III. Ледокольная проводка транспортных судов

3.1. Организация плавания во льдах

III. Ледокольная проводка транспортных судов - student2.ru Плавание судов во льдах замерзающих морей имеет четкую организацию и регламентируется правилами для судов, проводимых ледоколами через лед. Эти правила печатаются в лоциях морей. Непосредственное руководство проводкой одного судна или каравана судов возлагается на капитана ведущего ледокола или назначенного начальника проводки. Капитаны судов, следующих под проводкой ледокола, подчиняются приказаниям капитана ледокола.

Для проводки во льдах несколько судов объединяют в караваны. Простой караван — группа судов, ведомых одним ледоколом; сложный — группа судов, ве­домых несколькими ледоколами. В зависимости от обязанностей, возложенных на них во время проводки судов, ледоколы бывают ведущими, вспомогательными и обеспечивающими.

Ведущий — это ледокол, прокладывающий канал для каравана. Его капитан непосредственно руководит проводкой: выбирает маршрут следования каравана, назначает порядок следования судов (ордер), дистанцию между судами и скорость каравана, дает распоряжения о взятии на буксир, оказании помощи и т. П. На веду­щем ледоколе прокладывают основной курс, сосредоточивают данные по ледовой обстановке и метеоусловиям плавания. С вертолета, базирующегося на ведущем ледоколе, проводят локальную ледовую разведку.

Вспомогательный — это ледокол (или несколько ледоколов), занимающий место в караване по указанию ведущего и обеспечивающий околку впереди иду­щих и проводку позади идущих судов каравана.

Обеспечивающий — это ледокол, закрепленный за определенным участком ледовой трассы; проводит суда через ледовые перемычки, дает рекомендации для их самостоятельного следования.

3.2. Формирование каравана для ледовой проводки

III. Ледокольная проводка транспортных судов - student2.ru Требование о проводке судна через лед капитан судна направляет в порту начальнику порта, а в море — капитану ледокола. При назначении в состав карава­на капитан транспортного судна получает от руководства ледовыми операциями рекомендации для следования к месту формирования каравана и название ведуще­го ледокола.

Место сбора судов для формирования каравана назначается руководством ледовыми операциями (штабом), капитаном ледовой проводки или капитаном ле­докола. Обычно его выбирают на чистой воде в нескольких милях от кромки,

- Во-первых, в целях безопасности,

- Во-вторых, для того, чтобы иметь возможность еще до входа каравана в лед проверить средства связи, дать возможность судоводителям привык­нуть к совместному плаванию.

Успех ледового плавания в составе каравана во многом зависит от слаженно­сти и четкости действий, профессионального мастерства моряков, дисциплины, на­дежной внутрикараванной связи. Работа судов каравана проходит по единому со­гласованному с ледоколом времени. Все суда должны в порядке номеров мест в ка­раване репетовать команды с ведущего ледокола. Все судоводители должны наи­зусть знать однобуквенные сигналы для связи между ледоколом и проводимыми судами (табл.1).

Использование сигналов для связи между ледоколом и судами не освобож­дает никакое судно от выполнения МППСС.

III. Ледокольная проводка транспортных судов - student2.ru

 
  III. Ледокольная проводка транспортных судов - student2.ru

Таблица 1

Место в караване назначают с учетом размеров судна, прочности его корпу­са, мощности двигателей, маневренных элементов, загрузки, технического состоя­ния, опытности капитана и конкретной ледовой обстановки. Крупные суда, лишь немного уступающие по своей ширине ледоколу, как правило, ставят первыми за ледоколом. Концевыми ставят суда, имеющие мощные двигатели и управляемые опытными капитанами, поскольку им приходится следовать в наиболее сложных условиях. В тяжелых льдах впереди судна со слабым корпусом ставят судно с прочным корпусом и мощной машиной, которое выравнивает канал за ледоколом и очищает его от оставшихся за ним крупных льдин.

III. Ледокольная проводка транспортных судов - student2.ru Простой караван состоит из одного ледокола и следующих за ним судов. Число судов зависит от длины остающегося за кормой ледокола чистого ото льда канала. Обычно линейный ледокол проводит 3 — 4 судна. Однако если лед дрейфу­ет и наблюдается сжатие, в силу чего канал закрывается сразу за кормой ледокола, он сможет проводить одновременно не более одного судна.

III. Ледокольная проводка транспортных судов - student2.ru Рис. 11. Построение сложного каравана при ледовой проводке

Построение сложных караванов различно и зависит от ледовой обстановки. За ведущим ледоколом следуют транспортные суда, а за ними вспомогательный ледокол ведет свою группу судов (рис. 11). В обязанности вспомогательного ле­докола входят также наблюдение за впереди идущими судами и их околка. Конце­вым обычно ставят судно класса УЛ, которое также в случае необходимости может околоть впереди идущие суда.

Для проводки судов в сплоченных дрейфующих или припайных льдах кара­ван формируют небольшим: 2 ледокола и 3-4 транспортных судна. Вспомогатель­ный ледокол идет за ведущим, транспортные суда следуют за вспомогательным ле­доколом. При этом ведущий ледокол имеет возможность уйти вперед и заблаго­временно прокладывать путь каравану, форсируя тяжелые перемычки, а второй ле­докол занят только проводкой судов.

III. Ледокольная проводка транспортных судов - student2.ru Рис. 12. Проводка ледоколом каравана судов

III. Ледокольная проводка транспортных судов - student2.ru

При проводке одним ледоколом каравана из трех-четырех судов порядок формирования каравана немного отличается от вышеописанного (рис. 12).

За ледоколом в караване следует самое слабое по корпусу и мощности энер­гетической установки судно. Задача капитана этого судна — следовать со скоро­стью, указанной с ледокола. Капитан ледокола сам следит за дистанцией до судна, поддерживает ее равной двум-трем длинам корпуса судна, в отдельных случаях со­кращает ее до минимума. При необходимости самое слабое судно ледокол берет на буксир «вплотную».

При составлении караванов из судов нескольких типов стремятся ставить маломощные суда позади мощных. Тогда караван выглядит так: «мощное судно — слабое судно» — «мощное судно — слабое судно» и т. Д. Если имеются сущест­венные различия в длине и ширине судов, то, как правило, узкое судно должно следовать за широким. Это вызвано, тем, что широкое судно препятствует затяги­ванию канала и за ним образуется широкое разрежение, по которому узкому судну продвигаться значительно легче.

3.3. Дистанция между судами каравана

Планируя расстановку судов в караване, капитан ведущего ледокола не все­гда может учесть все особенности судов, поэтому окончательно сформировать ка­раван и расставить суда можно уже в процессе проводки. Капитан ледокола назна­чает дистанцию между судами, которая должна тщательно сохраняться при движе­нии во льду. Правильно выбранная дистанция способствует наибольшей эффектив­ности проводки.

Наибольшей скорости проводки во льдах можно достигнуть в том случае, когда дистанция между судами минимальна, так как каждое судно будет использо­вать канал впереди идущего ледокола или судна, пока этот канал не успел закрыть­ся льдом. Чем больше дистанция между судами, тем быстрее затягивается канал льдом и тем труднее судну следовать по нему.

III. Ледокольная проводка транспортных судов - student2.ru В то же время уменьшение дистанции увеличивает опасность столкновения при внезапном снижении скорости идущего впереди ледокола или судна. Очевид­но, что наибольшей эффективности можно достигнуть при проводке на некоторой безопасной дистанции, под которой понимается минимально допустимое расстоя­ние между судами, исключающее столкновение в случае внезапной остановки впе­реди идущего судна.

Допустимая дистанция не является постоянной величиной и зависит от ледо­вых и метеорологических условий и тормозного пути проводимых судов. Чем бы­стрее закрывается канал за ледоколом, тем дистанция между судами должна быть меньше, и наоборот.

Так, если тормозной путь судна, т. Е. Путь, который оно проходит вперед с момента перевода машины с полного переднего хода на полный задний до момента полной остановки, равен 2,5 кабельтова, то это будет минимально допустимая (безопасная) дистанция при следовании в редком льду. Ухудшение ледовых усло­вий потребует сокращения дистанции. Поскольку при ухудшении ледовых условий

Снижается скорость судов, уменьшение дистанции (конечно, с учетом тормозного пути) не увеличивает опасности столкновения судов в караване.

При сплоченности льда от 6 до 8 баллов дистанция между судами каравана может быть сокращена до 1 кабельтова, при сплоченности льда более 8 баллов и это расстояние становится слишком большим.

3.4. Скорость каравана

III. Ледокольная проводка транспортных судов - student2.ru Скорость назначает капитан ведущего ледокола. При этом он исходит из технических возможностей наиболее слабого судна в караване, учитывая его ледо­вый класс, его маневренные способности и прочность корпуса. Скорость, которую может развить судно во льду, зависит от мощности его энергетической установки и пропульсивных качеств, в то же время допустимая скорость определяется прочно­стью его корпуса. Таким образом, скорость проводки ледоколом транспортного судна ограничивается допустимой скоростью самого судна.

Вывод

Судовождение - это наука, которая изучает условия, средства и способы вождения судов и включает в се­бя дисциплины: управление судном, навигацию, море­ходную астрономию, электронные и технические средст­ва судовождения.

Плавание по морям и океанам предъявляет к судо­водительскому составу серьезные требования к грамот­ному управлению судном и умелому маневрированию им.

Под понятием «управление суднам» понимается весь комплекс мероприятий, обеспечивающих безопасность мореплавания.

Список литературы

1. Антонов В. А. Теоретические вопросы управления судном. - Владивосток: Изд-во Дальневост. гос. университета, 1988. - 112 с.

2. Алексеюк В. В., Литвиненко А. И., Цурбан А. И. Морская практика для матроса. М.: Транспорт, 1970. - 272 с.

3. Алексеев Л. Л. Практическое пособие по управлению морским судном. СПб.: - ЗАО ЦНИИМФ, 1996. - 118 с.

4. Арпиайнен А. И., Чубаков К. Н. Азбука ледового плавания. - М.: Транспорт, 1987. - 224 с.

5. Баранов Ю. К., Лесков М. М. и др. Сборник задач по использованию радиолокатора для предупреждения столкновений судов.- 4-е изд. - М.: Транспорт, 1989. - 96 с.

6. Безопасность плавания во льдах. Под ред. А. П. Смирнова. - М.: Транспорт, 1993. Боровлев Е. М. Матрос 1 класса. - Одесса: Изд-во «Optimum», 2005. - 514 с.

7. Бурлаков С. В., Либензон М. Н., Письменный М. Н. Якорная стоянка судов на от­крытых рейдах. М.: Транспорт, 1968. - 136 с.

8. Бурханов М.В. Справочник штурмана. Справочное издание.- М.: «Моркнига», 2008. - 560 с.

9. Витченко А. Г. Морское дело. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 288с.

10. Выбор безопасных скоростей и курсовых углов при штормовом плавании судна на попутном волнении. РД 31.00.57.2-91.

11. Ганнесен В. В. Борьба за живучесть судна. Уч. пос. - Владивосток: Дальрыбвтуз, 2005. - 102 с.

12. Ганнесен В. В. Судовые спасательные средства. Уч. пос. Владивосток: Дальрыб­втуз, 2006. - 101 с.

13. Генри Х. Хойер. Управление крупнотоннажными судами при маневрировании. Пер. с англ. М.: 1987. - 109 с.

14. Дамаскин A. M., Крысак М. С. Учебное пособие для матроса и боцмана. М.: Транс­порт, 1975. - 272 с.

15. Дидык А. Д., Усов В. Д., Титов Р. Ю. Управление судном и его техническая экс­плуатация. М.: Транспорт,1990. - 320 с.

16. Дунаевский Я. И. Снятие судов с мели. 2-е изд. М.: Транспорт, 1984. - 168 с.

17. Железный Г. М., Задорожный А. И., Щербак В. Н. Что должен знать судоводитель. Одесса: КП ОГТ, 2005. - 444 с.

18. Железный Г. М., Задорожный А. И. Эксплуатация танкеров и балкеров. - Одесса: КП ОГТ, 2005. - 356 с.

19. Жуков Е. И., Либензон М. Н. и др. Управление судом и его техническая эксплуата­ция. Под ред. А. И. Щетининой. 3-е изд. М.: Транспорт, 1983. - 655 с.

20. Замоткин А. П. Морская практика для матроса. 2-е изд. М.: Транспорт, 1993. - 256с.

21. III. Ледокольная проводка транспортных судов - student2.ru Захаров А. В., Захарьян Р. Г. и др. Учебное пособие для подготовки по специально­сти «Матрос»/Под ред. А. В. Лихачева. 2-е изд. СПб.: ГМА им. адм. СО. Макарова, 2000. -124 с.

22. Инструкция по безопасности морских буксировок/Утв. Федеральной службой мор­ского флота России от 08.06.96. № МФ-35/1921.

23. Казанский К. В., Филиппов И. Г. Штормование судов. М.: Транспорт, 1968. 112 с.

24. Кацман Ф.М., Ершов АА. Судоводителю о маневренных характеристиках судна: Учеб. Пос. СПб.: ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2001.

25. Козырь Л.А., Аксютин Л.Р. Управление судами в шторм. М.:Транспорт,1973.-110 с.

26. Конаков А.Г. Особенности работы на специализированных судах. Владивосток: Мор. гос. ун-т им. адм. Г.И. невельского, 2008. - 142 с.

27. Коккрофт А. Н., Ламейер Дж. Н. Ф. Руководство по правилам предупреждения столкновений/Пер. с англ. СПб.: ООО «Морсар», 2005 г.

28. Корнараки В. А. Справочник лоцмана. - М.: Транспорт, 1983. - 48 с.

29. Корнараки В. А. Маневрирование судов. М.: Транспорт, 1979. - 126 с.

30. III. Ледокольная проводка транспортных судов - student2.ru Косарин В. М., Попело В. М., Аносов Н. М. Обеспечение остойчивости, прочности корпуса и непотопляемости морского судна. - Владивосток: Мор. гос. ун-т им. адм. Г.И. Невельского, 2004. - 191 с.

31. Кубачев Н. А., Кургузов С. С. и др. Рекомендации по использованию радиолокаци­онной информации для предупреждения столкновений судов: Сб. задач по управ­лению судами. М.: Транспорт, 1984. - 140 с.

32. Кузьмин В.В. Электронные картографические системы. - Новосибирск: НГАВТ, 2006. - 159 с.

33. Лихачев А. В. Управление судном. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2004, - 504 с.

34. Макаров И.В. Морское дело. М.: Транспорт, 1989, - 288 с.

35. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СО- ЛАС). СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 2008.

36. Международный кодекс по спасательным средствам (кодекс ЛСА). СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 2008.

37. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, измененная конференцией 1995 года (ПДМНВ-78/95). СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 1998.

38. Международные правила предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (МППСС-72). М.: ООО «Моркнига», 2006.

39. Международный свод сигналов МСС-65.

40. Морское дело. Под ред. А. И. Щетининой. Л.:Транспорт, 1967. - 879 с.

41. Морская практика. Под ред. И. И. Афанасьева. М.: Морской транспорт, 1952.

42. Наставление по борьбе за живучесть судов. СПб, ЗАО ЦНИИМФ, 2004.

43. Орлов Е. С. Маневрирование судов при швартовке. М.: Морской транспорт, 1962.

44. Письменный М. Н. Краткий курс по изучению МППСС: Владивосток, МГУ им. адм. Г. И.Невельского, 2003. - 42 с.

45. Письменный М. Н. Подготовка вахтенного помощника капитана по управлению судном. Владивосток: Мор. гос. ун-т им. адм. Г.И. Невельского, 2003 г.

46. Письменный М. Н., Пузачев А. Н. Использование судовой автоматической иденти­фикационной системы (АИС). Владивосток: Мор. гос. ун-т им. адм. Г.И. Невель­ского, 2004 г.

47. Пламмер К. Дж. Маневрирование судов в узкостях. Пер. с англ. Л.: Судостроение, 1986. - 80 с.

48. Плявин Н. И., Шаповал М. А. и др. Морские перевозки наливных грузов. - М.: Транспорт, 1991. - 296 с.

49. Песков Ю. А. Практическое пособие по использованию САРП. М.: Транспорт, 1995. - 224 с.

50. Погосов С. Г. Швартовка крупнотоннажных судов. М.: Транспорт, 1975. - 176 с.

51. III. Ледокольная проводка транспортных судов - student2.ru Правила классификации и постройки судов. СПб, Российский морской регистр су­доходства, 2003.

52. Резолюция ИМО А.601(15). Представление на судах информации об их маневрен­ных характеристиках.

53. Резолюция ИМО А.751(18). Промежуточные стандарты маневренных качеств.

54. Резолюция ИМО А.667(16). Об устройствах для передачи лоцмана. М.: В/О «Мор- техинформреклама», 1991. - 72 с.

55. Резолюция ИМО А.917(22). Руководство по эксплуатации АИС на судах.

56. Рекомендации по организации штурманской службы на судах Минморфлота (РШС 89). М.: В/О «Мортехинформреклама», 1990. - 64 с.

57. Родионов А. И., Удалов В. И., Щеголев В. И. Средства маневрирования морских судов. М.: Транспорт, 1965. - 103 с.

58. Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию, т. 3. Лондон, 2005.

59. Снопков В. И. Управление судном. СПб, 2004 г.

60. Теория и устройство судов. Под ред. Ф. М. Кацмана. Л.: Судостроение, 1991.- 416.

61. Тихомиров В. П. Управление маневрами корабля. М.: Воениздат, 1963. - 340 с.

62. Третьяк А. Г., Козырь Л. А. Практика управления морским судном. М.: Транспорт, 1988. - 112 с.

63. Удалов В. И. Управление крупнотоннажными судами.- М.: Транспорт, 1986.- 229с.

64. Фатьянов А. И. Вахтенная служба на морских судах. М.: Транспорт, 1971. - 136 с.

65. III. Ледокольная проводка транспортных судов - student2.ru Цурбан А. И., Оганов A. M. Швартовные операции морских судов. М.: Транспорт, 1987. - 176 с.

66. Шарлай Г. Н., Пузачев А. Н. Оператор ГМССБ. Владивосток, Мор. гос. ун-т им. адм. Г.И. Невельского, 2005. - 351 с.

67. Шарлай Г. Н. Основы системы управления безопасностью в соответствии с требо­ваниями МКУБ. Владивосток, Мор. гос. ун-т им. адм. Г.И. Невельского, 2004. - 75.

68. Merchant Ship Search and Rescue Manual (MERSAR). - IMO: London, 1993. - 68 p.

69. International Convention for Prevention Pollution from Ship's (MARPOL-73/78). - Lon­don: IMO, 2002. - 51p.

70. The Mariners Handbook. - London: Hydrographer of the Navy, 1989. - 228p.

71. The Master's Role in Collection Evidence. - London: Nautical Institute, 1989. - 104p.

72. The Mariner's Role in Collecting Evidence.-London: The Nautical Institute, 1997.-129p.

73. Bridge Procedures Guide. Second Edition. - London: International Chamber of Shipping, 1990. - 39p.

74. Code of Safe Practice for Cargo Stowage and Securing. - London: IMO, 2003. - 109p.

75. International Grain Code, 1992.

76. Code of Safe Practice for Ships Carrying Timber Deck Cargoes, 1991.

77. Code of Safe Practice for Solid Bulk Cargoes, 1989.

78. Peril at Sea and Salvage. A Guide for Master. - London: IMO, 1992. - 37p.

79. GMDSS Handbook. - London: IMO, 1992. - 734p.

80. III. Ледокольная проводка транспортных судов - student2.ru Set of IMO Resolutions Relating to the Global Maritime Distress and Safety System (GMDSS), 1993.

81. Marine Safety Criteria. 2000 Edition. - 40p.

82. Bridge Procedures Guide, Edition 3. - London: International Chamber of Shipping, 1998. - 92p.

83. Swift A.J. Bridge Team Management. A Practical Guide. - London: The Nautical Insti­tute, 1993. - 80p.

84. International Best Practices for Maritime Pilotage. - BIMCO. - 6p.

85. Crude Oil Washing Systems. - London: IMO, 2000. - 88p.

86. International Safety Guide for Oil Tankers & Terminals (ISGOTT), Fourth Edition. - London: International Chamber of Shipping, 1996. - 285p.

87. Mooring Equipment Guidelines, Second Edition. - London: OCIMF, 1997. - 185p.

88. Ship to Ship Transfer Guide (Petroleum), Third Edition. - London: International Chamber of Shipping, 1997. - 50p.

89. Clean Seas Guide for Oil Tankers, 4th Edition. - London: International Chamber of Ship­ping, 1994. - 28p.

90. Tank Cleaning Guide, Sixth Edition. - Rotterdam: Chemical Laboratories & Superinten­dence company, 1998. - 454p.

91. International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping 78/95 (STCW 78/95).

92. Guidelines on the Application of the IMO International Safety Management (ISM) Code, Third Edition. - London: International Chamber of Shipping, 1996. - 88p.

93. Peril at Sea and Salvage. A Guide for Masters, Fifth Edition. - London: International Chamber of Shipping, 1998. - 87p.

94. Robert L. Tallack. Commercial Management for Shipmasters. - London: The Nautical In­stitute, 1996. - 288p.

95. Vessel Inspection Questionnaire for Bulk Oil, Chemical Tankers and Gas Carries, Second Edition. - London: Oil Companies Marine Forum, 2000. - 240p.

96. A Guide to the Vetting Process, 4th Edition. - INTERTANKO, 2000. - 88p.

97. International Convention for the Safety Life at Sea, 1974, and its Protocol of 1988: ar­ticles, annexes and certificates. Consolidated Edition. - London: IMO, 2001.-520p.

98. III. Ледокольная проводка транспортных судов - student2.ru Inert Gas Systems. - London: IMO, 1990. - 88p.

99. Effective Mooring. - London: Oil Companies Marine Forum, 1989. - 50p.

100. Procedures for Port State Control. - London: IMO, 2001. - 116p.

101. Rowe R.W. The Shiphandler's Guide. - London: The Nautical Institute, 1996. - 172p.

Наши рекомендации