Режимы работы грузоподъемных машин
Долговечность ГПМ в основном определяется долговечностью ее несущей конструкции. Поэтому режимы работы ГПМ нормированы именно по интенсивности циклического нагружения металлической конструкции. Согласно действующим российским нормам ПБ 10-382-00 и международным нормам ISO4301, группу режима работы крана (табл. 6.2) определяет сочетание класса использования (Uq- U9), который характеризуется количеством циклов работы крана за нормативный срок службы (Ст), и режима нагружения (Q1-Q4), характеристикой которого является коэффициент распределения нагрузок
Здесь Ci— количество циклов работы крана с грузом массой Рi.; Рmах — максимальная допустимая масса груза; т= 3 — показатель степени усталостной кривой.
Информацию о значениях Сi- и Piберут из гистограммы нагружения крана, которая входит в состав данных по I расчетному случаю. Данные о режиме работы крана используют для расчета конструкции на сопротивление усталости (п. 10.3).
Если приведенные напряжения в основном сечении конструкции пропорциональны массе груза, то сочетания классов использования и режимов нагружения, соответствующие одной группе режима работа крана, обеспечивают примерно одинаковую долговечность конструкции. Это допущение приближенно соответствует условиям нагружения несущих конструкций кранов мостового типа, но не корректно для более сложных конструкций [2].
Весовые нагрузки
Собственный вес конструкции и постоянно находящегося на ней оборудования задается с использованием информации по машинам-аналогам, с учетом накопленного опыта проектирования и известных рекомендаций. Оценку весов балочных элементов несущей конструкции выполняют по формуле
где р — плотность материала: для стали р= 7,8 т/м3, железобетона ρ= 2,4+2,6 т/м3 в зависимости от степени армирования; kG— коэффициент, учитывающий массу ребер, диафрагм, фланцев, рельсов, накладок, соединительных планок и прочих деталей, не входящих в расчетное сечение, kG= 1,1 +1,3; Z,(и Ai— длина и площадь сечения элемента; g— ускорение свободного падения.
Коэффициент надежности по собственному весу машины в СРПС Y(j= 1,05+ 1,20.Меньшие значения принимаются для расчета конструкций типовых машин, большие — для предварительных расчетов при проектировании изделий оригинальной конструкции и с параметрами, существенно отличающимися от известных аналогов.
Динамические нагрузки
Методы расчета динамических нагрузок рассмотрены в п. 5.4. При использовании СРПС коэффициент надежности по горизонтальным инерционным нагрузкам ур = 1,1 + 1,5. Меньшие значения для механизмов, оборудованных системой плавного регулирования скорости, большие — для старых машин с нерегулируемыми двигателями с коротко- замкнутым ротором или с релейно-контакторной системой управления.
Наиболее эффективным средством снижения динамических нагрузок является использование приводов, обеспечивающих плавные управляемые разгон и торможение механизмов. В машинах с электроприводом для этого используют системы управления на базе частотных преобразователей.
Климатические нагрузки
Поток ветра создает распределенную нагрузку на открытые элементы машины. Для стационарных сооружений, расположенных на открытом воздухе, ветровые нагрузки вычисляются по методикам СНиП 2.01.07-85* или СНиП 2.05.03-84. Для расчета подъемно-транспортных, строительных и подобных им машин следует использовать ГОСТ 1451-77.
Ветровая нагрузка на г-ю площадку вычисляется как сумма Pwi= Pwsi+ Pwdiстатической (средней) Pwsiи динамической (пульсационной) Рwdiсоставляющих или по формуле (ГОСТ 1451-77)
(6.2)
где — коэффициент пульсаций ветра; — динамический коэффициент ветровой нагрузки. Нормативные значения этих коэффициентов при высоте конструкции до 100 м могут быть вычислены приближенно (с точностью ± 5 %) как
.
Здесь — высота расположения центра i-й наветренной площади, для подстановки в формулу htокругляется до 10 м в большую сторону; т — период собственных колебаний конструкции низшей частоты, . Для конструкций с частотой собственных колебаний динамическую составляющую ветровой нагрузки не учитывают.
Статическая ветровая нагрузка на элемент машины с наветренной площадью Atвычисляется как (ГОСТ 1451)
(6.3)
Здесь — распределенное ветровое давление; где — коэффициент надежности по ветровой нагрузке,
— коэффициент влияния высоты ,на которой расположен i-йэлемент или груз; — аэродинамический коэффициент для этого элемента; qw— динамическое давление ветра на высоте 10 м над уровнем земли. Значение наветренной площади груза для крюковых кранов с грузоподъемностью можно вычислятькак .При расчете в СРПС по нагрузкам II расчетного случая принимают , а для III — = 1,1.
Динамическое давление ветра рабочего состояния qw, т. е. II расчетного случая, для грузоподъемных машин зависит от назначения машины:
· для кранов всех типов, используемых на промышленных, транспортных и строительных объектах, qw= 125 Па;
· для кранов всех типов, работающих в речных и морских портах, qw= 250 Па;
· для кранов на морских судах qw= 400 Па;
· для кранов, эксплуатируемых в условиях, не допускающих перерыва в работе, qw= 500 Па.
Динамическое давление ветра нерабочего состояния, т. е. III расчетного случая, зависит от индекса ветрового района, в котором расположен кран (ГОСТ 1451):
Индекс ветрового района … | I | II | III | IV | V | VI | VII |
………… |
Если район установки крана не известен, то можно принимать qw= 450 Па.
Аэродинамический коэффициент для объектов различной конфигурации составляет:
· для балок с выступающими ребрами и поясными свесами при отношениях h/b,соответственно равных 0,3-2,0, ;
· для ферм из прямоугольных профилей при коэффициентах заполнения соответственнос4= 1,61,9;
· для ферм с трубчатыми стержнями при коэффициентах заполнения соответственно ;
· для коробчатых конструкций с гладкими поверхностями, кабин, противовесов, груза ct= 1,2.
Наветренная площадь фермы вычисляется как
.
Здесь — площадь, ограниченная внешним контуром фермы; — коэффициент заполнения фермы, для раскосных и треугольных ферм со стойками d— средняя ширина стержней фермы (рис. 6.2, а, б).
Если конструкция состоит из нескольких ферм или балок одинаковой площади Aw,расположенных одна за другой, то суммарная ветровая нагрузка вычисляется по формуле
Рис. 6.2. Схема для расчета ветрового давления на ферму |
где i— количество ферм; η — коэффициент ослабления ветрового давления.
Для расчетов по II расчетному случаю при 0,5 <u/h< 2 приближенно можно считать (рис. 6.2, в)
Специфическим видом ветрового воздействия являются силы, возникающие в результате периодических срывов вихрей при обтекании стержня ветровым потоком. Вихри последовательно срываются с одной и другой сторон стержня и создают переменные поперечные нагрузки (рис. 6.3). Если частота срывов вихрей оказывается близкой к частоте собственных колебаний стержня или фрагмента конструкции, то они могут вызвать весьма существенные колебания. Это явление называется флаттер. Критическое значение скорости ветра vc(м/с), при котором возникнут резонансные колебания в стержне, имеющем собственную частоту колебаний fl(Гц), вычисляется по формуле
Рис. 6.3. Схема стержня в потоке воздуха |
где d— диаметр стержня, м; S— число Струхаля, для стержней цилиндрического сечения S= 0,22, для прямоугольного — S~ 0,11.
Для дробления ветровых вихрей на трубчатых стержнях используют гасители, представляющие собой спиральные ребра, приваренные к стержню.
Снеговые и гололедные нагрузки обычно не учитываются при проектировании машиностроительных конструкций, но при необходимости их можно задать, руководствуясь нормами СНиП 2.01.07-85*.
Технологические нагрузки
Технологические нагрузки возникают при выполнении машиной технологических операций, для которых она предназначена. Для ГПМ технологической нагрузкой является вес груза, во всех расчетах принимаемый как ,где Q— номинальная грузоподъемность крана на канатах. Если задана грузоподъемность на грузозахватном органе, то отдельно учитывается вес грузозахвата (траверсы, клещей, спредера и др.). Коэффициенты надежности по весу груза Yqзависят от грузоподъемности и назначения крана (п. 17.1.2).
Максимальные нагрузки на рабочем органе одноковшовых экскаваторов, ковшевых погрузчиков, бульдозеров ограничиваются условиями пробуксовки или опрокидывания машины. Нагрузки на стенки сосудов давления, трубопроводов, резервуаров, бункеров для сыпучих материалов рассмотрены в работе [5]. Расчетные нагрузки для контейнеров зависят от допустимого количества рядов установки контейнеров и способов захвата контейнера при погрузке. Расчетные нагрузки для универсальных контейнеров указаны в ГОСТ 20259. Для специальных металлургических кранов, землеройных, строительно-дорожных и других машин методы определения расчетных нагрузок описаны в специальной литературе.
Специальные нагрузки
Специальные нагрузки возникают в ситуациях, выходящих за рамки нормальной эксплуатации машины. Это могут быть монтаж, транспортировка, сейсмические воздействия или аварийные условия, связанные с отказом технологического оборудования в зоне работы машины, и т. п. Перечень таких ситуаций и комбинации нагрузок, которые необходимо учитывать, устанавливаются в техническом задании на машину.
Сейсмические воздействия рассмотрены в СНиП II-7-81*. Транспортные нагрузки возникают при перемещении машины или ее элементов к месту монтажа либо эксплуатации на различных видах транспорта. При этом следует учитывать собственный вес перевозимых элементов, условия крепления на транспортном средстве, вертикальные и горизонтальные инерционные нагрузки, возникающие при проходе неровностей пути, на поворотах (п. 5.4.1, 5.4.3) и при соударениях вагонов.