Организация управления проектом
2.1 Организационная система управления проектом
Под организацией чего-либо понимается упорядочение, взаимное расположение отдельных частей и превращение их в нечто целое.
Организация управления проектом – это соединение отдельных частей системы управления проектом для обеспечения ее нормального функционирования.
Основными элементами организационной системы управления проектом являются (рис. 6):
· модель функций управления проектом;
· модель обязанностей и ответственности;
· модель управленческого процесса;
· модель реализации проекта.
Рис. 6 - Принципиальная схема организационной системы управления проектом
Модель реализации проекта (блок 4) имеет вид сетевой матрицы и содержит строго определенный состав работ по конкретным производственным заданиям. Часть этих работ, нуждающихся в управлении, в виде производственных задач поступают на вход модели функций управления проектом (блок 1).
В блоке 1 для каждой производственной задачи определяются необходимые управленческие задачи. Эти задачи составляют первую и основную часть содержания управления проектом. Вторую, дополнительную часть составляют управленческие задачи, которые не вытекают непосредственно из требований проекта, но являются необходимыми для общества, например социальные и экологические задачи.
Все управленческие задачи распределяются между структурными подразделениями проекта. Это распределение закрепляется в матрице размещения управленческих задач и структуре управления проектом.
Блок 2 представляет собой модель разделения обязанностей, прав и ответственности в аппарате управления проектом. Формирование этой модели происходит с учетом различных нормативных актов. На выходе модели – матрица разделения административных задач управления (РАЗУ), которая используется для проектирования организационных структур проекта.
Блок 3 – модель управленческого процесса. В отличие от блоков 1 и 2, являющихся статическими, этот блок – динамический. Он сбалансирован по времени с другим динамическим блоком – блоком 4. Результатом работы этого блока являются должностные инструкции, выполненные в виде классификаторов задач или в другой форме.
Сбалансированность всех блоков позволяет создать динамическую систему управления проектом.
2.2 Функции управления проектом
Организация управления проектом осуществляется в строгом соответствии с его целями. Цели, составляющие общую цель проекта, должны обладать такими характеристиками, как:
· конкретность (с четкой формулировкой результатов);
· обозримость (краткосрочность, долгосрочность);
· реальность (достижимость);
· взаимосвязанность (одна не противоречит другой);
· эффективность (результативность и прибыльность).
Достижение целей проекта осуществляется через функции управления. Реализация каждой функции обеспечивается соответствующим управленческим подразделением, которое является структурным элементом системы управления проектом.
Различают базовые и интегрирующие функции управления проектом.
1. Базовые функции:
· управление предметной областью проекта;
· управление качеством проекта;
· управление временными ресурсами;
· управление стоимостью.
2. Интегрирующие функции:
· управление персоналом проекта;
· управление коммуникациями;
· управление контрактами;
· управление риском.
Любая функция управления состоит из пяти видов управленческой деятельности:
· Планирование – определение порядка выполнения работ для получения оптимального результата при заданных ограничениях по времени и ресурсам.
По сути, планирование позволяет получить ответы на вопросы: кто должен сделать, что, сколько и когда?
· Организация – определение путей, методов и средств достижения поставленной цели, т. е. получение ответа на вопрос, как сделать?
· Координация – согласование совместного труда участников планируемого процесса.
· Мотивация – создание таких стимулирующих условий труда, при которых каждый работник трудился бы с наивысшей отдачей.
· Контроль – прогнозирование отклонений в осуществлении планируемого процесса и их своевременное предупреждение.
Эффективное управление проектом предполагает:
· соответствие функций управления целям и задачам проекта;
· комплексную реализацию функций управления по видам деятельности;
· состыковку функций, если они выполняются различными исполнителями;
· распределение функций между исполнителями с учетом равной напряженности труда;
· разработку процедуры выполнения каждой функции управления с целью упрощения и совершенствования ее технологии.
2.3 Организационно-динамические структуры управления проектом
Каждый проект в своем развитии проходит различные фазы, этапы и стадии жизненного цикла. При этом состав и объем работ по его управлению постоянно меняется. Это приводит к непрерывному изменению элементов в организационной структуре управления проектом. Поэтому очень важно при проектировании организационной структуры предусмотреть необходимые меры для обеспечения ее стабильности и долговечности в условиях динамического развития проекта.
Проектирование организационно-динамических структур опирается на следующие принципы.
· единство распоряжений, исключающее двойное подчинение и противоречивые указания.
· разграничение линейного и функционального руководства.
Линейная организация призвана осуществлять руководство проектом, а функциональная – оказывать помощь в этом через предоставление необходимой информации и рекомендации.
· управляемость.
Необходимо определить, сколько подчиненных может иметь каждый руководитель. Их число зависит от количества связей между руководителем и подчиненными и между самими подчиненными.
· минимальность числа уровней управления.
Чем меньше уровней управления в структуре, тем более гибко и оперативно она реагирует на дестабилизирующие воздействия.
· рациональное сочетание централизации и децентрализации управления.
Децентрализация способствует активность низовых звеньев управления, а централизация создает условия эффективного использования информационных технологий в области управления. Децентрализация делает процесс принятия и реализации управленческих решений более оперативным и гибким, централизация – наоборот.
Для осуществления непрерывного процесса формирования структуры управления проектом в его команде должна быть выделена группа проектировщиков. Ее задача – заблаговременно осуществлять все работы по изменению действующей организационной структуры в зависимости от стадий проекта и других факторов.
Наибольшее влияние на структуру управления оказывают функции управления, их состав, содержание и объем. В зависимости от распределения функций управления проектом различают следующие организационно-динамические структуры.
· Линейные структуры (рис. 7а).
Они предполагают, что управляющие воздействие на проект может передаваться только от одного должностного лица, выполняющего всю совокупность функций по управлению проектом.
линейная | функциональная | линейно-функциональная | |||||||||||||||||||||||||||||
а | б | в | |||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 7 Организационно-динамические структуры управления проектом |
· Функциональные структуры (рис. 7б).
При функциональном построении структур упор делается на разделение работы, а управляющие воздействия поступают не от одного, а от нескольких лиц, каждое из которых контролирует состояние проекта лишь в пределах своей компетенции. При таком подходе необходимо заранее распределять все функции управления между подразделениями проекта.
· Линейно-функциональные структуры (рис. 7в).
В этом случае руководство проектом осуществляется параллельно линейным аппаратом и функциональными службами. Линейные руководители осуществляют непосредственное руководство персоналом и подразделениями. Функциональные руководители отвечают за обслуживание подразделений, оказание помощи линейным руководителям, выработку рекомендаций, планов, контроль реализации решений линейных руководителей.
В настоящее время при построении динамических структур широко используется программно-целевой механизм, который базируется на комплексном управлении проектом в целом, ориентированном на достижение конечной цели. При этом не создаются новые подразделения проекта, что обусловливает высокую динамичность таких структур, возможность легко перестраиваться без отрицательных последствий, отсутствие осложнений при работе с кадрами.
Все программно-целевые структуры управления можно разделить на три вида:
· Централизованные структуры (рис 8а).
централизованная | координационная | матричная | |||||||||||||||||||||||||||||
а | б | в | |||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 8- Программно-целевые структуры управления |
В централизованных структурах в качестве объекта управления выступают проекты, полностью ориентированные на достижение одной цели. Они предусматривают полную ответственность за выполнение проектных работ линейных руководителей и применяются, как правило, при выполнении сложных, дорогостоящих и долговременных проектов.
· Координационные структуры (рис 8б).
Они характеризуются введением в структуру управления дополнительных координационных органов, которые обеспечивают горизонтальное взаимодействие при выполнении проектных работ, совместное принятие решений и контроль их реализации. Такие органы действуют от имени одного из руководителей проекта, но непосредственными правами распорядительства не обладают.
· Матричные структуры (рис 8в).
В их основе лежит особый механизм взаимодействия линейно-функциональных и программно-целевых подсистем управления. Он предполагает обязательное выделение лица или органа, полностью отвечающего за достижение цели проекта и наделенного руководителем организации соответствующими правами. Кроме того, отдельные руководители низшего уровня в подсистеме программно-целевого управления назначаются ответственными исполнителями.
Матричная структура обладает существенными преимуществами перед другими видам программно-целевых структур:
· сокращает длину горизонтальных связей;
· сводит к минимуму отрицательные последствия многоуровневого линейного подчинения;
· ускоряет принятие решений;
· способствует повышению ответственности за их выполнение.
2.4 Участие управляющей компании в управлении проектом
При разработке и реализации проекта целесообразно включение в систему управления проектом специальной организации – управляющей компании. Это позволяет заказчику проекта сосредоточиться на стратегических задачах управления, передав основные функции управления профессиональным менеджерам.
Результатом деятельности управляющей компании является комплекс управленческих решений и действий, охватывающих весь жизненный цикл проекта.
Взаимоотношения заказчика и управляющей компании определяются соответствующим договором. В зависимости от содержания и масштаба проекта, а также принятой заказчиком системы управления проектом, управляющая компания может выполнять различные работы и услуги на основании следующих договоров.