Электромеханизмы постоянного и переменного токов
Электромеханизм МПЗ-18А-5. Он предназначен для приведения в действие закрылков, а также посадочного щитка и состоит из следующих основных элементов: двух электродвигателей постоянного тока Д-600-5, планетарного редуктора с суммирующим дифференциальным устройством, фрикционной муфты ограничения момента, ручного привода.
Электромеханизм МПК-13А-5. Он служит для управления кранами или заслонками.
Электромеханизм УТ-15. Он предназначен для управления триммерами руля высоты.
Электромеханизмы МП-100М, -100МТ. Они предназначены для привода самолетных агрегатов и устройств, совершающих поступательное движение. МП-100МТ-20 — ход штока 20 мм, МП-100МТ-36 — ход штока 36 мм.
Электромеханизм МП-5И, Предназначен для привода агрегатов и устройств, совершающих поступательное движение.
Электромеханизм МУС-ЗПТВ. Он служит для управления стабилизатором.
Двухфазные асинхронные двигатели.
Двигатель представляет собой асинхронную электрическую машину с короткозамкнутым (полым) ротором и двумя обмотками возбуждения. Сетевая wc и упрвляющая wу обмотки размещены под углом 90° друг к другу. Чтобы напряжения Uc и Uy в этих обмотках были бы сдвинутыми на 90°, последовательно с обмоткой wc включен конденсатор С. При таком пространственном положении обмоток и сдвиге фаз напряжений образуется вращающееся магнитное поле, частота которого пропорциональна частоте тока питания двигателя. Возникшее магнитное поле, взаимодействуя с наводимыми токами в роторе, вызывает его вращение.
Элементы авиационных электромеханизмов
Помимо двигателей в состав электромеханизмов входит ряд агрегатов, обеспечивающих работу электропривода.
Редукторы. Масса электродвигателя зависит от его мощности Р и частоты ω вращения якоря
mдв = К Р : ω
Наибольшее распространение получили:
-простые редукторы с цилиндрическим, коническим или червячным зацеплением (реже цепные редукторы);
-планетарные редукторы с внешним или внутренним цилиндрическим зацеплением;
-комбинированные редукторы, представляющие собой рациональный синтез простых и планетарных редукторов.
Специальные устройства электропривода обеспечивают защиту электродвигателя от возможных механических перегрузок, управление приводом и программирование цикла выполняемых операций. К защитным устройствам относятся муфты. Муфты сцепления—торможения.
Режимы работы исполнительных устройств программируются и дистанционно автоматически управляются микровыключателями, управляемыми специально спрофилированными шайбами. Управление программой производится в зависимости от углового перемещения вала двигателя электромеханизма.
Преобразователи движений.
Для привода некоторых агрегатов и механизмов самолета и установленного оборудования требуется создать поступательное, возвратно-поступательное или сложное движение.
Вращательное движение преобразуется в поступательное винтовыми, реечными, эксцентриковыми и другими устройствами.
Для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное применяются кривошипно-шатунные и кулачковые механизмы.
Вращательное движение преобразуется в сложное шарнирно-рычажными механизмами.
Управление электроприводами
Процессы, связанные с управлением электропривода, можно свести к следующим операциям электродвигателя: а) пуск, торможение и останов; б) регулирование; в) реверсирование.
Пуск электродвигателя производится прямым (безреостатным) или реостатным способом.
Регулирование электродвигателя - процесс изменения частоты вращения его вала при неизменном моменте нагрузки на валу.
Применяются способы регулирования двигателя изменением напряжения питания, сопротивления якорной цепи или тока возбуждения и, как следствие, магнитного потока возбуждения.
Частота вращения вала асинхронных двигателей переменного тока регулируется изменением напряжения питания, частоты питания или сопротивления якорной цепи.
Реверсирование - это изменение направления вращения вала электродвигателя. Для реверсирования двигателя постоянного тока достаточно изменить направление тока в якоре или в цепи обмотки возбуждения.
Реверсирование асинхронных двигателей переменного тока осуществляется изменением направления вращения магнитного поля, что достигается изменением чередования фаз на зажимах обмоток статора.