БД.В.ДВ.9.1. Корпоративное управление
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
БД.В.ДВ.9.1. Корпоративное управление
направление
38.03.02 Менеджмент
Профиль: «Финансовый менеджмент»
бакалавр
квалификация
заочная (ускоренное обучение на базе СПО) форма обучения
Год набора – 2016
Ростов-на-Дону, 2016 г.
Автор – составитель:
к.э.н., доцент кафедры менеджмента И.Н. Нестеренко
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы……………………………………................................................................. | |
2. | Объем и место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы………………………………………………………………………………... | |
3. | Содержание и структура дисциплины (модуля)……………………………………….... | |
4. | Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине …………………………………... | |
5. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)……... | |
6. | Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)…………………………………………………. | |
6.1. Основная литература…………………………………………..…………...………… | ||
6.2. Дополнительная литература…………………………………...…………..………… | ||
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы……………………. | ||
6.4. Нормативные правовые документы………………………………….……..……….. | ||
6.5. Интернет-ресурсы……………………….……………………………………..……... | ||
7. | Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы …………………...…..……….. |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1 Дисциплина БД.В.ДВ.13.2. «Корпоративное управление» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ПК-9 | способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли; | ПК-9.2 | Способность выявлять и анализировать рыночные и специфические риски |
ПК-11 | владение навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов. | ПК-11.2 | Способность ведения баз данных по различным показателям |
1.2. В результате освоения дисциплины у студента должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:
ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
Стратегическое корпоративное управление рисками/ Определение целей и основных мероприятий по вопросам устойчивого развития и социальной отчетности | ПК-9.2 | знать: теоретические аспекты для управления изменениями в современной организации |
уметь: применять теоретические знания, практические умения, современные методики работы на внешних рынках;. | ||
владеть: навыками количественной оценки преобразований, практически применять методы моделирования в процесс-изменениях, идентифицировать направления изменений. | ||
ПК-11.2 | знать: терминологию, нормативные и методические документы по документационному обеспечению управленческой деятельности, основные виды контроля доступа к информации, программные средства доступа к документам. | |
уметь: преобразовывать бумажные документы в электронную форму, вводить их в электронный архив | ||
владеть: навыками в применении программных средств составления, хранения электронных документов среде системы управления документооборотом |
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Объем дисциплины (модуля)
Для изучения дисциплины предусмотрено 108 часов для профиля – «Финансовый менеджмент». На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:
- заочной (ускоренное обучение на базе СПО) формы обучения – 8 академических часов (4 часов – лекции, 4 часа – практические занятия);
На самостоятельную работу выделено для студентов:
- заочной (ускоренное обучение на базе СПО) формы обучения – 96 академических часа.
Промежуточная аттестация проводится:
- для заочной (ускоренное обучение на базе СПО) формы обучения в 6 семестре – в форме зачета.
Место дисциплины (модуля)
Дисциплина Б1.В.ДВ.13.2 «Корпоративное управление» относится к вариативной части Блока 1, дисциплина по выбору учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 Менеджмент Профиль «Финансовый менеджмент», дисциплина изучается на 2 курсе для студентов заочной форм обучения (ускоренное обучение на базе СПО).
Перечень дисциплин, которые должны быть изучены ранее: «Корпоративная социальная ответственность», «Теория организации», «Финансовый менеджмент» и др.
Изучение дисциплины влияет на квалификационные качества студента, его профессиональные компетенции по направлению «Менеджмент». Дисциплина формирует необходимые знания.
Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области корпоративного управления и научение применению знаний и практических навыков при принятии управленческих решений, а также на приобретенные ранее умения и навыки по применению различных методов корпоративного управления персоналом при реализации проектов с учетом сочетания групповых и личностных интересов, через систему знаний видения развития организации в конкретной ситуации при реализации проекта.
3. Содержание и структура дисциплины
Таблица 1
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации | |||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | К | |||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||||
Заочная (ускоренное обучение на базе СПО) форма обучения 3 семестр | ||||||||||
Тема 1 | Корпоративное управление: эволюция, определения, основные участники | Д | ||||||||
Тема 2 | Теоретические основы анализа корпоративного управления. Эволюция теорий корпоративного управления | Д, ДИ | ||||||||
Тема 3 | Модели корпоративного управления | ПЗ | ||||||||
Тема 4 | Корпоративный контроль: основания, мотивация, формы | Р | ||||||||
Тема 5 | Органы управления корпорацией | ПЗ | ||||||||
Тема 6 | Корпоративная культура и конфликты в корпорациях | Т | ||||||||
Тема 7 | Слияния и поглощения: средства корпоративной защиты, оценка эффективности | Э | ||||||||
Тема 8 | Рейтинги корпоративного управления | Р | ||||||||
Промежуточная аттестация | зачет | |||||||||
Всего | ||||||||||
*Примечание – формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР), коллоквиум (К), эссе (Э), реферат (Р), диспут (Д) и др.
Содержание дисциплины
Тема 1. Корпоративное управление: эволюция, определения, основные участники История корпоративного управления. Сущность и основные экономические причины возникновения корпоративного управления. Определения, участники корпоративного управления. Источники принципов корпоративного управления. Преимущества эффективного корпоративного управления, актуальность и современные тенденции. Особенности корпоративного управления в России и США. Корпоративное управление как фактор повышения инвестиционной привлекательности компании.
Тема 2. Теоретические основы анализа корпоративного управления. Эволюция теорий корпоративного управления.
Теория фирмы. Теория трансакционных издержек. Теория контрактов. Теория прав собственности. Агентская теория. Модель Йенсена-Меклинга. Модели структуры капитала (теорема Модильяни-Миллера). Модель Тироля. Теория соучастников («стейкхолдеров»). Управленческая теория. Организационная теория.
Тема 3. Модели корпоративного управления
Основные зарубежные модели корпоративного управления. Англо-американская модель: ключевые особенности, участники реализации модели, структура владения акциями, рынок корпоративного контроля, уровень оплаты труда, критика.
Немецкая модель: двухуровневая структура совета директоров, представительство заинтересованных сторон, универсальные банки, перекрестное владение акциями.
Японская модель: система главных банков, сетевая организация внешних взаимодействий, система пожизненного найма персонала.
Сравнительный анализ моделей корпоративного управления.
Тема 4. Корпоративный контроль: основания, мотивация, формы
Дается понятие корпоративного контроля. Изучаются механизмы защиты менеджмента корпораций от «враждебных» слияний и поглощений. Исследуются типы корпоративного контроля в российских корпорациях.
Рынок корпоративного контроля. Конкуренция за получение доверенности от акционеров и участие в совете директоров. Банкротство как инструмент корпоративного контроля. Рейдеры на рынке корпоративного контроля
Формы корпоративного контроля. Акционерный контроль как первичная форма контроля. Защита прав акционера: преимущества и сложности управления. Управленческий и финансовый контроль. Демократизация корпоративного управления через развитие системы пенсионных и страховых фондов.
Тема 5. Органы управления корпорацией
Изучается роль и функции советов директоров, формируется целостное
представление о способах повышения эффективности деятельности советов директоров, дается понятие независимых директоров и раскрывается их роль в деятельности компании.
Раскрывается зарубежная и российская практика формирования и деятельности профильных комитетов в составе советов директоров. Раскрываются основные причины введения в составы советов директоров профильных комитетов, особенно комитета по аудиту. Поясняются требования инвесторов к надлежащим нормам организации деятельности советов директоров.
Исследуются проблемы деятельности СД, система вознаграждения членов СД, механизмы опционных программ.
Показывается роль корпоративного секретаря в компании, ставится задача раскрыть его статус и основные функции, требуемую квалификацию и типовые обязанности в соответствии с его компетенцией и регламентом деятельности в компании, раскрыть основные понятия квалификационного минимума и профессиональных стандартов для корпоративных секретарей, познакомить с практикой их деятельности в компании.
Тема 6. Корпоративная культура и конфликты в корпорациях
Дается понятие о корпоративной философии и корпоративной культуры, исследуются подходы к поиску эффективных стратегий формирования цивилизованных корпоративных отношений.
Основные элементы корпоративной культуры. Принципы деловой этики. Составные части корпоративной культуры. Типы корпоративных культур. Принципы корпоративной культуры для заинтересованных лиц (2 часв). Объективные экономико – правовые и управленческие основания внутрикорпоративных конфликтов. Корпоративные конфликты: акционер (участник) против акционерного общества.( Гринмейл). Пакеты акций. Борьба за контроль над обществом. Конфликты между менеджерами и собственниками (акционерами). Особенности корпоративных конфликтов в обществах с 2-3 акционерами (участниками).
Тема 7. Слияния и поглощения: средства корпоративной защиты, оценка эффективности
Дается глоссарий по основным категориями понятиям механизма слияний и поглощений. Раскрываются основные виды слияний, их причины, организационно-правовые последствия интеграционных процессов, плюсы и минусы для развития бизнеса и устойчивости институциональной среды развития экономики. Раскрывается сущность понятия «поглощение», его отличие от процессов слияния. Приводятся основные виды поглощений. Мотивы дружественных и недружественных поглощений. Дается «портрет» рейдера. Раскрываются основные причины попадания компаний в категорию «компании-мишени». Раскрываются основные механизмы защиты от недружественных поглощений. Действия менеджмента по защите компании. Рассматриваются типовые схемы защиты. Раскрывается роль советов директоров в управлении поглощением и защитой от поглощения. Осуществление эффективного корпоративного контроля со стороны акционеров компании.
Тема 8. Рейтинги корпоративного управления
Дается понятие рейтингования, в том числе рейтинга корпоративного управления. Изучаются основные параметры рейтингов КУ в соответствии с различными методиками оценки. Дается сравнение плюсов и минусов каждого подхода. Проясняются правила оценки основных компонентов рейтинга КУ. Изучается сущность методики оценки рейтинга КУ и исследования информационной прозрачности Standard and Poors, рейтинга «Эксперт- РА», рейтинга Института корпоративного права и управления (CORE- рейтинг), рэйтинг журнала Euromoney. Приводится перечень компаний, получивших рейтинги КУ по различным методикам. Обсуждаются последствия рейтингования для компаний. Показывается роль рейтингов КУ как ориентира для инвесторов.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.В.ДВ.9.1 «Корпоративное управление» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Тема (раздел) | Методы текущего контроля успеваемости |
Тема 1. Корпоративное управление: эволюция, определения, основные участники | Тестовые задания |
Тема 2. Теоретические основы анализа корпоративного управления. Эволюция теорий корпоративного управления | Эссе |
Тема 3. Модели корпоративного управления | Реферат |
Тема 4. Корпоративный контроль: основания, мотивация, формы | Дискуссия |
Тема 5. Органы управления корпорацией | Дискуссия |
Тема 6. Корпоративная культура и конфликты в корпорациях | Практическое задание |
Тема 7. Слияния и поглощения: средства корпоративной защиты, оценка эффективности | Реферат |
Тема 8. Рейтинги корпоративного управления | Практическое задание |
4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Зачет проводится в форме устного опроса. Для проведения зачета разрабатываются билеты, включающие теоретические вопросы из разных разделов дисциплины и ситуационные задания.
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.
Тема 1. Корпоративное управление: эволюция, определения, основные участники
Контент-тест
Вопрос 1 Корпоративное управление осуществляется:
1) Миноритарными акционерами
Общим собранием акционеров
3) Собственником компании
Вопрос 2 К признакам корпорации можно отнести:
Статус юридического лица
2) Бессрочное существование
3) Ограничение при передаче акций
4) Ограничение области действия
Вопрос 3 Кодекс корпоративного поведения носит:
1) Обязательный характер
2) Рекомендательный характер
Вопрос 4 Основной целью применения Кодекса корпоративного поведения является:
1) Защита интересов Совета директоров
Защита интересов акционеров
3) Защита от корпоративных конфликтов
Вопрос 5 Государственным органом по осуществлению единой политики в области корпоративного управления является:
1) Министерство финансов РФ
США
2) Австрия
3) Бельгия
4) Россия
Вопрос 13 Участники реализации германской модели:
1) Акционеры
Наблюдательный совет
3) Управляющие
Вопрос 14 Миноритарные акционеры – это:
1) Крупные акционеры
2) Внутренние акционеры
Мелкие акционеры
4) Внешние акционеры
Вопрос 15 Слияние как одна из интеграционных стратегий – это:
1) возникновение одного или несколько обществ с передачей всех прав обязанностей другому обществу с конвертацией акций
2) имеющийся потенциал активов компании разносится по дочерним структурам и устанавливается схема отношений финансового холдинга
Верны оба ответа
4) Нет правильного ответа
Вопрос 17 Генеральный директор назначается:
Общим собранием акционеров
2) Советом директоров
3) Правлением
Вопрос 18 Устав корпорации принимается:
Общим собранием акционеров
2) Советом директоров
3) Исполнительными органами корпорации
Вопрос 19 Членами Совета директоров могут быть:
Члены Правления
2) Генеральный директор
3) Независимый директор
4) Инсайдеры, не являющиеся членами Правления
Эссе
1. Особенности акционирования в России.
2. Холдинговые структуры в экономике России.
3. Характеристика механизма формирования интегрированных корпоративных структур.
4. Слияния (поглощения): сущность, типы и мотивы.
5. Отечественный и зарубежный опыт слияний (поглощений) компаний.
6. Оценка корпоративного капитала при слиянии (поглощении) предприятий.
7. Корпоративное управление: суть, функции, задачи и способы реализации.
8. Принципы корпоративного управления и их соблюдения на отечественными компаниями.
9. Собственность как объект корпоративного управления. Роль корпоративного управления в защите прав акционеров.
В эссе необходимо раскрыть и предложить набор мероприятий для решения вышеперечисленных аспектов, а также, какие инструменты для этого применяют в своей деятельности топ-менеджеры.
Темы рефератов
1. Место и роль стейкхолдеров в системе корпоративного управления.
2. Агентская теория, какие цели преследуют группы участников «конфликта интересов».
3. Модель Йенсена-Меклинга: агентские издержки и предположения модели.
4. Модели структуры капитала. Основные постулаты теоремы Модильяни-Миллера и модели Тироля.
5. Англо-саксонская (американская) модель корпоративного управления.
6. Германская (континентальная) модель корпоративного управления.
7. Японская модель корпоративного управления.
8. Особенности и тенденции развития российской модели корпоративного управления.
Дискуссия на темы
1. Корпоративное управление: определение, участники, ключевые проблемы.
2. Механизмы корпоративного управления.
3. Корпоративный контроль: основания, мотивация, формы.
4. Типы и формы корпоративного контроля (акционерный, управленческий и финансовый) в российских корпорациях.
5. Защита прав акционера: преимущества и сложности управления. Банкротство как инструмент корпоративного контроля.
Тема 5. Органы управления корпорацией
Дискуссия на темы
1. Организация работы совета директоров: роль, компетенция, структура.
2. Критерии определения и классификация независимых директоров. Срок исполнения и количественный состав. Правила для независимого директора.
3. Комитеты совета директоров: зарубежная практика, юридический статус, полномочия, задачи, предназначение, формирование.
4. Исполнительные органы: порядок образования, компетенция и обязанности. Ограничения компетенции исполнительных органов по совершению сделок. Процедура вступления и прекращение полномочий генерального директора.
Деловая игра
Деловая игра
Участники:
Акционеры – владельцы обыкновенных акций.
Акционеры – владельцы привилегированных акций.
Представитель государства.
Совет директоров акционерного общества.
Управленцы акционерного общества.
Специализированный регистратор.
Регистрирующий орган (Министерство финансов).
Государственный регулирующий орган.
1. Уставный капитал АО “Шахта “Воргашорская”” составлял 230 498 000 руб.
Структура уставного капитала показана в табл.1.
Таблица 1
Структура уставного капитала АО “Шахта “Воргашорская””
Кол-во ЦБ | Доля в УК | |
Акции, всего | 230 498 | 100,0% |
Привилегированные акции типа “А” | 57 624 | 25,00% |
Обыкновенные акции по закрытой подписке среди работников предприятия | 23 050 | 10,00% |
Обыкновенные акции по закрытой подписке среди работников ВГСЧ | 6 915 | 3,00% |
Опцион должностным лицам администрации | 11 525 | 5,00% |
ФАРП | 20 745 | 9,00% |
Обыкновенные акции, закрепляемые в федеральной собственности, всего | 87 589 | 38,00% |
в т.ч. Российской Федерации | 43 794 | 19,00% |
Республики Коми | 43 794 | 19,00% |
Акции, закрепляемые в собственности Республики Коми | 23 050 | 10,00% |
в т.ч. обыкновенные | 11 525 | 5,00% |
привилегированные типа “Б” | 11 525 | 5,00% |
ОАО СУК “Инвестуголь” |
2. Общим собранием акционеров АО “Шахта “Воргашорская” 16 апреля 1996 г. принято решение об увеличении предельного количества объявленных акций до 5 млн обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 000 руб. каждая.
На основании указанного решения общего собрания акционеров советом директоров общества предложено провести увеличение уставного капитала общества за счет средств чистой прибыли, полученной в 1994 г. и частично пошедшей на оплату конвейера ДКМФ стоимостью 3 569 702 000 руб. на дату выплаты, и принято решение распределить дополнительно выпускаемые акции следующим образом:
а) 38% – 1 356 488 штук в федеральной собственности, в т.ч. в закреплении Республики Коми 19% – 678 244 штук;
б) 10% – 356 970 штук в собственности Республики Коми;
в) 52% – 1 856 244 штуки передать в активы специализированной угольной компании “Инвестуголь” (г. Москва).
Также решено сохранить доли в общем уставном капитале с учетом дополнительного выпуска акций в сумме 3 800 200 000 руб. в федеральной собственности (38%) – 1 444 076 штук, в т.ч. в закреплении Республики Коми (19%) – 722 038 штук, собственности Республики Коми (10%) – 380 020 штук.
Таким образом, в результате принятия данных решений изменилась структура уставного капитала АО «Шахта «Воргашорская»» (табл.2).
Таблица 2
Структура уставного капитала АО «Шахта «Воргашорская»» после его увеличения
При преобразовании в АООТ | По результатам второй эмиссии | |||
Кол-во ЦБ | Доля в УК | Кол-во ЦБ | Доля УК | |
Акции, всего | 230 498 | 100,0% | 3 800 200 | 100,0% |
Привилегированные акции типа “А” | 57 624 | 25,00% | 57 624 | 1,52% |
Обыкновенные акции по закрытой подписке среди работников предприятия | 23 050 | 10,00% | 23 050 | 0,60% |
Обыкновенные акции по закрытой подписке среди работников ВГСЧ | 6 915 | 3,00% | 6 915 | 0,18% |
Опцион должностным лицам администрации | 11 525 | 5,00% | 11 525 | 0,30% |
ФАРП | 20 745 | 9,00% | 20 745 | 0,55% |
Обыкновенные акции, закрепляемые в федеральной собственности, всего | 87 589 | 38,00% | 1 444 076 | 38,00% |
в т.ч. Российской Федерации | 43 794 | 19,00% | 722 038 | 19,00% |
Республики Коми | 43 794 | 19,00% | 722 038 | 19,00% |
Акции, закрепляемые в собственности Республики Коми | 23 050 | 10,00% | 380 020 | 10,00% |
в т.ч. обыкновенные | 11 525 | 5,00% | 368 495 | 9,70% |
привилегированные типа “Б” | 11 525 | 5,00% | 11 525 | 0,30% |
ОАО СУК “Инвестуголь” | 1 856 244 | 48,85% |
В дальнейшем принадлежащий “Специализированной угольной компании “Инвестуголь” пакет акций АО “Шахта “Воргашорская”” был отчужден иностранным инвесторам – I.M.I.C. Trading Ltd (Кипр) и Engineering for Industry Ltd (Великобритания).
После этого структура уставного капитала АО «Шахта «Воргашорская» стала выглядеть следующим образом (табл.3):
Таблица 3
Имя (наименование) зарегистрированного владельца акций | Количество акций | Процент к уставному капиталу |
1. Российские юридические лица | ||
Государственная компания “Росуголь” | 43 795 обыкновенных акций | 1,2% |
2. Граждане России | 62 117 обыкновенных акций 57 067 привилегированных акций типа “А” | 1,63% 1,5% |
3. Иностранные юридические лица | ||
I.M.I.C. Trading Ltd (Cyprus) | 1 856 000 обыкновенных акций | 48,8% |
Engineering for Industry Ltd (Великобритания) | 244 обыкновенные акции | 0,0% |
4. Органы государственной власти | ||
Министерство Республики Коми по управлению имуществом | 11 525 привилегированных акций типа “Б” 1 090 534 обыкновенных акций | 0,3% 28,7% |
Госкомитет по управлению имуществом | 678 244 обыкновенные акции | 17,85% |
ИТОГО | 3 731 051 обыкновенных акций 57 624 привилегированных акций типа “А” 11 525 привилегированных акций типа “Б” |
Задания
1. Установите, могло ли АО “Шахта “Воргашорская”” проводить дополнительную эмиссию акций.
2. Как Вы считаете, были ли нарушены права владельцев привилегированных акций АО “Шахта “Воргашорская”” при проведении общего собрания акционеров 16 апреля 1996 г., если да, то каким образом?
3. Какие нарушения законодательства о ценных бумагах были допущены советом директоров АО “Шахта “Воргашорская”” при принятии решения о дополнительном выпуске акций?
4. Какова должна была быть процедура государственной регистрации дополнительного выпуска акций АО “Шахта “Воргашорская””?
5. Какова должна быть процедура приобретения акций АО “Шахта “Воргашорская”” иностранными инвесторами?
Тема 6. Корпоративная культура и конфликты в корпорациях
Практическое задание
Задание 1. Приведите примеры миссий и девизов десяти компаний. Что дает компании сформулированная миссия и девиз? Задание 2. Проанализируйте кодексы корпоративного поведения трех компаний разного типа. Задание 3. Проанализируйте кейс "Европейская женщина и японская деловая культура" и ответьте на следующие вопросы. • Как вы можете в целом прокомментировать данную ситуацию? • Как бы вы охарактеризовали специфику организационной культуры японской корпорации, опираясь на известные вам модели? • О чем говорит такая бурная реакция японцев на действия иностранки в японской корпорации? • Можно ли на основании представленной информации сделать выводы о нормах и ценностях данной организации? Европейская женщина и японская деловая культура Погружение европейца в японскую действительность часто становится болезненным и стрессогенным процессом – культурным шоком. Это можно проиллюстрировать на примере популярного романа бельгийки А. Потомб "Страх и трепет". В основе романа – реальный факт биографии автора, которая родилась в Японии, выросла в Европе, вернулась в Токио, где проработала год в одной из японских компаний. Ее попытки соблюсти традиции и адаптироваться к культуре всякий раз разбивались о стену непонимания. Раз за разом она была вынуждена "терять лицо", осознавая непреодолимую культурную дистанцию. "Нет ничего более естественного для новичка, поступившего на работу в японскую компанию, как начать свою трудовую деятельность с освоения о-тякуми – почетной обязанности разливать чай. Я отнеслась к этому делу очень серьезно – тем более что это была моя единственная обязанность. Вскоре я уже знала вкусы и привычки всех своих начальников. В восемь тридцать утра я должна была подавать черный кофе господину Сайто. В десять утра – кофе с молоком и двумя кусками сахара господину Унадзи. Господину Мидзуно – каждый час по стакану Кока-Колы. Господину Окаде – в пять часов английский час с облачком молока. Фубуки – зеленый чай в девять утра, черный кофе в полдень, зеленый чай в три часа дня и еще раз черный кофе в семь вечера. Именно на этом скромном поприще я потерпела первое поражение. Однажды утром господин Сайто сообщил мне, что вице-президент принимает сегодня в своем кабинете важных гостей из дружественной фирмы: – Подайте кофе на 20 человек. В назначенный час я вошла к господину Омоти с большим подносом и великолепнейшим образом выполнила свою задачу: каждую чашечку я подавала с подчеркнуто скромным видом, низко кланяясь и опустив глаза, произнося при этом самые изысканные и подобающие случаю церемонные выражения... Несколько часов спустя делегация уехала. И тут все мы услышали громовой голос необъятного господина Омоти: – Сайто-сан! Я видела, как мгновенно побледневший господин Сайто вскочил с места и побежал в логово вице-президента. Через стену я слышала гневный ор толстяка. Из кабинета вице-президента господин Сайто вышел с перевернутым лицом... Но тут он свирепым тоном выкрикнул мое имя. Я последовала за ним в пустой кабинет. От ярости он даже заикался: Вы все испортили! Вы настроили против нас представителей дружественной фирмы! Подавая кофе, вы произносили традиционные японские фразы, которые выдают ваше прекрасное знание языка! – Но я действительно неплохо говорю по-японски, Сайто-сан. – Замолчите! Как вы смеете возражать? Господин Омоти крайне недоволен вами. Вы создали отвратительную атмосферу во время приема этой делегации: могут ли нам доверять партнеры, если у нас работает белая женщина, превосходно понимающая японский язык? С этого дня вы больше не говорите по-японски! Я вытаращила глаза: – Простите? – Вы больше не знаете японского языка. Понятно? – Но ведь меня приняли на работу в вашу фирму только потому, что я знаю японский! – Мне наплевать. Я приказываю вам забыть японский язык. – Но это невозможно! Никто не сможет подчиниться такому приказу. – Сможете, если потребуется. И ваши западные мозги должны это усвоить. Итак, я должна была изображать занятость, но при этом делать вид, что не понимаю языка, на котором все говорят вокруг меня. Отныне я молча разносила сотрудникам чай и кофе и не отвечала на их слова благодарности. Никто из них не подозревая о последних распоряжениях, которые мне приходилось выполнять... Церемония о-тякуми, увы, не занимала много времени. И я решила, не испросив на то позволения, разносить почту... Я снова схлопотала выговор. На сей раз я и сама понимала, что совершила ужасное преступление – проявила инициативу. Я присвоила чьи-то обязанности, не испросив на то позволения непосредственного начальства. По моей вине штатный разносчик почты, который приходил на работу только после полудня, решил, что его хотят уволить, и был на грани нервного срыва. – Вы воруете чужую работу. Как вам не стыдно! – совершенно справедливо выговаривал мне господин Сайте. Я была просто в отчаянии – придется распрощаться с такой многообещающей карьерой. Кроме того, снова вставал вопрос: чем же мне теперь заняться? И тут меня осенила идея, которая показалась мне спасительной: путешествуя с письмами по предприятию, я заметила, что в каждом помещении висит множество всевозможных календарей, но передвижной красный квадратик чаще всего стоит на просроченной дате или на прошлом месяце. На сей раз я не забыла испросить разрешения у своего шефа: – Господин Сайте, а можно мне следить за календарями? Он неосмотрительно ответил согласием. И я снова обрела каждодневное занятие". |
Темы рефератов
1. Характеристика механизма формирования интегрированных корпоративных структур.
2. Слияния (поглощения): сущность, типы и мотивы.
3. Отечественный и зарубежный опыт слияний (поглощений) компаний.
4. Оценка корпоративного капитала при слиянии (поглощении) предприятий
5. Формы реорганизации компании: слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование. Классификация типов слияний и поглощений компании. Зарубежная практика слияний.
6. Преимущества и недостатки слияний и поглощений как стратегии развития компании. Основные методы сбора и анализа информации для оценки эффективности слияний и поглощений.
7. Основные механизмы защиты от недружественных поглощений. Действия менеджмента по защите компании. Типовые схемы защиты.
Таблица 1
Шкалы оценивания
Методические материалы
Особенности эссе
Эссе предлагаются преподавателем в качестве письменного самостоятельного домашнего задания с практическим применением полученных теоретических знаний при освоении какой-либо дисциплины или специальности. Цель эссе — показать уровень освоения аналитического материала, а также умение применить теоретические знания в исследовании реальной ситуации из практики управления организацией и которое выполняется так:
— обоснование теоретической модели, которая определяет решение проблемы;
— аспект практической деятельности, реализующий теоретическую модель;
— оценка и анализ эффективности выбранной модели.
В практических экономическо-социальных аспектах новационные модели реализуются через:
— нейромоделирование, позволяющее определить концеп