Система управления персоналом организации и ее основные функции (подсистемы)
Персонал - личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также собственников и совладельцев.
Основные признаки персонала:
§ наличие трудовых отношений с работодателем, которые оформляются трудовым договором
§ обладание качественными характеристиками, определяющими деятельность работников в конкретной должности
§ целевая направленность деятельности: цели деятельности персонала устанавливаются в соответствии с целями организации
Человеческий ресурс – не только работники организации, но и совокупность социокультурных и личностно-психологических свойств людей, таких как:
§ люди наделены интеллектом, их реакции осмысленные, а не механические
§ люди способны к постоянному совершенствованию и развитию, что является источником повышения эффективности деятельности
§ люди выбирают определенный вид деятельности, ставя перед собой определенные личностные цели.
Система управления персоналом организации – система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций
Базовая классификация персонала по категориям должностей:
1. Управленческий персонал (служащие).
§ Руководители
Руководители высшего звена/уровня
Руководители среднего звена/уровня
Руководителя нижнего звена/уровня
Функциональные руководители
Линейные руководители
§ Специалисты
Функциональные (управление информацией: юристы, экономисты)
Специалисты (инженеры, технологи, проектировщики)
Служащие (технический персонал, который осуществляет вспомогательные работы по обслуживанию управленческих процессов: секретари, курьеры и т.п.)
2. Производственный персонал (рабочие)
3. Основной персонал (заняты в основных процессах производства)
4. Вспомогательный персонал (обслуживают процесс производства: уборщицы, ремонтные рабочие)
Основная цель управления персоналом в современной организации – обеспечение организации персоналом, соответствующим ее стратегии и тактическим задачам, как по навыкам, так и по численности.
Управление персоналом в организации начинается с организации системы управления персоналом и расширения ее сектора.
Основные задачи системы управления персоналом.
§ Подбор персонала и формирование штатной структуры.
§ Мотивация работников организации на эффективную деятельность по решению определенных задач организации.
§ Развитие персонала и организация его деятельности в соответствии со стратегическими задачами организации.
Функции системы управления персоналом:
1. Разработка кадровой политики (в соответствии с общей стратегией, кадровая стратегия, как и все функциональные стратегии вытекает из обще корпоративной.);
2. Маркетинг и планирование персонала (анализ рынка труда, выявить потенциальных кандидатов; планирование - определение качественной и количественной потребности в персонале);
3. Набор персонала (набор - привлечение максимального количества кандидатов);
4. Отбор персонала (на этапе отбора отбирают человека, наиболее соответствующего требованиям должности);
5. Оформление трудовых отношений (правовое обеспечение системы управления персоналом организации);
6. Адаптация персонала:
§ профессиональная (трудовая) - максимально быстрое овладение навыками;
§ социальная - насколько быстро человек вливается в коллектив.
7. Мотивация персонала - разработка системы стимулирования (материальной и моральной);
8. Развитие персонала:
8.1.) Обучение и повышение квалификации персонала;
8.2.) Формирование кадрового резерва:
§ Резерв, стратегический (руководящий состав);
§ Резерв, оперативный (ключевые для организации профессии - на каждую должность 2 - 3 человека).
8.3.) Планирование карьеры сотрудника (не предоставляя возможности для роста, компании часто теряют хороших сотрудников, для рядовых создают типовые карьеры, для уникальных специалистов - индивидуальные модели - это утвержденный в рамках организации документ).
9. Аттестация (оценка) персонала (аттестат - проверка соответствия сотрудника занимаемой должности; оценка - оценка потенциала работников, чтобы он смог или не смог занять вышестоящую должность);
10. Управление конфликтами (30% рабочего времени руководитель тратит на управление конфликтами, он предотвращает конфликты, не осознавая это - если нет конфликтов, значит подразделение просто инертно);
11. Формирование организационной культуры (построение внутренней системы коммуникации, межличностных отношений, существует «Этический кодекс» в организации для соблюдения его). Иногда в компании запрещают пользоваться фразами «Я не знаю», «Ничем не могу помочь» и т.д.
Подсистема разработки стратегии и политики управления персоналом
Подсистема организационного проектирования
Подсистема планирования персонала
Подсистема найма и учета персонала
Подсистема стимулирования и оплаты труда
Подсистема социального обеспечения
Подсистема развития персонала
Подсистема трудовых отношений
Подсистема условий и охраны труда
Подсистема правового обеспечения
Подсистема информационного обеспечения