Тема 9. Организационное проектирование систем управления

Управление развитием организации как задача организационного проектирования. Методологические основы проектирования. Содержание и уровни организационного проектирования как прикладной дея­тельности. Задачи и основные направления организационного проектирования, их возможности и огра­ничения. Основные подходы к организационному проектированию. Теоретические модели организации и ситуационная методология организационного проектирования. Методический аппарат проектирова­ния и совершенствования организационных систем

Тема 10. Процесс организационного проектирования

Понятие о процессе и субъекте организационного проектирования. Основные участники процесса проек­тирования и проблемы их взаимодействия. Этапы (фазы) процесса организационного проектирования. Проблема внедрения организационных проектов. Проектирование организации "извне" и "изнутри". "Организационная интервенция". Оргпроектирование как самостоятельная, организационно оформлен­ная функция.

Организационное проектирование как задача синтеза структуры управления. Принципы и мето­де проектирования организационных структур. Организационное проектирование как задача рациона­лизации технологии организационных процессов. Проблема совершенствования организации как задача "организационных изменений". Проектирование системы управления как задача "ситуационного выбора"

Тема 11. Государственные демонстрационные проекты и инновационные

про­цессы в государственном управлении

Понятие, назначение и направления использования демонстрационных проектов. Задачи государствен­ных демонстрационных проектов и информирование потребителей об их результатах. Формы организа­ции и финансирования демонстрационных проектов и программ. Основные этапы реализации демонст­рационного проекта. Роль государственных органов в руководстве разработкой и проведением демонст­рационных проектов и программ. Демонстрационный проект как метод государственного стимулирова­ния внедрения нововведений.

Общие закономерности инновационных процессов в государственном управлении. Рационали­зация управления как особая функция государственного аппарата. Управленческие нововведения как фактор повышения эффективности государственного управления. Сферы приложения нововведений в государственных учреждениях. Критерии оценки управленческих нововведений в государственном ап­парате.

Подразделения рационализации управления в законодательном и исполнительном звеньях госу­дарственной власти. Нормотворческие и контрольные функции по перестройке госаппарата. Программ­но-целевые методы в государственном управлении. Организационно-методические условия реализации планов и программ. Экономико-математическое моделирование и создание систем обработки данных. Политика в области использования информационно-вычислительной техники и регулирования нацио­нальных информационных, ресурсов. Развитие экспертно-аналитических служб. Привлечение внешних консультантов. Программная оценка как инструмент государственного управления.

Тема 12. "Управление сокращениями" как метод перестройки

Государственного аппарата

Увеличение размеров государственного аппарата, рост управленческих расходов и повышение коэффи­циента административной нагрузки. Динамика численности административного персонала. Техниче­ский прогресс и кадровый потенциал управления. Эффективность использования кадрового потенциала управления. Динамика управленческого потенциала и структура административного персонала. Неэф­фективность мер государственного регулирования в экономической, социальной областях и "кризис управления". Политика дерегулирования инфраструктурных и финансовых отраслей и перестройка го­сударственного аппарата. Сокращение затрат на содержание госаппарата, минимизация его размеров и численности как критерии оценки управленческих нововведений. Дефицит ресурсов как фактор органи­зационной перестройки госаппарата. "Рационализация через сокращение" и негативные последствия снижения численности управленческого аппарата. Основные направления "управления сокращениями". Упразднение излишних подразделений госаппарата. Законодательное ограничение сроков функциони­рования. Принцип «сансет». Стратегии и процедуры проведения сокращений. Правило старшинства. Замораживание найма. Метод квот. Целевые сокращения. Ежегодная аттестация государственных слу­жащих. Балльная оценка итогов индивидуальной работы сотрудников аппарата.

7.1. Основная литература

1. Адизес И. Управляя изменениями. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.: ил.

2. Анкона Д. Команды прорыва: Источники инноваций и лидерства в стратегии. / Дебора Анкона, Хенрик Бресман; пер. с англ. С.С.Гуринович. – Минск: Гревцов Паблишер, 2009. -336 с.

3. Архангельский Г.А. Организация времени: От личной эффективности к развитию фирмы. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с. – (Серия «Практика менеджмента»

4. Анисимов С. Рейдерство в России. Особенности национального захвата. [Текст]. – СПб.: Невский проспект, Вектор, 2007. – 217 [7] с. – (Know haw)

5. Беленко П.В. Хедхентинг: принципы и технологии. – СПб: Питер, 2005. – 192 с.

6. Вудраф Ч. Центры оценки и развития. Определение и оценка компетенций. / Пер. с англ. – М.: HIPPO, 2005. – 384 с.

7. Гроув Э. Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания. / Эндрю Гроув; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 200 с.

8. Де Врис Манфред. Лидер на кушетке. Клинический подход к изменению людей и организаций. – М.: Best Business Books, 2009. – 331 с.

9. Йескомб Э.Р. Принципы проектного финансирования. / Пер. с англ. – М.: Вершина, 2007. – 488 с.

10. Каваиола Алан А., Лавендер Нейл. Ядовитые сотрудники: коллеги, которые отравляют нам жизнь / Алан А.Каваиола, Нейл Дж. Лавендер; худож. Оформ. А.Киричёк. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 272 с.

11. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 512 с.: илл.

12. Кортис Дж. Вы – эксперт в менеджменте. Как убедить в этом окружающих. / Дж. Кортис, Э.Б. Ретклифф, Д.Олсоп; пер. с англ. – М.: Эксмо, 2008. – 112 с.

13. Кошер М.Дж. Расследование корпоративного мошенничества. – М.: Hippo, 2006 – 326 с.

14. Крис Коллисон и Джеффер Парселл. Учитесь летать. Практические уроки по управлению знаниями от лучших научающихся организаций. / Пер. с англ. – М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. - 296 с.

15. Кристенсен Клейтон М. Дилемма инноватора. /Клейтон М. Кристенсен; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 239 с.

16. Крюгер Вольфганг. Руководство командой. / Вольфганг Крюгер; (пер. с нем. Зись Е.А.). – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. – 118 с. : илл., табл.

17. Кузнецов А. Курс молодого дельца. – М.: Ось-89, 2006. – 352 с. – (Реальный успех)

18. Лемке Г.Э. Конкурентная война. Нелинейные методы и стратегемы. – М.: Ось-89, 2007. – 464 с. (Серия «Секьюрити»)

19. Линдгрен М. Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией. / Матс Линдгрен, Ханс Бандхольд. / Пер. с англ. И.Ильиной. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. – 256 с.: ил.

20. Ли Блейн. Принцип власти: Влияние с уважением и честью. / Блейн Ли; Пер. с англ. – М.: Альпина бизнес Букс, 2006. – 361 с.

21. Лоранж Питер. Новый взгляд на управленческое образование: задачи руководителей. / Пер. с англ. – ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. – 400 с.

22. Лукичёва Л.И. Управление интеллектуальным капиталом: [учеб. пособие]./Л.И.Лукичёва. – М.: Омега-Л, 2007. – 552 с. – (Высшая школа менеджмента)

23. Мартина Компаньон, Дидье Нуайе. Креативный подход в командной работе. – М.: Претекст, 2007. – 48 с.

24. Морган, Гарет. Имидж организации: восемь моделей организационного развития. / Гарет Морган; [ пер. с англ. под ред. Н.Лапиной]. – М.: Вершина, 2006. – 416 с: ил.

25. Нонака Икуджиро, Такеучи Хиротака. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2004. – 384 с.: илл.

26. О Коннор Дж., Мак-Дермотт Я. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006

27. Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте: учебное пособие. / В.Н.Попов, В.С.Касьянов, И.П.Савченко; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Н.Попова. – М.: КНОРУС, 2007. – 304 с.

28. Пфеффер Дж.Управленческая мудрость, рождённая из ошибок топ-менеджеров. / Джеффри Пфеффер, пер. с англ. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с.

29. Райхельд, Фредерик Ф., Тил, Томас. Эффект лояльности: движущие силы экономического роста, прибыли и непреходящей ценности.: Пер с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 384 с.: илл.

30. Рамперсад К.Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность / Хьюберт К.Рамперсад; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 352 с.

31. Роберт Майкл. Новое стратегическое мышление. Просто о сложном. / Пер. с англ. Е.Михайловской, И.Фоминой.: М.: Поколение, 2006. – 320 с.

32. Рудык Н.Б. Методы защиты от враждебного поглощения: Учебно- практическое пособие. – М.: Дело, 2006. – 384 с.

33. Саттон, Гари. Канарейки для корпораций, или Старый шахтёрский способ определения бизнес-проблем. / Гари Саттон; пер. с англ. (Куликов Д.А.). – М.: Вершина, 2006. – 160 с.

34. Сборник учебных кейсов: Изменение внешней среды и развитие компаний. / Под ред. И.В.Гладких, Ю.В.Федотова. – СПб.: Издательский Дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. – 264 с.

35. Сгрийверс Йюн. Понедельник- день тяжёлый. Кинга-утешение для всех работающих. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. – 144 с.: илл.

36. Тарасов В. Искусство управленческий борьбы (в кармане). / Владимир Тарасов. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2006. – 432 с.

37. Ткаченко Д.В. О.Т.К.А.Т. – Особая Техника Клиентской Аттракции. / Дмитрий Ткаченко, Максим Горбачёв. – М.: Вершина, 2007. – 184 с.: ил., табл.

38. Травин В.В., Масура М.И., Курбатова М.Б. Развитие управленческого потенциала: Модуль 1: Учеб.-практич. Пособие. – 3-е изд., перераб. – М.: Дело, 2007. – 128 с.

39. Траут Дж. В поисках очевидного. Как избавиться от хаоса в маркетинге и бизнес-стратегии. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2009. – 272 с.

40. Уикхэм, Филипп. Консалтинг в управлении проектами: пер. 2-го англ. изд. / Филипп Уикхэм. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 368 с.

41. Ульяновский А.В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. – СПб.: Питер, 2005. – 544 с.: ил. – (Серия «Маркетинг для профессионалов»)

42. Уорд Майкл. 50 методик менеджмента: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 200 с.: илл.

43. Фридаг Хервиг Р., Шмидт Вальтер. Сбалансированная система показателей: Практическое пособие: Пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 160 с.: ил.

44. Хоуп Д., Фрейзер Р. За гранью бюджетирования. / Джереми Хоуп, Робин Фрейзер. / Пер. с англ. – М.: Вершина, 2007. – 272 с.

7.2. Дополнительная литература

1. Арджирис К. Организационное научение: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2004. – ХLШ, 563 с. – (Серия «Менеджмент для лидера»).

2. Боярский А.И. Охотники за головами. Начало / Алексей Боярский. – М.: Вершина, 2006. – 216 с.: илл.

3. Брук Кони. Бал хищников. Подлинная история Drexel Burnham и взлёт империи «мусорных» облигаций. /Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. – 400 с.

4. Гайсельхарт, Хельмут. Обучающееся предприятие в ХХ1 веке. Пер. с нем. Н.В.Маловой. – Калуга: «Духовное познание», 2004. – 264 стр.

5. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 263 с.

6. Зуб А.Т. Антикризисное управление: Учебное пособие. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 319 с.

7. Ильин В.Н. Драматургия качественного полевого исследования. – СПб.: Интерсоцис, 2006. – 256 с. («Социополис»: Библиотека современного социогуманитарного знания)

8. Йеспер Кунде. Корпоративная религия. Создание сильной компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой: Изд. 2-е, испр. /Пер. с англ. Ершовой М, Терунова Е. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. – 2004

9. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей /Пер. с англ. – М.: ЗАО «олимп-Бизнес», 2004. – 416 с.: илл.

10. Карнэн Мэтью. Обновляйся или умри! Пер. с англ. – СПб.: «Крылов», 2004. – 384 с.

11. Коттер Дж.П. Впереди перемен / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 256 с.: илл.

12. Кузнецов А. Американский папа, русский папа. – М.: Ось-89, 2005. – 224 с. (Реальный успех)

13. Ллойд, Кен. Придурки на работе, или Осторожно: офисный планктон! / Кен Ллойд; пер. с англ. Д.А.Куликова. – М.: Вершина, 2008. – 336 с.

14. Маллинз Лори. Менеджмент и организационное поведение. Учебно-практическое пособие. Пер. с англ. Т. Цеханович и др. М.: Новое Знание. 2003. – 1039 с.

15. Менеджер спецназа. Как использовать в бизнесе принципы управления элитных войск. – М.: Издательство «Добрая книга», 2006. – 176 с.

16. Миллс Роджер. Компетенции. Карманный справочник. / Пер. с англ. – М.: HIPPO, 2004. – 128 с.

17. Моргенстерн Д. Самоорганизация по принципу «изнутри наружу». Система эффективной организации пространства, предметной среды, информации и времени. / Пер. с англ. – М.: Добрая книга, 2005. – 352 с.: ил.

18. Ниренберг Джерард. Работа над ошибками в бизнесе. / Пер. с англ. И.Ларионовой. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. – 382 с.

19. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: Учебное пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2005. – 317 с.

20. Паркин Маргарет. Сказки для тренеров. Как использовать сказки, истории и метафоры в обучении сотрудников. / Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2005. – 304 с.

21. Прохоров А.П. Русская модель управления. / А.П.Прохоров. – М.: Эксмо, 2007. – 384 с. – (Библиотека ЭКСПЕРТА)

22. Пэм Джонс. Управление эффективностью работы. Карманный справочник. / Пер. с англ. – М.: HIPPO, 2004. – 112 c.

23. Пэнди П.С. Путь шести сигм: практическое руководство для команды внедрения. / Питер С. Пэнди, Роберт П.Ньюман, Роланд Р.Кэвенес; Пер. с англ. Никитиной А.И, Панковой М.Ф., Финогенова М.С.; Науч. ред. Баженов А.Д., Арефьев А.О. – М.: Компания p.m. Office, 2005, - 424 с. С илл.

24. Савчук В.П. Диагностика предприятия: поддержка управленческих решений. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 175 с.: илл.

25. Саймон Герман. Скрытые чемпионы. / Пер. с нем.- М.: Дело, 2005. – 288 с.

26. Сборник кейсов: Опыт российских компаний. (Северо-Западный регион). / Под ред. С.П.Куща. – СПб.: Издательский Дом Санкт-Петербургского университета, 2003. – 232 с.

27. Сгрийверс Йооп П.М. Как быть крысой. Искусство интриг и выживания на работе. / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 192 с.

28. Серов А.Г. Ломать – не строить: инструкция по развалу бизнеса. / Андрей Серов. - М.: Вершина, 176 с.: ил.

29. Скотт Дж. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни: Пер. с англ. Э.Н.Гусинского, Ю.И.Турчанинова. – М.: Университетская книга, 2005. – 576 с.

30. Смирнова В.В. Реинкарнация сильнейших. Лирическая сказка об управлении кризисом в организации. / Вилена Смирнова. – М.: Вершина, 2006. – 272 с.: ил.

31. Страдвик Линда. Центры оценки и развития. Тренинг наблюдателей. Сборник упражнений для наблюдателей, ролевых игроков и экспертов. / Пер. с англ. – М.: HIPPO, 2003. – 270 с.

32. Стэнли Ф.Р. Искусство слияний и поглощений. / Стэнли Фостер Рид, Александра Рид Лажу. / Пер. с англ.; М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004

33. Траут Дж. Дифференцируйся или умирай! / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.

34. Уокер, Джил. Сумасшедший босс: техника укрощения. / Джил Уокер; пер. с англ. Д.А.Куликова. – М.: Вершина, 2008. – 280 с.: ил.

35. Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в ХХ1 веке / Пер. с англ. – М.: Добрая книга, 2005. – 296 с.

36. Финкельштейн С. Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций: анализ и практические выводы. / Финкельштейн Сидни; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004

37. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / Фляйшер К., Бенсуссан Б. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 541 с.: илл.

38. Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., О Нил Д. Стратегическая гибкость. / Пер. с англ.- СПб: Питер, 2005. – 384 с.: ил. – (Серия «Теория менеджмента»)

39. Хэнди Ч. Слон и блоха. Будущее крупных корпораций и мелкого бизнеса. / Чарльз Хэнди. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004 – 204 с.

40. Шмит, Бернд, Роджерс, Дэвид, Вроцос, Карен. Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений. Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 400 с.: ил.

Планы семинарских занятий.

Семинар № 1.

Наши рекомендации