Изучение внутренней среды организации.
Для определения стратегии функционирования организации руководство должно иметь углублённое представление о внутренней среде организации, ее возможностях и тенденциях развития, ведь внутренняя среда организации оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Внутренняя среда имеет несколько так называемых «срезов», которые в совокупности определяют потенциал и возможности, которыми располагает организация:
1. Кадровый срез.
2. Производственный срез.
3. Организационный срез.
4. Маркетинговый срез.
5. Финансовый срез.
6. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование работников; создание и поддержание отношений между работниками и т.п. Производственный срез включает в себя изготовление продукции, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и обязанностей; степень ответственности; иерархию подчинения. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продвижения продукта, стратегия ценообразования; выбор рынков сбыта и систем распределения. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.
Классификация целей организации
Цели организации задают параметры организации. Цели организации часто определяют как направления, по которым должна вестись ее деятельность. Основные цели организации вырабатываются распорядителями основных ресурсов (профессиональными управляющими) на основе системы ценностей. Высшее руководство организации является одним из ключевых ресурсов, поэтому система ценностей высшего руководства влияет на структуру целей организации, при этом достигается интеграция ценностей служащих компании и владельцев акций.
Цели организации классифицируются:
1) по содержанию: экономические, технические, социальные, научные, организационные, экологические, политические;
2)периоду установления: стратегические, тактические, оперативные;
3)приоритетности: особо приоритетные, приоритетные, прочие;
4)измеримости: количественные и качественные;
5)характеру интересов: внешние и внутренние;
6)повторяемости: постоянно повторяющиеся и разовые;
7) временному периоду: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
8) функциональной направленности: финансовые, инновационные, маркетинговые, производственные, административные;
9)стадиям жизненного цикла: на стадии проектирования и создания, на стадии роста, на стадии зрелости, на стадии завершения жизненного цикла;
10)иерархии: цели всей организации, цели отдельных подразделений (проектов), личные цели работника;
11)масштабам: общефирменные, внутрифирменные, групповые, индивидуальные.
Разнообразие целей организации объясняется тем, что по содержанию элементы организации разнонаправлены по множеству параметров. Это обстоятельство обусловливает необходимость множества целей, различных по уровню управления, задачам управления и т.д. Классификация целей позволяет глубже осознать многогранность деятельности хозяйственных организаций. Используемые для классификации критерии могут быть также применены многими хозяйственными организациями. Однако конкретные выражения целей в рамках данной классификации будут оставаться различными. Классификация целей организации позволяет повысить эффективность управления путем выбора для каждой цели системы необходимой информации и методов постановки.
Деловые коммуникации
Коммуникация в общем смысле представляет собой информационный обмен между людьми или их группами. Бывают межличностные, социальные (функционально-ролевые), деловые коммуникации.
Деловая коммуникация – это взаимодействие в сфере официальных отношений, целью которого является решение конкретных задач, достижение определенных результатов, оптимизация какой-либо деятельности. При этом у каждого участника есть свой статус – начальник, подчиненный, коллеги, партнеры.
От того, насколько собеседник знаком с правилами, формами и методами подобных коммуникаций, зависит, удастся ли ему достичь поставленной цели. Партнеры должны говорить на одном языке (как в прямом, так и в переносном смысле), понимать друг друга, иметь общий социальный опыт.
Чтобы деловая коммуникация была результативной, следует соблюдать ряд условий:
1. У общения должна быть понятная цель, в достижении которой заинтересованы все вовлеченные в процесс лица. Например, налаживание связей, заключение договора, согласование мероприятия, разработка условий сотрудничества и т. д.
2.Участникам следует контактировать друг с другом вне зависимости от симпатий и антипатий.
3.Обязательно соблюдение делового этикета, субординации, должностных ролей, формальных ограничений.
Наиболее часто встречаются следующие формы деловой коммуникации:
1. Совещание.
2. Презентация.
3. Деловая беседа.
4.Переговоры.
5.Телефонные переговоры.
6.Обмен официально-деловыми документами (заявление, договор, доверенность, служебная записка).
7.Консультация.
8.Интервью.
9.Публичное выступление, конференции.
Этапы:
1.Подготовка. Это постановка задач, целей, сбор и анализ информации, определение стратегии поведения. Ведь деловая встреча или переговоры не организуются для того, чтобы поболтать «ни о чем» и узнать, как обстоят дела в личной жизни у собеседников.
2.Планирование. Встречу можно провести спонтанно, но все же считается, что профессионал должен иметь четкий план: что он будет говорить, как аргументировать, что конкретно он хочет получить от второй стороны.
3.Дискуссия – обсуждение идей, предложений, нахождение общих точек интереса, принятие совместного решения.