Методы социологии управления
1 Организационно-административные методы. – это система законодательных актов страны, система нормативных документов, вышестоящих структур управления,система разрабатываемых в организации планов, программ и заданий, и система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий).
Оперативное управление бывает трех видов:
-вынужденное и внешненавязанное (подчинение сверху вниз)
- пассивное подчинение
-осознание, то есть внутреннее обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения.
2. Экономические методы – базируются на действии экономических механизмов мотивации ( налоговая система страны, кредитно-финансовые механизмы, система зарплаты, система ответственности за качество работы, система стимулирования инновационной деятельности.)
3. Социально-психологические методы – это совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность, на отношения и взаимодействия между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.
Анкетирование
Анкетирование – метод социологического опроса с помощью анкет.
Анкета представляет собой размноженный документ, содержащий до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.
Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы.
При проведении анкетирования требуют предварительного решения две проблемы:
1) объём и однородность выборки (опрос будет лишён смысла, если будет охватывается слишком узкий круг лиц и окажется ненадёжным, если участники выборки весьма различаются по измеряемым параметрам).
2) репрезентативность выборки, т. е. возможность распространения выводов, полученных при изучении части (выборки), на целое (генеральную совокупность).
Составление анкеты – это процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов.
Анкета должна обеспечить получение такого содержания, которое правдиво по отношению к опрашиваемому и значимо по отношению к проблеме.
Вопросы должны удовлетворять критериям надёжности и валидности.
Критерий надёжности – оценивает качество вопросов с позиции насколько точно вопрос позволяет провести социологическое измерение.
Валидность. Этот критерий призван оценить пригодность вопросов с позиции их приемлемости для данной аудитории. Иными словами, насколько выбранный метод составления вопросов учитывает особенности опрашиваемой аудитории.
Социальное прогнозирование
Прогнозирование – это предсказание будущего на основании накопленного опыта и текущих предположений относительно него; в узком значении — специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса.
Прогнозирование –это социальная теория познания. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется нанаучных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.
В основе методологии прогнозного исследования лежит принцип целостного, системного, комплексного рассмотрения объекта, учет его иерархической соподчиненности, его взаимосвязей как по вертикали (по уровню), так и по горизонтали (со смежными отраслями), зависимость от внешних факторов и внутренних изменений.
Не менее важным принципом является четкое определение статуса, особенностей объекта прогнозных исследований, предварительный теоретический анализ его сущности на основе имеющегося уровня научных знаний, что позволит на всех этапах исследования придерживаться единообразия в понятийно-котегориальном аппарате и терминологии, а в процессе обобщения результатов добиваться максимального возможной объективности, достоверности и точности.
Практическое назначение прогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:
- в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области;
- как действительно может протекать развитие;
- каков механизм преодоления негативных тенденций.
В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей.
Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.
Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.
Социальное прогнозирование – прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.