Правила собеседования при приёме на работу.
Многие из нас больше всего боятся собеседования при поступлении на работу. Но вместе с тем собеседование – наилучший способ показать работодателю свои лучшие качества. Незнание того, что произойдёт на собеседовании, - основная причина нервозности.
Существует два основных типа собеседования, которые различаются по продолжительности и объёму полученной информации:
– собеседование «один на один» предполагает наличие одного интервьюера, говорящего отдельно с каждым кандидатом;
– Групповое собеседование включает от трёх до шести интервьюеров, задающих методично отобранные вопросы при выборе кандидата.
Этапы подготовки к собеседованию:
1. Желательно ещё до начала интервью постараться получить об организации достаточно информации, чтобы в дальнейшем уметь использовать её в свою пользу.
2. Продумайте свой путь в данную организацию. Вы должны приложить максимум усилий, чтобы явиться в точно назначенное время и не в коем случае не опаздывать. Лучше прибыть минут за 10-15 до собеседования, чтобы иметь возможность привести себя в порядок после дороги и немного отдохнуть перед предстоящим разговором. Не следует приезжать задолго до назначенного времени, так как долгое ожидание усилит ваше волнение, если вы не очень уверенный в себе человек.
3. Следует позаботиться о своём внешнем виде. В перечне причин для отказа в работе, на первом месте – это жалкий внешний вид. Кандидат явившийся на предварительную беседу, должен выглядеть опрятным и хорошо ухоженным. Это указывает на присущее ему чувство собственного достоинства и даёт основание предположить, что его работа будет отличаться такой же аккуратностью. Визуальное впечатление играет большую роль, и всем кандидатам надо задуматься, какой образ они хотят представить в процессе собеседования.
4. Потренируйтесь, встретившись с другом. Используйте видеокамеру или магнитофон, чтобы увидеть или услышать себя так, как видят и слышат другие. Собеседование похоже на дуэль, поэтому вам отнюдь не помешает, как следует подготовиться, чтобы произвести благоприятное впечатление.
Ниже приведён перечень типичных вопросов, к которым следует подготовиться заранее:
– Почему вы добиваетесь этой работы?
– Кем вы себя видите через пять лет?
– Почему мы должны предложить эту вакансию именно вам?
– Каковы ваши сильные или слабые стороны?
– Почему вы хотите уйти из фирмы «Н»?
– Какие изменения вы введёте, если получите эту должность?
– Что вам известно о нашей организации?
– На какую заработную плату вы рассчитываете?
– Какими качествами должен обладать сотрудник на этой должности?
– Какая дополнительная подготовка нужна вам для данной должности?
– Почему вы выбрали именно эту карьеру?
– Чем вам больше всего нравится заниматься на работе или в свободное время?
– Что привлекает вас в нашей фирме?
– Чего вы хотите достичь, если получите эту вакансию?
– Какой стиль управления вам нравится? В какие ещё фирмы вы обращались?
Пересекая порог офиса, в котором вы, возможно, будете работать, будьте вежливы со всеми, кого увидите, будь то охранник, секретарь или вошедший вместе с вами сотрудник компании. Впечатление, которое вы произвели в течение нескольких первых минут, останется надолго.
Войдя в кабинет интервьюера, доброжелательно улыбнитесь, поздоровайтесь, протяните руку для рукопожатия. Действуйте смело и уверенно. Ощущайте себя «подарком судьбы» для компании, в которую пришли устраиваться на работу, люди поверят в созданный вами образ.
Существует большое разнообразие вопросов, которые интервьюер может вам задать, и нереально готовиться по всем из них в отдельности. Однако все вопросы можно разбить на группы по темам:
– Образование и подготовка;
– Трудовая деятельность;
– Хобби;
– Амбиции и мотивация;
– Работа и организация;
– Вопросы на общие темы.
Если вы грамотно подготовились к встрече, вы сможете легко справиться со всеми вопросами подобного типа, потому что они прогнозируемы. Однако вы можете столкнуться с несколькими совершенно неожиданными вопросами, предназначенными для проверки ваших знаний о современном состоянии дел в вашей области или определения вашего отношения к тому или иному явлению. Если у вас не получается сразу же ответить на вопрос или же вам не удалось понять, куда клонит спрашивающий, потяните время, попросив повторить или перефразировать этот вопрос.
Будьте всегда неизменно вежливы, никогда не спорьте, старайтесь точно отвечать на вопрос, подкрепляя при любой возникающей возможности свои ответы примерами из собственного профессионального опыта.
Когда собеседование подходит к концу, вам могут предложить ещё раз подтвердить заинтересованность в получении именно этой работы и задавать свои вопросы. Следует помнить, что вы всё ещё находитесь под пристальным вниманием, поэтому ваши вопросы должны демонстрировать ваш неподдельный интерес к делу фирмы, а не касаться размеров заработка и предлагаемых условий труда.
В конце собеседования вам могут сразу не сказать о его результате, но в любом случае вам обязательно сообщат, что последует за этим. Вам скажут, когда будет принято решение по вашей кандидатуре или когда последуют другие собеседования и тесты. Важны первые впечатления, но также важны и последние. Постарайтесь, чтобы собеседование закончилось на высокой ноте, даже если чувствуете, что всё пошло насмарку. Поблагодарите ваших собеседников за оказанное вам внимание, подчеркните, что были рады познакомиться с ними.
Ряд основных критериев, с которыми необходимо считаться при получении работы:
1. Внешний вид.
2. Манеры всезнайки – одна из причин отказа в работе.
3. Голос речь. Хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему говорящего, придаёт уверенность, создаёт настроение.
4. Наличие плана карьеры: чётких целей и задач.
5. Искренность и уравновешенность.
6. Интерес и энтузиазм. Руководителю нужны не механические исполнители его поручений, а инициативные работники.
7. Вежливость. Менее квалифицированный, но более вежливый человек быстрее получит работу, чем грубый специалист.
8. Умение смотреть в глаза интервьюеру. Осознанное использование наших глаз повышает силу внушения наших слов на 25%. Глаза – отражение личности.
9. Самостоятельность.
10. Интерес к данной организации, к руководителю.
11. Высокий моральный уровень.
12. Многосторонние интересы.
13. Умение ценить время и правильно его распределять.
14. Способность воспринимать критику.
15. Пунктуальность.
16. Воспитанность.
17. Вопросы к интервьюеру. Кто правильно задаёт вопрос, тот получает правильный ответ.
18. Удачная семейная жизнь.
19. Развитое чувство юмора.
20. Желание получить работу на длительный срок.
21. Целеустремлённость. Если человек ищет местечко и ему всё равно какое, то, естественно, он одним из первых получит отказ.
22. Аккуратность.