Взаимосвязь между стадиями развития фирмы и изменениями функции управления персоналом.

Стадия развития компании Основные характеристики компании Основные характеристики управления персоналом, определяющие состав функций управления персоналом.
Стадия 1: Зарождение компании Компания только создана, отличается предпринимательством, управляется собственником. Ведение личных дел, оплата труда, наем и увольнение; УП часто неформальное; все дела ведутся вручную.
Стадия 2: Функциональный рост Техническая специализация; растут подразделения, производственные линии и рынок; организационная структура формализована. Поиск нужных работников для поддержки роста; тренинг для специфической должности; появляется начальник отдела кадров; обработка данных по зарплате и некоторых других автоматизируется. Корпоративная культура еще не становиться частью УП.  
Стадия 3: Контролируемый рост Рациональная администрация; профессионализация управления дефицитными ресурсами; покупаются другие фирмы, диверсифицируется производство; усиливаются конкуренция за ресурсы и контроль за инвестициями. Управляющий персоналом с более высоким статусом; больше кадровой информации, включая квалификационные профили, автоматизировано; рост профессионализма; кадровая функция постепенно интегрируется в окружающую деловую среду; УП становиться более ориентированным на конечные результаты бизнеса.
Стадия 4: Функциональная интеграция Диверсификация, децентрализация, структура организации – вокруг продуктов и центров прибыли, проектное и матричное управление; больше внимания интеграции; организационная структура более плоская и горизонтальная. УП ориентировано на интеграцию различных функций (тренинг, вознаграждение, наем и увольнение, коммуникация т.д.); расширение кооперации с другими менеджерами; долгосрочное планирование; междисциплинарные проекты; акцент на производительность, эффективность, гибкость; широко применяется информационная технология в планировании, анализе и оценке, развитие интеграционных квалификаций; внешние колебания среды известны и интегрированы в управление изменениями. Практика УП отработана.  
Стадия 5: Стратегическая интеграция Сотрудничество, групповая культура; межфункциональная горизонтальная интеграция; большая адаптируемость к частым изменениям; стратегическое планирование; структура - вокруг центров прибыли, обслуживаемых местными и функциональными менеджерами и их командами. УП построено вокруг стратегии компании и является ее составной частью; систематический анализ внешней среды и оценка ее возможного воздействия; активная роль в принятии управленческих решений; долгосрочное планирование развития человеческих ресурсов; акцент на эффективность; УЧР входит в компетенцию президента компании или его первого заместителя.
       


Структура основных элементов, формирующих систему управления персоналом

Содержание элементов Элементы системы УП Классический подход к управлению персоналом Современный подход к управлению персоналом
Ресурсы фирмы Физический и денежный капитал Физический и денежный капитал Человеческие ресурсы  
Расходы на персонал Прямые затраты Долгосрочные инвестиции  
Привлечение персонала на фирму Денежный стимул Активный поиск Реклама Социальные льготы
Расходы на обучение Минимальные Определяются по принципу «затраты - выгода»
Формы обучения На рабочем месте Вне фирмы, включая общее образование
Социальная инфраструктура Отсутствует Формируются отдельные компоненты по принципу «затраты - выгода»
Стиль руководства Авторитарный Определяется ситуацией  
Организация труда Индивидуальная Индивидуальная Групповая  
Регламентация исполнителя Жёсткая Разная степень свободы в организации труда  
Мотивация к труду Индивидуальная Сочетание морально- экономических стимулов, использование различных мотивов деятельности  
Горизонты (сроки) планирования Краткосрочный Период жизненного цикла человеческих ресурсов  
Функции кадровых служб Преимущественно учетные Преимущественно аналитические и организационные  

Наши рекомендации