Энергосбережение средствами электропривода

Громадная доля электроэнергии, потребляемая электроприводом, — до 65 Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru в развитых странах, и осуществление электроприводом практически всех технологических процессов, связанных с движением, делают особенно актуальной проблему энергосбережения в электроприводе и

средствами электропривода. В мировой практике к настоящему времени сформировалось несколько основных направлений, по которым интенсивно ведутся исследования, разработки, осуществляются крупные промышленные проекты.

1. В нерегулируемом электроприводе, реализованном на основе асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором, много внимания уделяется так называемым энергоэффективным двигателям, в которых за счет увеличения массы активных материалов, их качества, а также за счет специальных приемов проектирования удается поднять на 1 — 2 %(мощные двигатели) или на 4 — 5 % (небольшие двигатели) номинальный КПД при некотором увеличении цены двигателя.

Этот подход, используемый и активно рекламируемый с 70-х годов сначала в США, затем в Европе, может приносить пользу, если технологический процесс действительно не требует регулирования скорости, если нагрузка меняется мало и если двигатель правильно выбран. Во всех других случаях использование более дорогих энергоэффективных двигателей может оказаться нецелесообразным,

2. Правильный выбор двигателя для конкретного технологическогопроцесса — один из важнейших путей энергосбережения. В европейской практике принято считать, что средняя загрузка двигателей составляет0,6, тогда как в нашей стране, где до недавнего времени не было принято экономить ресурсы, этот коэффициент составляет 0,3 — 0,4, т.е. привод работает с КПД значительно ниже номинального. Завышенная «на всякий случай» мощность двигателя часто приводит к незаметным на первый взгляд, но очень существенным отрицательным последствиям в обслуживаемой электроприводом технологической сфере, например к излишнему напору в гидравлических сетях, связанному с ростом потерь, снижению надежности и т.п.

3. Выбор рациональных в конкретных условиях типов электропривода способов управления, обеспечивающих минимизацию потерь в силовом канале, - важный элемент в общей проблеме энергосбережения.

Характерный пример энергосбережения в нерегулируемом электроприводе с асинхронным двигателем, работающим часть цикла с малой нагрузкой или вхолостую, — снижение напряжения при уменьшении нагрузки. В простейшем случае это может быть реализовано переключением обмоток статора с треугольника (нормальный режим) на звезду. Другое решение — использование ТРН (см. п. 4.4.2).

Потери в линиях, питающих электропривод, могут быть уменьшены посредством применения различных устройств, компенсирующих

потребляемую электроприводом реактивную мощность и повышающих вследствие этого коэффициент мощности (см. § 6.1).

4. Основной путь энергосбережения средствами электропривода — подача конечному потребителю — технологической машине — необходимой в каждый момент мощности. Это может быть достигнуто посредством управления координатами электропривода, т.е. за счет перехода от нерегулируемого электропривода к регулируемому. Этот процесс стал в последние годы основным в развитии электропривода в связи с появлением доступных технических средств для его осуществления — ПЧ и т.п.

Ожидается, что переход от нерегулируемого электропривода к регулируемому в технологиях, где это требуется, может сэкономить до 30 % электроэнергии. В одной из технологий — в водо- и воздухоснабжении — переход к регулируемому электроприводу, как показал опыт, экономит около 50 % электроэнергии, до 25 % воды и до 10 % тепла.

6.6. Упражнения

6.6.1. Нерегулируемый электропривод вентилятора работает непрерывно постоянной нагрузкой Р = 0,9 Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru ( Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru = Н кВт, Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru = 88,5 %,

-

цена Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru ). Обсуждается вопрос о замене двигателя на эффективный с ц еной Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru Имеет ли смысл замена, если установленный Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru ранее двигатель не будет использоваться? Если он будет реализован за 0,6 базовой цены? При оценках принять цену электроэнергии Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru

6.6.2. Электропривод пресса работает 14 ч в сутки со следующим Циклом: Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru

г\ =• Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru Определите цикловой КПД, сравните с номинальным. Имеет ли смысл замена двигателя на энергоэффективный (см. условия задачи 6.6.1)?

Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru Предложите в общем виде обоснованный алгоритм сравнения различных технических решений электропривода какой-либо установки по энергетическим показателям.

6.6.4. Энергоснабжающие организации обычно требуют от потребителей поддержания высокого коэффициента мощности. Когда это требование особенно существенно? Почему?

6.6.5*. Сопоставьте рассмотренные в Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru 6.1 и 6.2 энергетические показатели. Приведите примеры ситуаций, в которых следует использовать каждый из них.

6.6.6. Предложите обоснованный алгоритм сравнения по энергетическим показателям двух конкурирующих технических решении электропривода подъемной лебедки.

6.6.7. Сформулируйте и приведите обоснования принципиального энергетического различия частотного (f- var) и параметрического {/ == const) способов регулирования скорости асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.

6.6.8. Электродвигатель Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru (см. Приложение 2) приводит во вращение вентилятор, обеспечивающий проветривание транспортного

туннеля, Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru . В целях энергосбережения предполагается в часы неинтенсивного движения снижать частоту вращения. Можно ли это сделать и в каких пределах, применив ТРН? Можно ли использовать ПЧ?

6.6.9. Для параметрического электропривода ( Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru ) были разработаны специальные электродвигатели.

6.6.10. Один из них (тип4АМН1608В2РД) имеет следующие каталожные данные: высота оси вращения 160 мм, номинальная мощность 7,5 кВт, масса 115кг, номинальная частота вращения 2550 об/мин, номинальный КПД 73 %, номинальный Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru = 0,77, мощность на валу при различных частотах вращения:

Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru

Сопоставьте эти данные с данными обычного двигателя той же мощности. Какую мощность мог бы развивать, не перегреваясь обычный двигатель, номинальная мощность которого 7,5 кВт, при параметрическом регулировании и указанных частотах вращения? С вентилятором, какой номинальной мощности он мог бы работать?


Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru

6.6.10. Определите время частотного пуска электропривода с характеристиками, показанными на рисунке, чтобы полные потери энергии при пуске не превышали 1000 Дж ( Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru = 0).

6.6.11*. Оцените потери энергии в следующих динамических режимах двигателя А112М2 (см. Приложение 2) при Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru и

Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru

прямое включение на сеть;

управление пуском посредством ТРИ, Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru ;

динамическое торможение; реверс путем изменения чередования фаз; частотный пуск за время Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru - 15 Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru

частотный реверс за время Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru = 15 Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru

Сравните результаты с потерями энергии в номинальном режиме ( Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru ) за время соответствующего переходного процесса. Сделайте выводы.

6.6.12. Оцените потери энергии при пуске двигателя А132М4 (см. Приложение 2} с Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru для следующих условий:

прямое включение на сеть, Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru тоже, Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru

частотный пуск с

Сравните результаты, сделайте выводы.

6.6.13. Асинхронный электродвигатель АИР160М2 (см. Приложение 2),вращающий вентилятор, выбран «с запасом» и загружен наполовину номинальной мощности. Что выгоднее — заменить его на энергоэффективный той же мощности, но имеющий на 3 % больший КПД и на 20 % большую цену, или на обычный меньшей мощности?

6.6.14*. Электропривод работает по циклу на рисунке с n = const. Известны двигатель, приведенный момент инерции механизма J'M , число рабочих часов в году tf, параметры цикла Pf, /,, цена электроэнергии Сэ.Требуется разработать мероприятия, минимизирующие потребление энергии: замена двигателя? отключение вместо холостого хода? применение ТРН?

Сформулируйте ваши общие предложения с необходимыми обоснованиями.

7 кВт, 11 кВт,

Проведите конкретный анализ, если:

Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru
Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru
Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru
Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru

Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru 2 мин; 2 мин; 6 мин;

Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru

1 кВт,

двигатель АИР16082 (см. Приложение 2), Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru = 0,07 кг • Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru , Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru = 2000 ч, Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru = 0,7 руб./(кВт • ч). Не забудьте оценить срок окупаемости дополнительных капиталовложений, если таковые используются, и годовой экономический эффект.

6.6.15. В электроприводе прессов (см. нагрузочную диаграмму) используют маховики. Зачем?

Постройте M(t), объясните, рассмотрев потери в цикле без маховика и с маховиком.

6.6.16. В пятиэтажном доме установлен насосКМ65-50-125 (см. Приложение 4). Напор в магистральной сети 2 м, расход воды 20—25 м /ч. Будет ли экономически целесообразным установка ПЧ (см. Приложение 3), если стоимость электроэнергии i Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru a

цена ПЧ 100 У.Е./кВт? Оцените срок окупаемости.

6.6.17. Какой насос (см. Приложение 4) следует установить в 12-этажномдоме, если напор в магистральной сети 2—3 м, а расход около

50 м /ч? Каким двигателем следует укомплектовать насос? Целесообразно ли оборудовать насосный агрегат ПЧ (см. задачу 6.6.16)?

6.6.18. Вентилятор, работающий в автотранспортном туннеле, имеет номинальные производительность (расход) 8000 м /ч и давление 7000 Па и обеспечивает удовлетворительную вентиляцию в часы пик. В период неинтенсивного движения достаточно 20 % номинальной производительности. Постройте ориентировочный суточный график Q(t) и сопоставьте энергопотребление для этого графика при регулировании производительности дросселированием и изменением частоты вращения (см. Приложение 4).

Резюме

Любой процесс передачи и преобразования энергии сопровождается ее потерями.

Энергетическую эффективность процесса в каждый момент времени можно оценить посредством КПД, определяемого через входную Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru и

выходную Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru мощности и мощность потерь Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru

Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru

Энергетическими характеристиками изделия (двигатель, преобразователь и т.п.) служат номинальный КПД зависимость КПД от относительной нагрузки или скорости.

Электроприводы переменного тока характеризуются, кроме того, коэффициентом мощности.

Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru

Если нагрузка привода заметно меняется во времени, следует пользоваться оценками, определяемыми по энергиям за некоторое время, в частности энергиями за цикл: Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru Тогда

цикловой КПД определится как полезная энергия за цикл.

. Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru

При неоднонаправленных потоках энергии (разгон — торможение, подъем — спуск и т.п.) объективные оценки можно получить, воспользовавшись обобщенным КПД, основанным на определении энергии по фор-

Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru

Потери в электрической машине при Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru и Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru удобно представлять в виде двух составляющих — постоянной Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru и переменной Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru

Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru

В регулируемом электроприводе потери определяются способом регулирования.

При ( Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru (реостатное регулирование, параметрическое регулирование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором). При реостатном регулировании лишь часть потерь выделяется в двигателе, остальные — в реостате. В каскадных схемах мощность Д/*2 передается в сеть. Особенно неблагоприятно параметрическое регулирование: все потери выделяются в машине и нагревают ее, в связи с чем

Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru

При Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru потери сравнительно невелики и эти способы (системы преобразователь — двигатель) предпочтительны с точки зрения потерь.

Потери в роторной (якорной) цепи в переходных процессах, отнесенных ранее к первой группе, весьма значительны и при работе вхолостую определяются запасом кинетической энергии и диапазоном скольжений:

Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru

в асинхронном двигателе эти потери должны быть увеличены в 1 Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru раз, чтобы учесть потери в цепи статора. Нагрузка увеличивает

потери при пуске в i Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru раз и уменьшает при торможении в

Энергосбережение средствами электропривода - student2.ru раз.

Потери энергии в переходных процессах в системе преобразователь— —двигатель могут быть существенно уменьшены по сравнению с потерями при прямых включениях на сеть за счет увеличения времени переходного процесса.

Энергосбережение в электроприводе и средствами электропривода в обслуживаемых технологиях осуществляется путем правильного выбора параметров основного оборудования (двигателя), использования энергоэффективных двигателей с повышенным КПД, обоснованным применением рациональных способов регулирования и, главным образом, переходом от нерегулируемого электропривода к регулируемому.

* * *

Не рассмотрены вопросы взаимодействия электропривода с питающей сетью, компенсации реактивной мощности, фильтрокомпенсирующне устройства. Очень кратко, в самых общих чертах, изложены проблемы энергосбережения.

Глава седьмая

Наши рекомендации