Системы электрического запуска авиационных двигателей
Электрический привод авиационных двигателей относится к типу программных.
Программа подчиняется требуемому закону запуска:
-последовательности наращивания усилий;
-включения агрегатов запуска.
В систему запуска авиационных двигателей входят агрегаты и устройства, обеспечивающие:
-предварительную раскрутку ротора двигателя (электростартеры, турбостартеры, воздушные стартеры);
-агрегаты, обеспечивающие подачу топлива, воспламенение горючей смеси и работу двигателя в процессе запуска (топливные автоматы запуска, топливные насосы, фильтры, пусковые форсунки, воспламенители, пусковые катушки, свечи и т. п.);
-агрегаты и устройства, обеспечивающие необходимую последовательность автоматичности работы системы запуска (пусковые панели, коробки, комплексные автоматы запуска и т. п.).
Наземные источники питания позволяют экономить топливо. Для этого в условиях эксплуатации применяются генераторные аэродромные подвижные агрегаты типов АПА (например, АПА-50М).
Пусковые коробки (панели) предназначены для управления запуском дви
гателя. Управление производится по заранее заданной программе: в зависи
мости от времени, скорости вращения ротора двигателя или используются оба
способа управления запуском.
Системы запуска определяются типом стартера. В настоящее время применяются две группы стартеров: электрические и газотурбинные. Электрические делятся на стартеры и стартер-генераторы; газотурбинные - на турбостартеры и пневмостартеры; вспомогательные силовые установки (ВСУ).
Турбостартер представляет собой газотурбинный двигатель, установленный на авиадвигателе и имеющий с ним непосредственную кинематическую связь.
Пневмостартер состоит из пневматического двигателя, установленного на авиадвигателе для его запуска, и специального газотурбинного двигателя, подающего сжатый воздух на пневматический двигатель.
Преимущества электрического запуска определяются общими достоинствами электрического привода. В данном случае имеет значение простота управления, легкость автоматизации, надежность, быстрота пуска.
Для отключения стартеров применяются центробежные, пневмоэлектрические и гидроэлектрические выключатели.
Центробежные выключатели замеряют скорость вращения ротора двигателя и при определенной скорости отключают стартер.
Пневмоэлектрические выключатели обеспечивают размыкание электроцепи стартера при определенном давлении за компрессором.
Гидроэлектрические выключатели отключают стартер при возрастании давления масла в маслосистеме двигателя до определенной величины, которая зависит от скорости вращения.
Электромагнитные топливные краны предназначены для управления подачей топлива в авиадвигатель (турбостартер). Они применяются в системах пускового, рабочего и форсажного топлива и представляют собой соленоид с сердечником и клапаном.
Пусковой топливный распределитель ПТР осуществляет автоматическое дозирование подачи топлива в авиадвигатель при его запуске.
Электрическое зажигание в авиационных двигателях
Электрическое зажигание предназначено для воспламенения топливно-воздушной смеси в камерах сгорания двигателя.
Системы зажигания по своему назначению подразделяются на пусковые (работают в процессе запуска) и рабочие (работают на протяжении всего периода работы двигателя).
Агрегаты применяемые при запуске двигателей подразделяются на командные и исполнительные.
Раздел 3
Системы обеспечивающих работу двигателей летательных аппаратов
Основные параметры работы двигателей и способы их измерения. Назначение, устройство и принцип работы авиационных тахометров, термометров (механических, термоэлектрических и сопротивления), топливомеров, расходомеров, манометров, измерителей вибрации.
Общие сведения о топливных системах. Порядок подачи топлива к двигателям, перекачки топлива, дренажа и наддува топливных баков, заправки топливом, слива топлива. Основные элементы топливной системы. Топлива и их свойства.
Назначение и основные требования, предъявляемые к масляным системам. Авиационные масла и их свойства. Одноконтурные и двухконтурные масляные системы: состав и принцип работы.