Как построить «правильный» авторитет.
– Дешёвый авторитет
Добиться его очень просто. Надо детям всё разрешать.
- Можно мы сегодня на зарядку не пойдём?
- Да пожалуйста! Она и самому мне надоела
Вожатый с дешёвым авторитетом становится на один уровень с детьми, допускает панибратство. Он принимает во всём сторону детей, в том числе и в вопросах дисциплины.
– Злой авторитет
Злой авторитет основан на страхе. Вожатый по любому поводу кричит, угрожает, непрерывно наказывает. Рычаг воздействия один — угроза, и он работает. До поры. А ведь бывают такие моменты, когда нечем пригрозить. И что тогда? Тогда получите «Королевскую ночь» (всеобщий беспредел в последнюю ночь смены).
Дети воспринимают злого вожатого однозначно: как своего врага. И они используют первую же возможность, чтоб отомстить.
+ Авторитет (с большой буквы А)
Правильный авторитет строится на доверии и уважении. Дети уважают вожатого за его справедливость, за его выдающиеся качества. Дети доверяют вожатому, как другу, готовы слушаться его как старшего и мудрого товарища. Как такого добиться?
Когда у вожатого есть авторитет, у детей нет толчков к нарушению дисциплины. Дети будут слушаться не потому, что им что-то за это пообещали или чем-то пригрозили, а просто потому, что вожатый так сказал.
Когда у вас правильный авторитет, вам открыт путь к детским душам. Вы можете создавать позитивную атмосферу в отряде, можете вдохновлять детей на творчество.
Не стремитесь завоевать любовь детей. Стремитесь завоевать уважение.
Очень важно сформировать мотивацию пребывания в отряде у детей, то есть напомнить им, что их отдых в лагере напрямую и, в первую очередь, зависит от вожатых. После этого необходимо объяснить им, что отряд – это единое целое и чем быстрее они научаться оправдывать этот статус, тем быстрее смогут добиться успехов. Далее обязательно нужно ввести, каким бы жестким это ни казалось, систему «проступков и санкций», то есть систему, которая в равной степени будет касаться каждого и, при нарушении дисциплинарных моментов, справедливо и в равной степени для каждого предусматривать свое наказание. Здесь следует отметить, что чем более старший отряд находится у тебя в подчинении, тем более жесткой должна быть эта система. Таким образом, у детей уходит ощущение, что их наказывают непосредственно вожатые. Появляется чувство ответственности за свои поступки, так необходимое в будущем любому человеку и, мягко говоря, не мешающее во время пребывания в лагере.
Дети среднего возраста воспринимают вожатого как бы подсознательно. Они не так строго анализируют его поступки, его личные качества, как это могут делать старшие дети. Многое зависит от производимого впечатления, подростки смотрят на вид, стиль поведения, и, конечно, внутренний настрой вожатого.
Внешний вид
Вожатый должен быть всегда аккуратен, подтянут. Стильные аксессуары приветствуются, но в разумных пределах. Вожатый всегда бодр, он излучает энергию.
Внешний вид молодого лидера должен соответствовать тому, что он ожидает от группы. Если он одет просто, но аккуратно - отношение в отряде будут такими же: несложными и дисциплинированными. Вожатый – пример для своих детей. Ухоженный вид, чистая одежда и обувь, выглаженный галстук – все это видят и замечают дети.
Речь
Речь вожатого правильная и чистая. Без жаргонных слов. Подростковый сленг не сблизит вожатого с детьми.
Никогда не кричите на детей. Повышая громкость голоса, поднимается только шумовой порог. Придавайте вес словам. Изменение тона голоса действует намного сильнее громкости.
Позиционируя себя со взрослым, подросток будет ориентироваться на поведение вожатого. Поэтому недопустимо неуважительное отношение к другим вожатым-воспитателям или администрации лагеря, формируйте уважительное отношение детей своим примером. Требования, предъявляемые к детям, должны предъявляться, прежде всего, к себе.
Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.
Чтобы дать возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», утолить его желание самостоятельности, коллективной работы и стремление быть необходимым и важным членом временного коллектива, установите в отряде систему самоуправления.
Самоуправление в отряде.
Под самоуправлением в отряде имеется в виду соуправление (совместное управление), в виде участия детей в управлении отрядом под руководством вожатых.