Коммуникация. Процесс коммуникации. Коммуникационные сети.

Коммуникации (с лат.) - делаю общим, связываю, общаюсь. В процессе коммуникации происходит взаимодействие и обмен информацией (нет обмена информацией – нет коммуникаций). Она вкл.: что передается (инфо: факты, идеи, мнения, ощущения, запахи, вкусы и др.), как передается (средство передачи: письмо, голос, жесты, позы, тональность). Условия: одинаковая система кодирования и должна быть возможность передавать и получать информацию. Межличностная коммуникация – передача информации при помощи звукового сигнала между двумя исполнителями. Невербальная коммуникация – тип передачи без использования системы кодирования. Коммуникации: движение тела, личные и физические качкства, качество голоса, использование среды (физическая среда, окружающая среда человека, отношение к времени). Эта коммуникация более искренняя, т.к. в большинстве случаев она имеет подсознательную основу. Ей трудно манипулировать. Эффект в процессе общения людей на 37 % обеспечивается тональностью голоса и до 50 % вырадением лица. На эффективность информационного обмена оказывают влияние нормы и формы коммуникации - процедуры, устанавливающие, кто, где, когда, каким образом, в какой форме и в каких целях осуществляет обмен информацией и технические средства, исп-ые в целях ком-ции.

· Без системы кодирования - невербальные ком-ции.

· Речь-темп, грамотность и т.д.

· Исп-ние среды: поведение в новой обстановке

· Физич.среда: обстановка на раб.месте

· Время: привычка опаздывать,соотнош.вр-ни и статуса

Процесс ком-ции: Отправитель – что и кому передает – кодирует – канал передачи (передатчик и приемник) – получает – раскодирует – принимает/не принимает – получатель. Обратная связь от получателя к отправителю - понял и согласился (т.е.процесс ком-ции состоялся). Должны быть адекватные кодовые знаки. Иначе – шум – любое искажение информации на любом этапе.

Коммуникационная сеть – система связей субъектов коммуникаций с помощью информационных потоков. Она концентрирует свое внимание на потоках, а не на содержании. В основе линейных и функц-х связей лежат ком-ные сети. От них зависит управляемость.

Образцы ком-ных сетей: 1) Колесо - вся информация через одного чел-ка; 2) Цепочка - информация передается только в определенной последовательности (используется в рамках иерархии); 3) Всеканальная система - все со всеми; 4) Вертушка - в определенном направлении; 5) Комбинации

Строя сети, мы регулируем потоки информации.

Коммуникационные стили - способ, с помощью которого субъект коммуникации предпочитает строить обмен информацией. Выделяют 5 основных стилей: 1) открытие себя характеризуется высокой степенью открытости субъекта, но низкой степенью обратной связи. Используются, чтобы вызвать ответную реакцию; 2) реализация себя характеризуется mах открытостью и mах обратной связью. Наиболее продуктивен, но его реализации могут препятствовать личные качества учатника и внутриорганизационные факторы; 3) замыкание в себе - низкий уровень открытости и низкая обратная связь. Способствует сокрытию идей, мнений, расположений и чувств, препятствует формированию здорового коллектива; 4) защита себя - низкий уровень открытости, высокий уровень обратной связи. Используется для того, чтобы лучше узнать других; 5) торговля за себя - умеренная открытость и умеренная обратная связь. Один партнер открывается на столько же, что и другой.

49. Цикличность типов отношений в управлении: Выделяют 4 типа отношений управления.

Современные черты эффективного лидера: 1) обладание видением (иметь способность создавать образ будущего и довести его до последователей; 2) использование эффективной коммуникации; 3) доверие последователя, выражающееся в наделении их соответствующими правами для осуществления достижения цели; 4) гибкость – высокая чувствительность к потребностям последователей, умение удовлетворять их изменяющиеся потребности. Выделяют 2 типа отношений: 1) отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности собственников. В этом случае цели организации и цели собственника совпадают (самые эффективные); 2) отношения найма (возмездные), возникающие между пользователями и собственниками средств производства. Эффективны, если работает механизм мотивации. Основные требования к механизму мотивации: 1) он не должен ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления; 2) уровень вознаграждения должен быть увязан со степенью достижения конечных целей организации.

Власть. Источники власти.

Власть – возможность оказывать влияние на поведение других людей. На власти держится организационная структура. Власть существует когда существует зависимость одного от другого. Должностная власть предоставляется в нашем формальном статусе (должностью), личная власть зависит от нашего личного воздействия на других людей, от наших личных качеств. Должностная и личная власть – непостоянные величины. Оптимальная власть – это когда руководитель обладает и должностной, и личной властью. Источники власти –это конкретная основа власти, которая используется. Основа – означает откуда власть происходит. Источники власти разделяются на 2 группы: 1) имеющие личностную основу – это экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребности во власти. Экспертная власть – это способность влиять в силу своей подготовки, уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, наличия специализированных знаний. Экспертная власть основывается на признании этих факторов подчиненными и людьми. Власть примера – это влияние на других людей с использованием своей привлекательности и харизмы. Власть примера основывается на том, что люди стараются подражать лучшим качествам других людей. Эта власть укрепляет основу личной власти. Право на власть – предоставление занимаемой должностью и имеет более четкие границы по отношению к другим источникам власти, но его использование зависит от личных качеств руководителя. Возможность реализации права на власть зависит от того, в какой степени подчиненные признают право на власть руководителя. Власть информации – базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умение использовать эту возможность для влияния на других. 2) Источники власти, имеющие структурно-организационную основу – это принятие решений, вознаграждение, принуждение, власть над ресурсами, власть связью. Принятие решений – как источник власти означает, в какой степени человек может влиять на конкретное решение на протяжении всего времени его принятия Вознаграждения - влияют на результаты деятельности исполнителя. Это один из самых эффективных источников влияния. Принуждение – влияние на поведение посредством наказания, выговора, штрафа, понижения в должности, увольнение и т.д. Базируется на страхе. Власть над ресурсами – позволяет воздействовать на результаты труда исполнителя, т.к. для выполнения любой работы необходим ресурс Власть связью – способность человека воздействовать на других через воспринятую информацию или ассоциацию вас с влиятельными людьми как в организации, так и за ее пределами.

Наши рекомендации