Основные модели управления персоналом
Решение практических задач УП (человеческими ресурсами) связано также с воздействием с помощью экономических, организационных и социальных рычагов:
- на условия жизни и деятельности индивидов и социальных групп;
- межличностные отношения;
- процесс развития субъекта и формирования личности.
При этом решаются следующие основные задачи:
- анализ и нормирование трудовых процессов;
- планирование потребности в персонале;
- осуществление внешнего и внутреннего маркетинга персонала;
- совершенствование форм и методов его подбора, расстановки, оценки, продвижения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации;
- улучшение структуры кадров за счет высококвалифицированных специалистов во всех звеньях производства и управления;
- обеспечение деятельности по УП необходимыми материальными, финансовыми средствами, управление расходами на персонал;
- осуществление научной организации рабочих мест, рационализации процессов производства и управления, трудовых графиков для повышения качества трудовой жизни;
- формирование трудовых коллективов с учетом психологической и социально-психологической совместимости участников, обучение работе в команде;
- обеспечение условий необходимого трудового поведения персонала (группового и индивидуального) и эффективного руководства им;
- планирование карьеры и содействие в должностном росте;
- улучшение материальных, организационных, социально-психологических условий деятельности людей, повышающих их удовлетворенность трудом, снижающих текучесть кадров;
- совместное с администрацией разрешение конфликтов;
- совершенствование системы мотивации;
- формирование ценностей и установок на постоянное самосовершенствование, преодоление сопротивления инновациями изменениям;
- укрепление трудовой и технологической дисциплины;
- развитие системы повышения профессиональной квалификации, создание необходимых условий для реализации потенциала знаний, опыта и способностей специалистов и руководителей, всего персонала;
- организация кадрового делопроизводства;
- создание нормативов для оценки деятельности, проведение аттестаций персонала;
- правовое регулирование трудовых отношений;
- налаживание социального партнерства;
- формирование и поддержание организационной культуры, традиций и благоприятного имиджа фирмы, укрепление преданности ей;
- обеспечение кадровой информацией;
- оказание помощи в решении личных проблем и проч.
Система и практические методы УП (человеческими ресурсами) должны периодически обновляться в соответствии с изменением внутренней и внешней среды организации, что обеспечивает в итоге необходимые условия формирования и функционирования дееспособного трудового коллектива.
Показателями эффективности и качества системы УП можно считать:
- степень достижения целей организации;
- минимизацию доли затрат на персонал при их абсолютном росте;
- рост общей экономической эффективности;
- неукоснительное соблюдение заданных параметров производственного процесса, точность, оперативность решения проблем;
- благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
Модель управления персоналом представляет собой комбинацию методов, приемов, применяемых для наиболее эффективного использования потенциала работника. Можно говорить о нескольких типах моделей, которые также учитывают особенности национального менталитета.
1 Модель «спортивная команда» («рынок труда») характеризуется:
- краткосрочным наймом за пределами организации;
- отбором кадров по профессиональным критериям;
- конфронтационностью отношений между работником и администрацией;
- минимальным обучением и повышением квалификации персонала;
- игнорированием социальных потребностей и преобладанием чисто экономической ориентации работников (главный мотивирующий фактор денежное вознаграждение за индивидуальные результаты);
- связью уровня заработной платы с общеэкономическими условиями;
- преданностью работников профессии, а не организации.
Такая модель свойственна американским фирмам с агрессивной стратегией.
2 Модель «человеческий капитал» («крепость»), характерная для Японии, предполагает:
- переменную занятость, при которой персонал делится на временных и постоянных (ядро) работников, для которых практикуется долгосрочный (пожизненный) наем;
- инвестиции в обучение, решение социальных проблем;
- непрерывное образование и повышение квалификации на рабочем месте;
- участие работников в управлении;
- постоянную ротацию кадров;
- групповые принципы продвижения, вознаграждения;
- обусловленность уровня заработной платы возрастом и стажем.
Японская система управления персоналом формировалась в условиях нехватки трудовых ресурсов и решала задачу удержания работников, повышения эффективности их использования. В этой системе работники и технологии не рассматривались как противоположности, а новые технологии являлись средством гарантии занятости.
3 Партнерская (западноевропейская) модель основывается:
- на социальном партнерстве и коллективном договоре;
- предоставлении руководящих должностей, прежде всего, своим сотрудникам;
- сокращении или ликвидации статусного разрыва между руководством и подчиненными;
- создании благоприятных условий труда;
- поощрении открытого делового общения;
- помощи в поисках работы при увольнениях;
- участии в прибылях;
- постоянном повышении квалификации.
4 Российская модель характеризуется:
- патернализмом (патернали́зм (лат. paternus - отцовский, отеческий): система отношений, основанная на контроле, покровительстве и опеке старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим);
- ориентированностью большинства руководителей на решение проблем организации, а не персонала;
- незащищенностью квалифицированных работников любого ранга от произвола собственников и администрации;
- непрофессионализмом работников сферы управления человеческими ресурсами (руководство службами персонала осуществляется доверенными лицами собственника, а не специалистами);
- незаинтересованностью основной массы работодателей и работников в росте квалификации и повышении производительности труда;
- слабым давлением на организацию специалистов извне;
- трудностью увольнения работников (поэтому приходится делать ставку не на привлечение их со стороны, а на развитие имеющегося трудового потенциала).
5 Модель «академия» предполагает:
- опору на собственные кадры и пополнение персонала только за счет молодых специалистов и внутреннее их продвижение;
- коллективные результаты труда и вознаграждение;
- воспитание лояльности и преданности организации, готовности принять нормы;
- стимулирование повышения квалификации и развития персонала;
- ориентацию на образование, интеллект.
Модель характерна для государственных организаций. Ей свойственна низкая текучесть персонала, удовлетворенность им своим положением.