Бабосов, Е. М. Социальное управление: учеб. пособие / Е. М. Бабосов.
Бабосов, Е. М. Социальное управление: учеб. пособие / Е. М. Бабосов. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 432 с.
Беляцкий, Н. П. Управление персоналом: учебник / Н. П. Беляцкий. – Минск: Современная школа, 2008. – 448 с.
Бовин, А. А. Управление инновациями в организациях: учеб. пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. - 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2009. - 415 c.
Веснин, В. Р. Управление персоналом: теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2009. - 688 c.
6. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: ИНФРА-М, 2009. – 447 с. – (Серия «Высшее образование»).
Экономика труда: социально-трудовые отношения: учебник / под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. – М.: Экзамен, 2006. – 736 с.
Одегов, Юрий Геннадьевич. Управление персоналом в структурно-логических схемах : учебник для вузов / Ю. Г. Одегов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Альфа-Пресс, 2008. - 942 c.
Померанцева, Е. П. Модели управления персоналом: исследования, разработка, внедрение / Е. П. Померанцева. - М.: Вершина, 2006. - 254 c.
Реорганизация предприятия. Управление персоналом в период реорганизации / О. С. Бойкова и др. - М.: Альфа-Пресс, 2006. - 197 c.
Савенкова, Т. И. Маркетинг персонала в инновационно- инвестиционной среде / Т. И. Савенкова, Т. П. Савенкова. - М.: Экономистъ, 2006. - 428 c.
12. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2009. – 554 с.
Шинкаренко, О. Н. Управление персоналом организации при внедрении стандартов серии ISO 9000:2000 / О. Н. Шинкаренко. - М.: Дело и Cервис, 2007. - 366 с.
«Корпоративный менеджмент» http://www.cfin.ru
«Управление персоналом» http://www.top-personal.ru
«Кадровый менеджмент» http://www.km-magazine.ru
«Кадровик» http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name=kadrovik_ru&file=index
Тематика докладов.
Научные подходы к управлению человеческими ресурсами.
Теория человеческого капитала.
Функциональные направления деятельности службы персонала по управлению человеческими ресурсами.
Развитие кадрового потенциала организации.
Кадровый аудит.
Эффективность управления человеческими ресурсами.
Управление затратами на персонал. Бюджетирование.
Командный менеджмент
Управление кадровыми рисками.
Движение персонала в организации: виды, формы, характеристики, управление.
Кадровая политика организации.
Зарубежный опыт управления персоналом.
Вознаграждающее управление.
Система оценки персонала.
Управление организационной культурой.
Финансовые показатели эффективности HR-службы
Показатель | Источник информации | Единицы измерения |
Эффективность инвестиций в персонал | Нормы текучести кадров (по категориям персонала) | % |
Доля сотрудников, успешно прошедших испытательный срок | % | |
Доля закрытых вакансий | % | |
Среднее время закрытия вакансий | неделя | |
Эффективность затрат на персонал | Доля фонда оплаты труда в объеме продаж | % |
Доля мотивационной составляющей в компенсационном пакете сотрудников | % | |
Среднее время переработки на одного сотрудника | час | |
Соотношение числа принятых сотрудников к уволенным (по категориям персонала) | % | |
Доля административного персонала в общем числе работников | % | |
Соответствие требований производственного процесса и качества работы сотрудников | Доля ошибок в производственной деятельности (по процессам: приемка, подборка, отгрузка и т. п.) | % |
Доля превышения/снижения норм выработки (по процессам: приемка, подборка, отгрузка и т. п.) и по категориям персонала | % | |
Доля расширения штата (по категориям персонала) | % | |
Коэффициент стабильности работы (по категориям персонала) | % |
Ресурсный подход.
Ресурсная концепция занимает ныне доминирующие позиции в теории стратегического управления потому, что смогла выработать жизнеспособную альтернативу господствовавшим ранее традиционным концепциям управления. Традиционные концепции исходили или из идеи «состыковки» внутренней и внешней среды организации (особенно метод SWOT-анализа), или делали акцент на внешние факторы конкурентных преимуществ. Ресурсный подход отдает явный приоритет их внутрифирменным источникам. ( стр.6 Катькало)
Главный тезис ресурсной концепции состоит в том, что все фирмы, по сути, различны и эта неоднородность может быть устойчивой ввиду обладания конкретными фирмами уникальными ресурсами и организационными способностями, которые, являясь источниками экономических рент, определяют конкурентные преимущества данных фирм.""! (стр.7 )
Ресурсный подход основан на синтезе предпосылок и концепций из экономической, управленческой и организационных наук, в то время как другие концепции на тему стратегий опираются, как правило, лишь на одну из названных или других дисциплин. ( Катькало стр. 11
Ресурсы следует рассматривать как специфические для фирмы активы, которые трудно, если вообще возможно, имитировать, (торговые секреты, специальные производственные сооружения, инженерный опыт). (13 Катькало)
Все чаще именно встроенные в организацию управленческие компетенции, а не в принципе доступные на рынке ценные физические или нематериальные ресурсы ( новейшее оборудование или сильные брэнды) оказываются залогом отличительных преимуществ отечественных фирм в борьбе не только с иностранными, но и отечественными конкурентами. (Катькало18)
Для специалистов в области управления сегодня очевидно, что человеческий ресурс или потенциал, стал наибольшим резервом для повышения эффективности современной организации.
Развитие и широкое распространение концепции управления человеческими ресурсами превращается в тенденцию, которая находится в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости с другими основными направлениями эволюции менеджмента.
Одной из основных черт концепции управления человеческими ресурсами является применение методологии стратегического менеджмента к управлению работниками.
Под персоналом сегодня принято понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии. Персонал — это стратегический фактор, определяющий будущее организации, ведь именно люди делают работу, подают идеи и позволяют фирме жить. Даже наиболее капиталоемкие, хорошо сконструированные организации требуют определенного персонала, приводящего их в движение. Люди ограничивают или увеличивают сипу и слабость фирмы.
Сущность управления человеческими ресурсами заключается в том, что люди рассматриваются как достояние компании в конкурентной борьбе, которое надо размещать, мотивировать, развивать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей организации. Мировая практика показывает, что важнейшими приоритетами управления человеческими ресурсами являются:
- занятие руководящих должностей, прежде всего сотрудниками своей компании;
- акцент на качество и гордость за достигнутые результаты;
- уменьшение статусного разрыва между руководителями и подчиненными;
- создание благоприятных условий труда и окружающей среды;
- поощрение открытого делового общения, доказательности принимаемых решений, участие работников в принятии решений;
- увольнения не производятся без попыток найти другую работу;
- формирование культуры работы в «команде»;
- участие работников в прибыли;
- повышение квалификации работников.
Главное отличие управления человеческими ресурсами от управления персоналом заключается в том, что управление ЧР имеет стратегическую природу и, таким образом, имеет большую ориентацию на бизнес. Управление работниками в этом случае служит созданию "дополнительной ценности" и "формированию конкурентного преимущества организации" в долгосрочном плане. Другая особенность концепции управления ЧР - приоритетность задачи повышения степени взаимной приверженности. Высокая степень приверженности вместо поведения, регулируемого наказаниями и внешним давлением на человека, позволяет достичь саморегулируемого поведения работников и установления доверительных отношений в организации.
В ХХ веке были присуждены две Нобелевские премии в области экономики за разработку теории человеческого капитала – Теодору Шульцу в 1979 и Гэри Беккеру в 19992 годах.
Человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. ( Базаров, стр.130)
Одна из наиболее интересных и известных попыток использования теории человеческого капитала на организационном уровне — концепция «Анализ человеческих ресурсов» — АЧР (HumanResourcesAccounting), предложенная Эриком Флэмхольцем еще в начале 60-х годов.
Возникновение АЧР связано с появлением интереса к персоналу как к важному ресурсу организации, в использовании которого скрыты значительные резервы. Любой ресурс характеризуется экономической эффективностью его использования. Поэтому необходимо было разработать инструменты, позволяющие менеджерам эффективнее использовать свой персонал, оценить эту эффективность и привести ее к общей для других видов ресурсов денежной оценке.
В своих первых работах Э. Флэмхольц указал три основные задачи АЧР:
1) предоставить информацию, необходимую для принятия решений в области управления персоналом как для менеджеров по персоналу, так и для высшего руководства;
2) обеспечить менеджеров методами численного измерения стоимости человеческих ресурсов, необходимых для принятия конкретных решений;
3) мотивировать руководителей думать о людях не как о затратах, которые следует минимизировать, а скорее, как об активах, которые следует оптимизировать.
Главная цель анализа человеческих ресурсов — это выявление, измерение и предоставление информации о человеческих ресурсах лицам, принимающим кадровые решения в организаций.( Базаров 132)
Таким образом, глобальные структурные и технологические изменения, повышение гибкости, уровня конкуренции, а также децентрализация и приватизация привели к трансформации управления персоналом - от «кадровой функции» к «управлению человеческими ресурсами». Однако эффективное использование «человеческого ресурса» во многом зависит не только от профессиональных и личностных качеств менеджеров , но и от четко сконструированной оптимальной модели службы управления персоналом в основу которой должен быть заложен принцип системности.
Системный подход.
Системное мышление все чаще используется представителями практически всех наук. Системный подход находит все более широкое распространение и при анализе социальных систем.
Без свойства системности управление не может состояться. В нем задействованы множество организаций и общественных структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей. В управлении используются разнообразные и дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Управление состоит из массы управленческих решений и действий. Только системность может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность. Управление именно как организованная целостность должно быть адекватно осмыслено управленцами.
Поэтому, идентифицируя систему управления, воспользуемся общеметодологическим подходом. Согласно этому подходу «под системой понимается совокупность элементов (компонентов, подсистем), находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство»[3].
Итак, любая — глобальная и простейшая, социальная, техническая или биологическая — система имеет общие сущностные характеристики[4].
1. Система существует в окружающей среде (внешней среде) и проявляется (функционирует), лишь взаимодействуя, связываясь с ней, адаптируясь во внешней среде, приспосабливаясь, реагируя на изменения, которые происходят во внешней среде. Открытость системы внешней среде во многом обеспечивает гомеостазис — способность системы поддерживать свои параметры.
2. Система состоит из элементов, компонентов, подсистем
(системообразующих составляющих). Каждый их этих элементов является относительно самостоятельным и может быть одновременно элементом системы — более высокого порядка и, напротив, может содержать в себе систему более низкого порядка, и элементы в системе так связаны между собой, что если изменить один элемент, то изменится вся совокупность — в этом отличие системы от конгломерата (толпа — не система).
3. Система образуется не от суммы элементов, а от целостности, когда отношения между составляющими элементами образуют интегративное качество (лат. integratio — объединение в целое каких-либо частей, обеспечивающее новое качество). Именно степень интегративности (взаимопроникновения) обеспечивает целостность.
Целостность - как результирующая взаимосвязи и взаимодействия всех элементов и уровней обеспечивает устойчивость и качественную определенность системы[5].
Каждой системе присущи целеполагание, структурность, функциональность, целостность как результат взаимосвязи и взаимодействия элементов системы.
Таким образом, система управления характеризуется множеством взаимосвязанных элементов, образующих единство и целостность и обладает интегративными свойствами и закономерностями.
Опыт, прежде всего западных компаний, применения на практике системного подхода подтверждает необходимость его использования для достижения высокой эффективности управления. Системный подход используется как методологическая основа, концепция и инструментарий при изучении любого объекта как системы. В силу того, что организации являются наиболее распространенной формой общественных систем, использование системного подхода позволяет совершенствовать управление, как отдельных ее подразделений, так и управление организацией в целом.
Для перехода к более высокому уровню управленческой деятельности, что актуально для значительной части отечественных организаций, необходимо овладение руководителями методологией системного менеджмента и практическими навыками ее использования во всевозможных сложных ситуациях рыночного хозяйствования. Это означает умение всегда видеть взаимосвязь, взаимовлияние, взаимозависимость и взаимообусловленность явлений и процессов в многообразной управленческой практике. Успех в основном решают не сугубо администраторские способности руководителей, а оптимальная стратегия и ситуационная тактика, базирующаяся на системной методологии. ( Янчевский )
Необходимо отметить, что специалисты разных профилей все более активно ориентируются на западные модели и практику работы - это отделы маркетинга, продаж, финансов, логистики и т.д. По сравнению с ними сфера управления персоналом по-прежнему часто остается наименее технологичной и управляемой. А поскольку любая организация — это единое целостное системное образование, то каждое ее «слабое звено» неизбежно влияет на продуктивность работы других звеньев организационного механизма, а значит и на результативность организации в целом.
Именно поэтому руководители крупных отечественных организаций все острее чувствуют потребность в построении эффективных систем управления персоналом.
Система управлениядолжна отвечать современным рыночным условиям:
- обладать высокой гибкостью и адаптивность, для быстрой перестройки деятельности под воздействием факторов внешней среды;
- быть адекватной сложным технологиям, требующим новых форм контроля, организации и разделении труда.
- учитывать конкуренцию на рынках;
- отвечать требованиям к уровню качества услуг и продуктов;
- быстро реагировать на изменение экономической ситуации в организации;
- принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды.
С точки зрения системного подхода основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляет личность работника, его мотивационные установи, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Необходимо выделить три основных фактора, оказывающих воздействие на людей в организации.
Первый – иерархическая структура организации, где главное средство воздействия - это отношения власти-подчинения, давления на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Второй – культура, когда вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности..
Третий – рынок, сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.(Янчевский)
Системный подход к управлению - это не только набор общепризнанных принципов управления - это способ мышления по отношению к организации и управлению в условиях нестабильной внешней среды. Основные выводы системного подхода к управлению заключаются в определении двух важнейших составляющих выживания организации в современных условиях: способность управляющих предугадывать возможные изменения во внешней среде и способность приспосабливаться к этим изменениям, оба эти фактора могут быть результатом грамотно организованной системой управления персонала, продуцирующей мотивированный и компетентный персонал.
Бабосов, Е. М. Социальное управление: учеб. пособие / Е. М. Бабосов. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 432 с.