Принцип действия пускового контроллера.
Если профилированная шайба повернулась к ролику кулачкового элемента пазом, то за счёт пружины рычаг поворачивается и контакты замыкаются.
Если профилированная шайба повернулась к ролику кулачкового элемента выступом, то он надавит на ролик и преодолев сопротивление пружины рычаг повернётся, а контакты разомкнутся и соответствующий провод в цепи управления выключится.
Привод пускового контроллера представляет собой звездочку (или шестерню) надетую на верхний вал и входящею в зацепление с зубчатым сектором, у которого нижний конец имеет форму рычага и он выведен в пол кабины, где через тягу соединён с пусковой педалью.
На схеме цепи управления кулачковые элементы пускового контроллера обозначаются как КВ и находятся на:
5, 7, 26, 31, 40 и 41 проводах. Кроме того в зависимости от положения пусковой педали, на которой включается определённые кулачковые элементы, они подписываются на схеме как:
КВ (М) - маневровая позиция, означает, что данный кулачковый элемент будет включен только на этой позиции.
КВ (М-3) - означает, что данный кулачковый элемент будет включен только с маневровой - по ходовую третью позиции.
Пусковая педаль троллейбуса имеет 5 положений:
- «О» контроллер водителя выключен, а педаль заблокирована.
- «М» маневровая позиция, педаль слегка нажата. Ток проходит по обмоткам ТЭД, минуя вывод сопротивлений, ГРК не работает.
- «ХА-1» ходовая первая позиция, педаль сильнее нажата. Ток проходит по обмоткам ТЭД, включается ГРК и происходит вывод сопротивлений.
- «ХА-2» ходовая вторая позиция, педаль ещё сильнее нажата. Ток проходит по обмоткам ТЭД, включается ГРК и происходит вывод сопротивлений.
- «ХА-3» ходовая третья позиция, педаль нажата до упора в пол. Ток проходит по обмоткам ТЭД, включается ГРК и происходит вывод сопротивлений.
Принцип действия пусковой педали.
При нажатии на педаль, она через тягу поворачивает рычаг с зубчатым сектором и поворачивает звёздочку (шестерню), вместе с верхним валом. Одновременно с валом поворачивается барабан с закрепленными на нём шайбами. Одни кулачковые элементы свои контакты замыкают, а другие размыкают, соответственно в цепи управления включаются или выключатся определённые провода.
Тормозной контроллер.
Служит для выполнения команд водителя на замедления движения и полной остановке троллейбуса. Представляет собой пластмассовый барабан с выступами и впадинами, так же закреплённого на верхнем валу. По бокам от него закреплены только 4 кулачковых элемента, по два с каждой стороны.
Приводом его является рычаг, шарнирно закреплённого на пластмассовом барабане и нижнем концом, выведенным под пол кабины, к которому через тягу закрепляется тормозная педаль.
Тормозная педаль троллейбуса имеет 3 положений:
- «О» контроллер водителя выключен, а педаль заблокирована.
- «Т-1» тормозная первая позиция, педаль слегка нажата. Ток не проходит по обмоткам ТЭД.
- «Т-2» тормозная вторая позиция, педаль нажата до упора в пол. Ток не проходит по обмоткам ТЭД.
Принцип действия тормозной педали.
Если нажать на педаль в положении «Т-1» и «Т-2», рычаг повернёт барабан так что один кулачковый элемент тормозного контроллера замкнётся, а другой разомкнётся. Положение педали отмечается в схеме рядом с кулачковым элементом, в скобках.
Реверсор.
Служит для изменения направления движения троллейбуса, вперёд или назад. Состоит из пластмассового барабана, надетого на нижний вал контроллера водителя. Снаружи на барабан крепится подвижные контакты в виде металлических пластин, а неподвижные контакты находятся на боковой рейке.
Привод реверсора состоит из съемной реверсивной рукоятки, которая надевается снаружи на головку реверсивного вала и имеет 3 положения:
- среднее положение – «0».
- поворот вправо – «вперёд».
- поворот влево – «назад».
Таким образом реверсор имеет 4 пары контактов: две пары контактов движения «вперёд» и две пары контактов движения «назад». Эти контакты силовые и находятся рядом с обмоткой якоря ТЭД, в силовой схеме изображены как: движение вперёд – В1 и В2; движение назад – Н1 и Н2.
Принцип действия реверсора.
Если реверсивная рукоятка стоит в положении «О» или снята, вал реверсора стоит так что все контакты разомкнуты, кроме того заблокированы обе педали и ток на двигатель непоступает.
Если реверсивную рукоятку повернуть вправо, в положение «вперёд», то вместе с ней повернётся вал с барабаном и замкнутся две пары силовых контактов В1 и В2. В этом случае ток через обмотку якоря проходит слева на право, а троллейбус двигается вперёд.
Если реверсивную рукоятку повернуть влево, в положение «назад», то вместе с ней повернётся вал с барабаном и две пары силовых контактов В1 и В2 разомкнутся, а две пары силовых контактов Н1 и Н2 замкнутся. В этом случае ток через обмотку якоря проходит справа налево, а троллейбус двигается назад.
Блокировочное устройство.
Служит для предотвращения самопроизвольного движения троллейбуса. Состоит из металлического храповика с тремя впадинами, который надет на вал реверсора, рядом с зубчатым сектором. Средняя впадина неглубокая и соответствует среднему положению «О» реверсивной рукоятки, а боковые впадины храповика более глубокие и соответствую положениям реверсивной рукоятки «вперёд» или «назад».
Рядом с храповиком установлен рычаг, который имеет ролик, заходящий во впадины храповика, а другой конец рычага подтянут пружиной и на зубчатом секторе отлит выступ.
Принцип действия.
Если реверсивная рукоятка вместе с валом реверсора стоит в положении «О», то ролик рычага находится в неглубокой впадине храповика. При этом рычаг верхним краем упирается в выступ зубчатого сектора, а пусковая педаль находится в неподвижном положении.
Если реверсивную рукоятку повернуть в положение вперёд или назад, то храповик повернётся и ролик рычага попадёт в глубокую впадину, при этом край рычага опустится ниже и перестанет упираться в выступ зубчатого сектора, а пусковая педаль освободится.