Должностная инструкция, принципы составления. Назначение

На российских предприятиях используют должностные инструкции, в которых отражается конкретные требования к работнику, а также его права. Как правило должностная инструкция содержит следующие разделы:

1. Общая часть, в которой отражается о каком предприятии, должности идет речь и т.д.

2. Функциональные обязанности

3. Ответственность

4. Права

Разрабатываются они каждым руководителем для его подчиненных, а подписываются управляющими структурных отделов. Иногда инструкцию составляет специалист, работа которого заключается именно в разработке подобного рода документов. Все должностные документы утверждает лично первый руководитель организации. Между тем ответственным за наполнение организации необходимыми документами, является начальник отдела кадров.

Важные качества понятного нормативного документа – ясность и краткость. Потому что двусмысленному документу нельзя подчиняться. Очевидно, они не должны быть слишком длинными, - их тяжело читать, и велик риск ошибиться в понимании содержания написанного.

В процессе написания должностных инструкций формулируются функции и задачи подчиненного. При этом необходимо придерживаться соответствия должностных инструкций и фактических обязанностей сотрудника. Положения такого рода документов должны определять конкретные зоны ответственности подчиненного, а не являться лишь формальными обязательствами. Все положения одинаково равны по уровню важности.

Следует избегать общих определений, двусмысленности, неясности и поверхности суждений при составлении должностных инструкций. Необходимо четко выделить все основные задачи, подробно описать методики выполнения работ, упомянуть обо всех важных процедурах и указаниях, которых должен придерживаться работник. Лучше использовать простые, а не сложные предложения.

Должностные инструкции составляют в трех экземплярах. Первый сохраняется в отделе кадров, второй – у управляющего подразделением, а третий находится у самого работника.

Признак хорошей инструкции – написание ее максимально простым языком. Обязательны следующие реквизиты документа: гриф утверждения, дата и подпись работника об ознакомлении с ней.

Профессиональный состав работников кадровых служб

Состав кадровых структур сходят следующие специалисты:

1. менеджеры по персоналу

2. юрисконсульты — это менеджеры по персоналу с доп.юридичсеким образованием

3. специалисты-архивариусы, кот.ведут электронный учет

4. специалисты по внешним связям, т. е. Это те, которые занимаются набором извне

5. специалисты-разработчики методических инструкций и рекомендаций (например, методику определения потребностей в персонале или методику мотивации)

6. специалисты-психологи и социологи

45.японская система планирования карьеры.

Японская система планирования карьеры прошла путь от острых конфликтов 50-х годов к модели сотрудничества в последние десятилетия. Это был результат сознательных усилий предпринимателей модифицировать старую систему, основанную на конфронтации, и создать новую, опирающуюся на доверие и партнерство в целях более успешного экономического развития. Руководство Федерации предпринимательских организаций Японии (Никкэйрэн) признает доминантой развития экономики своей страны стабильность и мирный характер планирования карьеры работником на производстве, ибо «без хороших человеческих отношений на предприятии... абсолютно невозможно поступательное развитие экономики». Японские предприниматели называют кадровую политику управлением с опорой на человеческий фактор. Главным в ней являются гарантия найма, обучение персонала, формирование деятельности предприятия. Следует отметить, что распространение такого типа управления, стабильность трудовых отношений, низкий уровень конфликтов - результат изменения соотношения сил партнеров по трудовым отношениям, в первую очередь профсоюзов и предпринимателей, которое менялось на протяжении послевоенных лет и шло не всегда гладко, о чем свидетельствовали всемирно известные «весенние наступления» японских трудящихся.


Наши рекомендации