Принципы организации Дж. Муни и А. Рейли
Заметный вклад в формирование и развитие классической школы менеджмента внесли Дж. Муни и А Рейли. В 1939 г. ими была опубликована работа «Принципы организации», в которой они дали общее определение понятию организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели. Без определения цели не может эффективно функционировать ни одна организация, в том числе и в сфере бизнеса. Достижение общей цели требует взаимопонимания. Поэтому руководство организации должно прежде всего считать своей главной задачей создание благоприятного климата в организации и направлять на ее достижение все усилия работников. Выполнение основной задачи требует безукоснительного соблюдения таких принципов организации, как склярный (т.е. иерархия власти), функциональный (разделение труда по функциям) и координация.
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на ч е т ы- р е х главных принципах:
1) четкое функциональное разделение труда;
2) передача команд и распоряжений по «склярной цепи» сверху вниз;
3) единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
4) соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).
Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и поныне, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.
Классическая модель организации создавалась в условиях авторитарного стиля руководства, которому были подчинены и действующие структуры управления, и строго регламентированные процедуры выполнения работ, исключающие какой-либо творческий подход работников к выполнению возложенных на них функций.
В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.
Вклад классической школы управления в теорию менеджмента:
1. Систематизированный подход к управлению всей организацией.
2. Профессиональные требования к менеджеру.
3. Развитие принципов управления организацией.
4. Описание функций управления.
Однако приверженцы классической школы, как и научного управления, не уделяли должного внимания социальным аспектам управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. Они старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить их общие характеристики и закономерности развития.
Данная модель организации оказалась непригодной для современной рыночной экономики, так как сковывает свободу действий менеджеров при быстроменяющейся внешней среде.
Особое внимание школа Файоля уделяла разработке основных индивидуальных, психологических качеств, которыми должен обладать администратор. Был составлен следующий перечень качеств:
- здоровье и физические качества;
- ум и интеллектуальные способности;
- моральные качества (сдержанность, воля, настойчивость, решительность в принятии ответственных решений, чувство долга и т.д.);
- хорошее общее образование;
- способность управлять людьми (предвидение, умение разработать план действий, организаторские способности, умение воздействовать на людей для выполнения поставленных целей, искусство общения, коммуникабельность, умение контролировать действия подчиненных);
- знание всех наиболее важных функций и направлений деятельности предприятия;
- подлинная компетентность в деятельности конкретного предприятия.
Файоль подготовил ряд советов и рекомендаций для начинающих менеджеров:
дополняйте свои технические знания умением управлять;
получайте дополнительные знания в процессе общения с руководителями;
контролируйте свои слова и поступки в процессе общения с подчиненными, не делайте несправедливых замечаний;
не злоупотребляйте доверием начальника;
старайтесь, как можно объективнее подходить к оценке окружающих вас людей, по возможности избегайте в своих суждениях критики;
постоянно занимайтесь самообразованием, старайтесь быть в курсе последних научных достижений.
Классическая (административная) школа управления | |
Положительные черты: Ø Вопрос о необходимости выделения собственной управленческой деятельности в особый объект исследования. Ø Необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера. Ø Разработка целостной системы управления организацией. Ø Структура управления и организации предприятия работниками на основе принципа единоначалия. Ø Создание системы принципов управления, приводящих организацию к успеху. | Отрицательные черты: ü Невнимание к социальным аспектам управления. ü Невнимание к человеческому фактору на предприятии. ü Освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов. |