Проводка судов и составов через перекаты
Почти все перекаты имеют ограниченные глубину, ширину, а иногда и радиусы закруглений судового хода. Управление судном и составом при проводке через перекат заключается в том, чтобы с учетом гидрометеорологических условий правильно избрать курс при входе на перекат, пройти по перекату и вывести судно (состав) в плесовую лощину.
2.2.1. Проводка судна через перекат по течению
При подходе к перекату (рис.2.8, положение 1) убедиться, что на перекате нет встречных судов.
Рис. 2.8. Схема проводки судна через перекат по течению |
Заходить на перекат (положения 2 и 3) необходимо с учетом действия на судно свального течения из верхней плесовой лощины в сторону белых кромочных буев (б1 и б2), ветра, центробежной силы(раскатки кормы) при повороте. Для этого нужно заблаговременно (см.положение 2) начать поворот вправо, прижимаясь к красному кромочному бую (б1), и удерживать судно правее линии носового створа (с2) (положение 3 и 4), ориентируясь на красный буй (б3). Если глубины ограничены, важно выбрать безопасную скорость. К моменту входа в корыто переката (см. положение 4) судно должно держаться правее кормового (с3) и носового (с4) створов. При движению по корыту переката (положение 5) нужно ориентироваться на буи (б5 и б6) и удерживаться на линии носового створа (с4), не допуская и вывести судна от оси судового хода.
Самым мелководным местом на перекате является гребень (изобата, соединяющая буи (б5 и б6). При подходе к нему необходимо дополнительно снизить скорость. При выводе судна из переката для предупреждения навала на правый берег необходимо своевременно уходить со створной линии влево (см. положение 6), ориентируясь на буй (б6). После прохождения подвалья рекомендуется увеличить скорость, а рулевые органы переложить в сторону яра для удержания кормы от раскатки.
2.2.2. Проводка судна через перекат против течения
В этом случае важным является умение судоводителя правильно подойти к гребню переката под углом, близким к прямому для устранения зарыска влево, параллельно струям течения, что обеспечивает устойчивость на курсе. При подходе к перекату скорость уменьшают. После захода на подвалье и гребень скорость увеличивают и удерживают судно на линии створа (с3-с4). После прохождения буев (б2 и б1) необходимо начинать выход из переката в верхнюю плесовую лощину, придерживаясь при этом верхних песков. После выхода на линию буев (б1-б2) скорость увеличивают.
2.2.3. Проводка толкаемого состава через перекат по течению
При подходе состава к перекату скорость снижают и направляют его посередине судового хода (рис. 2.9, положение 1)
Рис. 2.9 Схема проводки толкаемого состава по перекату по течению |
Затем состав плавно поворачивают вблизи красного буя и выводят на перекат (положение 2). Во время этого поворота центробежная сила и свальное течение будут сносить состав в сторону левой кромки судового хода. Для уменьшения сноса, увеличивают скорость и удерживают кормовую часть от сильного раската. Далее состав ведут серединой судового хода, а при подходе к гребню несколько отклоняют к линии красных буев. После прохождения гребня плавно поворачивают состав под белый буй и выводят его в нижнюю плесовую лощину (положение 3). Приближаться к яру или выполнять поворот вблизи него нельзя, т.к. под действием свального течения состав может навалиться на яр. При наличии ветра состав следует вести слегка придерживаясь «на ветер».
2.2.4. Проводка толкаемого состава через перекат
против течения
При заходе на перекат состав вводят на подвалье без снижения скорости, т. к. течение обычно направлено под углом к ДП состава, поэтому на малом ходу состав может сместиться с оси судового хода и выйти за его пределы (рис.2.10).
Судоводители называют это явление «защечиванием», т.к. течение направлено в скулу (щеку). Во избежание этого поворот состава для входа на подвалье должен начинаться еще до подхода к створной линии. Причем состав должен двигаться вблизи правобережного яра (положения 1 и 2), а не вблизи белых буев. По корыту переката состав следует вести по створной линии, а при выходе из переката (положение 3) направить его ближе к красному бую, чтобы не допустить сноса свальным течением на левую кромку судового хода.
Рис. 2.10. Схема проводки толкаемого состава по перекату против течения |