Социальные роли и отношения в коллективе.
На работе, как в театре, людям приходится играть те или иные роли. Под социальной ролью понимается модель поведения человека в системе служебных и внеслужебных отношений, соответствующая его месту в организации, официальным задачам, индивидуальным психологическим особенностям, личным ценностям (разные люди, имея различные ценности и представления об одной и той же роли, неодинаково ведут в ней себя), а также ожиданиям окружающих. Индивид, не оправдывающий ожиданий, подвергается со стороны последних санкциям, а оправдывающий – поощрению.
Роли сотрудников могут время от времени меняться, как и само их значение. Если роль понятна и приемлема для человека и окружающих, соответствует его возможности и желаниям, не ограничивает и не унижает его, она исполняется с удовольствием. В противном случае человек не может полностью реализовать себя и принести пользу организации, что часто порождает внутренние и внешние конфликты.
Специалисты выделяют несколько типов социальных ролей, которые люди могут играть в процессе служебного взаимодействия. К ним относятся:
– Координатор. Обладая наибольшими организаторскими способностями, независимо от своих знаний и опыта осуществляет руководство остальными, направляя их активность на достижение поставленных целей;
– Генератор идей (как правило, самый талантливый член коллектива) разрабатывает варианты решения стоящих перед ними проблем, но из-за пассивности, несобранности и т.п. не способен реализовать их на практике;
– Контролёр. В силу глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить любую идею, выявить её сильные и слабые стороны, наметить пути дальнейшей работы;
– Шлифовальщик обладает широким взглядом на проблему и поэтому пр необходимости умеет «увязать» её решение с другими задачами;
– Энтузиаст – самый активный член коллектива, увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели;
– Искатель выгод – посредник во внутренних и внешних отношениях, разрешении конфликтов, придающий определённое единство действиям членам коллектива;
– Исполнитель реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании;
– Помощник – человек, который лично ни к чему не стремиться, довольствуется вторыми ролями, но готов всегда оказать содействие другим в работе и в жизни.
Считается, что совместный трудовой процесс будет нормально осуществляться при полном распределении и добросовестном исполнении перечисленных ролей. Если же кому-то придётся без «исполнителя»), как правило, возникают конфликты.
Роли, связанные с межличностными отношениями, обычно делятся на ведущих и ведомых. Первые играют так называемые предпочитаемые лица («звёзды», авторитетные, честолюбивые), чем-то привлекательные для окружающих. Вторые – все остальные, включая непредпочитаемых, с которыми сотрудничают только вынужденно (часто их делают носителями коллективной вины).
Человек трудится, взаимодействуя с другими людьми – коллегами, руководителями, подчинёнными. В результате он включается в определённую систему межличностных отношений, которая называется кругом общения. Особенно сильно влияние круга общения на руководителя, который, принимая решение, не может не считаться с его мнением. Он бывает служебным, предопределяемым должностными связями, и личным, основывающимся на эмоциональных отношениях.
На практике выделяется прежде всего круг ближайшего общения, включающий особо доверенных лиц (обычно не более 4-5 человек). С ними у субъекта существует тесная эмоциональная связь и возможность обсуждать и решать любые проблемы, не боясь утечки информации.
С людьми, включёнными в круг постоянного или периодического общения, регулярно рассматриваются только официальные вопросы. Обычно в него входят руководитель, все непосредственные подчинённые и часть коллег, с которыми осуществляется служебное взаимодействие.
Круг эпизодического общения охватывает всех сослуживцев, а также лиц за пределами организации.
Для каждого из этих кругов характерны своя этика и нормы поведения, которые нельзя нарушать. В противном случае человек подвергнется общественному осуждению.
При переходе в другой круг общения, например, в связи с повышением в должности, когда прежние отношения частично разрушаются или обесцениваются, а новые ещё не складываются, человек временно попадает как бы в определённый вакуум. В него, особенно если речь идёт о руководителе, могут устремиться случайные, в том числе и корыстные, люди, желающие как можно скорее утвердиться при «новой власти». Поэтому на новом месте не следует в первые дни с кем-то тесно сближаться, лучше сначала внимательно, не торопясь, присмотреться к другим. Это важно, поскольку удачное овладение кругом общения предшественника является одной из важнейших предпосылок успешной адаптации в новом окружении.
Позитивное восприятие людьми друг друга приводит к формированию сначала элементарного эмоционального расположения (положительного отношения к кому-либо или чему-либо), а затем доверия – устойчивого расположения, основанного на высокой индивидуальной оценке.
Расположение к людям проявляется в уважении, готовности прийти на помощь в трудную минуту; расположение к работе – в увлечённости ею вплоть до отождествления себя со своим делом и принесения ему в жертву других своих интересов.
Возникновение доверия обусловлено совпадением основных жизненных интересов, целей и ценностей (люди, понятно, симпатизируют тем, кто разделяет их взгляды и позиции, находится рядом, совместно участвует в трудовой деятельности, но вряд ли кто-то будет испытывать добрые чувства к конкурентам), общей манерой поведения.
На основе доверия происходит формирование предпочтений (первичные взаимные предпочтения индивидов называются сантиментами), отражающих желание сотрудничать с данным субъектом, а затем и постоянных отношений.
Отношения различаются:
– по направленности (к людям, себе, труду, обществу);
– по характеру – эмоциональные и сознательные (рациональные и нерациональные);
– по числу субъектов – двусторонние и многосторонние (уже двусторонние отношения являются частным случаем группы);
– по ориентированности оценки – положительные и отрицательные;
– по содержанию – функциональные и личностные.
Функциональные отношения существуют между должностями и связаны с принятием решений, постановкой задач и проч. Они изначально официальны и рациональны, направлены на получение реальной выгоды. Личностные аспекты здесь могут как помогать, так и мешать их осуществлению.
Личностные отношения персонализированы, возникают между конкретными людьми. В отличие от служебных они менее стабильны, так как основаны, прежде всего, на эмоциях, переживаниях. В зависимости от ситуации такие отношения могут быть конфликтными (при доминировании одной стороны), гармоничными (сотрудничество, взаимопомощь) либо нейтральными, соединяющими и то и другое.
Отношения являются своего рода призмой, через которую воспринимается всё – люди, события, деятельность. Понятно, что если они навязываются «сверху» с помощью принуждения, то могут порождать антипатию. В этом случае взаимодействие между людьми в процессе выполнения работы будет неэффективным, а их поведение – негативным.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение группы и неформальной организации.
2. Охарактеризуйте основные типы формальных групп.
3. Каковы преимущества и недостатки неформальной организации?
4. Перечислите главные признаки коллектива и определите на их основе его наличие у себя в учебной группе.
5. Каким образом рассчитывается ценностно-ориентационное единство коллектива?
6. Что показывает индекс сплочённости коллектива?
7. Обсудите проблему ценностей в учебной группе.
8. Сравните понятия «социальная роль» и «социальный статус» и объясните, в чём они сходны, а в чём различаются. Определите свою социальную роль и социальную роль своих товарищей в учебной группе.