель – выбор такой альтернативы, кот. принесет max выгоды для орг-ции. II. модель ограниченной рациональности. Менеджер в своем желании быть рациональным зав-т от возм-тей познания, привычек. Рациональному выбору препятствуют причины соц хар-ра, сопротивления изм-ям, стремление приобр-ния статуса, озабоченность собст. имиджем. Главное – люди, принимающие реш-я, преследуют цели удовл-ти, а не максим-ции выгоды. III. модели эвристических суждений и предпочтений. Основ-ся на технол. подходе. Лица, прин-щие реш-я, полагаются на эвристику (интуицию, прошлый опыт). 80 % менеджеров высшего звена полагаются на неформальную информацию (интуицию), а затем не могут объяснить, обосновать принятие решения. Интуитивные реш-я – выбор, сделанный только на ощущение того, что он правильный. Интуиция вкл-т: 1) предчувствие; 2) воображение; 3) проницательность. IV. Социальная модель. Абсолютно иррациональна, исходит из того, что соц-псих-кие ф-ры оказывают ключевое влияние на принятие реш-й. Все реш-я приним-ся под давлением обстоятельств и абсолютно субъективны. V. Политическая модель. Предполагает, что реш-е становится ф-цией распределения власти и зав-т от эфф-ти политики, реал-мой разными участниками в процессе упр-ния. Реш-я отражают желания членов орг-ции max реал-ть собст. властную политику. Все действия по принятию решения используются для того, чтобы склонить решения в пользу определенной политической группы.
Балансовый метод (БМ)
БМ. Составляется баланс – «за» и «против» по каждому решению проблемы. Ранжируются «за» и «против» (желательно определить вес доводов). Оценка.
53. Рациональный процесс принятия решения. Подходы к участию в принятии решении. Основные требования, предъявляемые к решению.
Рац-ная орг-ция в процессе принятия реш-я.
|
Подходы к участию в принятии реш-й: 1) индивидуальный подход – определение проблемы и выбор реш-я осущ-ся без привлечений др. лиц. Для него характерно: 1. Выбор зависит от личностных характеристик лиц, принимающих решение; 2. Принятие решения должно иметь соответствующий навык; 3. Формирование и выбор альтернатив зависит от стиля управления этого лица; 4. Принимающий решение сталкивается непосредственно с ошибками и берет риски и ответственность на себя; 2) групповой подход – группа обсуждает проблемы и варианты реш-я. Формы: а) совещательный - привлекается max возм-ное кол-во людей к обсуждению проблемы и формируется общее мнение. Используется рейтинговое голосование. Проявление человеческого фактора; б) система участников - привлекаются заинтерес-е лица, учитывается их мнение, но окончательное решение принимают те, кому положено. Эта система консультаций. Просто учитывается мнение. Преимущества:1) способность у группы выше, чем у отдельного человека, проблема обсуждается шире и шире понимается; 2) группа шире видит перспективы, способна предложить больше альтернатив и выбрать варианты; 3) привлечение к принятию решения стимулирует работника, энтузиазм; 4) снижается сопротивление организации к изменениям. Недостатки: 1) увеличивается время; 2) работники отвлекаются от аналогичной работы; 3) возникает неудовлетворение тех, чьи предложения не учтены; 3) централизованный - концентрация прав принятия реш-й на высшем ур-не. Децентрализованный подход - делегирование прав принятия реш-й на более низкий ур-нь. Централизованный и децентрализованный подходы – система распределения прав и ответственности по вертикали. Недостатки децентрализованного подхода: размываются общие цели, если цели отдельных подразделений становятся выше целей организации => развал организации. Необходимо выборочно контролировать принятие решения; 4) Демократический подход – интересы большинства с исп-нием процедуры голос-ния. Принцип права и ответ-ти (те, кто прин-л реш-я д. участвовать в их реал-ции). Используются на предприятиях коллективной формы собственности.
Факторы, оказывающие влияние на принятие решения: 1)информационное ограничение: а) информационная власть; б) наличие информации означает, насколько глубоко можно изучить проблему; 2) условия принятия решения. Выделяют 3 типа условий принятия решения: 1. определенности – когда всем понятно о проблеме и о ее последствиях, возможен выбор абсолютно верного решения; 2. стохостической определенности – когда ситуация, цели, последствия могут быть заданы в вероятностных показателях. Такие ситуации называются ситуациями решений в условиях определенного риска; 3. неопределенности – когда информация о ситуациях и последствиях противоречивы, их невозможно предсказать с определнной степенью точности => полагаются на интуицию; 3) ресурсные ограничения: а) персонал; б) финансы; в) время; 4) степень зависимости от внешней среды; 5) негативные последствия; 6) личностные оценки руководителя и политические ограничения.
Основные требования, предъявляемые к реш-ям: 1) соответствие полномочиям – решения должны приниматься в пределах прав лица, принимающего решение; 2) ответ-ть за рез-ты реал-ции реш-я – лицо, принимающее решение, должно отвечать за результаты; 3) целевая направленность – решение должно преследовать достижение определнной цели; 4) обоснованность - должно отражать объективные закономерности развития объекта и с-мы упр-ния; 5) своевременность - с момента принятия до реал-ции не должно произойти изменений, делающих его ненужным; 6) непротиворечивость - должно согласовываться с принципами упр-ния и ранее принятыми реш-ми; 7) эффек-ть - достижение целей при min затратах.