Аварийная посадка на сушу и на воду.
Основными поражающими факторами, возникающие на воздушном судне при аварийной посадке на сушу являются:
-послеаварийный пожар, как вблизи самолёта (в районе двигателей, топливных баков, шасси), так и внутри пассажирских салонов (с высокой плотностью дыма и выделением вредных токсических веществ);
-большие перегрузки, при которых возможны травмирования пассажиров багажом и другими незакреплёнными предметами, а также, при неправильной посадке пассажиров на своих местах, возможны удары головой о спинку кресла впереди сидящего пассажира. При непристёгнутых привязных ремнях (или слабо пристёгнутых) возможен вылет пассажира из кресла с вытекающими отсюда последствиями;
-разрушение конструкции ВС и др.
При аварийной посадке на воду возникает угроза затопления самолёта.
На ВС конструкторами предусмотрены средства защиты человека от воздействия поражающих факторов:
-кресла со средствами фиксации и привязными ремнями;
-средства аварийной эвакуации на сушу (аварийные выходы и люки, аварийные спасательные канаты, надувные трапы ТН-2 и ТНО-ЗМ);
-средства спасения на воде (спасательные плоты ПСН-25/30, ПСН-
25/ЗОА, аварийные запасы к ним, спасательные жилеты АСЖ-63П, ДСЖ-
детские спасательные жилеты, ДСЛ-детские спасательные люльки.
Бортовое аварийно-спасательное оборудование (БАСО)
БАСО - это технические средства, как функционально связанные с конструкцией ВС, так и съёмные средства и снаряжение, используемые при возникновении аварийной обстановки на борту ВС.
При полётах над водной поверхностью, когда расстояние до берега превышает дальность планирования с отказавшим двигателем (двигателями), а также когда траектория взлёта или захода на посадку не исключает возможности вынужденного приводнения, обеспечиваются пассажиры и экипаж индивидуальными плавсредствами.
Во всех случаях, когда продолжительность полёта от береговой черты превышает 30 мин. кроме индивидуальных должны быть и групповые плавсредства, а также спецснарежение (аварийные средства связи, аварийные запасы, аварийные аптечки и т.д.)
Состав ACО:
-средства размещения и фиксации людей;
-аварийная маркировка (наружная и внутренняя);
-аварийное освещение;
-система звуковой и световой информации, сигнализация экипажа и пассажиров;
-аварийные выходы для экипажа (форточки, спасательные канаты) и пассажиров (предохранительные ремни, топоры, спасательные канаты);
-бортовые средства эвакуации людей (надувные трапы, жёлоба);
-средства для защиты от огня и дыма кабины и людей (дымозащитное оборудование, дымозащитные шторы и др.);
-кислородное оборудование и аварийная кислородная система для пассажиров;
-средства пожаротушения;
-средства аварийной радиосвязи;
-индивидуальные и групповые плавсредства;
-средства для выживания после аварийной посадки (аварийные запасы, аптечки
и др.).
Средства размещения и фиксации людей.
Относятся: фиксируемые пассажирские кресла, кресла экипажа, бортпроводников и привязные системы (привязные ремни, плечевые ремни, механизмы их стопорения).
Аварийная маркировка (наружная и внутренняя).
Все ВС должны иметь внутреннюю и внешнюю аварийно -спасательную маркировку. Схема маркировки сертифицируется.
Аварийное освещение.
Воздушные суда должны быть оборудованы аварийным освещением.
Система звуковой и световой информации, сигнализация экипажа и пассажиров.
Самолёты оборудованы самолётными громкоговорящими системами (СГС) для передачи сообщений пассажирам от КВС или бортпроводников и для внутренней двухсторонней связи между КВС и бортпроводниками.
Аварийные выходы для экипажа (форточки, спасательные канаты) и пассажиров (предохранительные ремни, топоры, спасательные канаты).
Эвакуация пассажиров производится через входные двери, служебную дверь бортпроводников.
Аварийные спасательные канаты, которые находятся на обруче каждого надувного трапа, в коробках в верху форточек в пилотской кабине по одному с правого и левого бортов (свёрнуты в бухты и перевязаны нитками, один конец каната закреплён на шпангоуте, второй на крышке с надписью "Спасательный канат", по одному канату в проёмах ( в передней части проёма и свёрнуты в бухты, перевязаны нитками) аварийных люков выхода на крыло самолёта.
Спасательный канат представляет собой плоскую капроновую ленту с поперечными упорами с шагом 400 мм. Спасательные канаты предназначены для покидания самолёта экипажем и пассажирами при вынужденной посадке на землю и воду.
Аварийный топор применяются в качестве ударно-рубящего средства в аварийной обстановке для вырубания части обшивки фюзеляжа изнутри, открытия заклинившихся дверей, аварийных выходов, люков и сдвижных форточек пилотской кабины, выбивания стёкол в кабине экипажа, а также как топоры после вынужденной посадки.
Основные и служебные двери оборудуются страховочными предохранительными ремнями, которые во время полёта должны быть растёгнутыми.
Бортовые средства эвакуации людей (надувные трапы, жёлоба).
Надувные трапы ТН-2 (ручные, полуавтоматические), ТНО-2М (автоматические) и жёлоба служат для аварийного покидания людей из самолёта.