Тема 9. Организационное проектирование систем управления
Управление развитием организации как задача организационного проектирования. Методологические основы проектирования. Содержание и уровни организационного проектирования как прикладной деятельности. Задачи и основные направления организационного проектирования, их возможности и ограничения. Основные подходы к организационному проектированию. Теоретические модели организации и ситуационная методология организационного проектирования. Методический аппарат проектирования и совершенствования организационных систем
Тема 10. Процесс организационного проектирования
Понятие о процессе и субъекте организационного проектирования. Основные участники процесса проектирования и проблемы их взаимодействия. Этапы (фазы) процесса организационного проектирования. Проблема внедрения организационных проектов. Проектирование организации "извне" и "изнутри". "Организационная интервенция". Оргпроектирование как самостоятельная, организационно оформленная функция.
Организационное проектирование как задача синтеза структуры управления. Принципы и методе проектирования организационных структур. Организационное проектирование как задача рационализации технологии организационных процессов. Проблема совершенствования организации как задача "организационных изменений". Проектирование системы управления как задача "ситуационного выбора"
Тема 11. Государственные демонстрационные проекты и инновационные
процессы в государственном управлении
Понятие, назначение и направления использования демонстрационных проектов. Задачи государственных демонстрационных проектов и информирование потребителей об их результатах. Формы организации и финансирования демонстрационных проектов и программ. Основные этапы реализации демонстрационного проекта. Роль государственных органов в руководстве разработкой и проведением демонстрационных проектов и программ. Демонстрационный проект как метод государственного стимулирования внедрения нововведений.
Общие закономерности инновационных процессов в государственном управлении. Рационализация управления как особая функция государственного аппарата. Управленческие нововведения как фактор повышения эффективности государственного управления. Сферы приложения нововведений в государственных учреждениях. Критерии оценки управленческих нововведений в государственном аппарате.
Подразделения рационализации управления в законодательном и исполнительном звеньях государственной власти. Нормотворческие и контрольные функции по перестройке госаппарата. Программно-целевые методы в государственном управлении. Организационно-методические условия реализации планов и программ. Экономико-математическое моделирование и создание систем обработки данных. Политика в области использования информационно-вычислительной техники и регулирования национальных информационных, ресурсов. Развитие экспертно-аналитических служб. Привлечение внешних консультантов. Программная оценка как инструмент государственного управления.
Тема 12. "Управление сокращениями" как метод перестройки
Государственного аппарата
Увеличение размеров государственного аппарата, рост управленческих расходов и повышение коэффициента административной нагрузки. Динамика численности административного персонала. Технический прогресс и кадровый потенциал управления. Эффективность использования кадрового потенциала управления. Динамика управленческого потенциала и структура административного персонала. Неэффективность мер государственного регулирования в экономической, социальной областях и "кризис управления". Политика дерегулирования инфраструктурных и финансовых отраслей и перестройка государственного аппарата. Сокращение затрат на содержание госаппарата, минимизация его размеров и численности как критерии оценки управленческих нововведений. Дефицит ресурсов как фактор организационной перестройки госаппарата. "Рационализация через сокращение" и негативные последствия снижения численности управленческого аппарата. Основные направления "управления сокращениями". Упразднение излишних подразделений госаппарата. Законодательное ограничение сроков функционирования. Принцип «сансет». Стратегии и процедуры проведения сокращений. Правило старшинства. Замораживание найма. Метод квот. Целевые сокращения. Ежегодная аттестация государственных служащих. Балльная оценка итогов индивидуальной работы сотрудников аппарата.
7.1. Основная литература
1. Адизес И. Управляя изменениями. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.: ил.
2. Анкона Д. Команды прорыва: Источники инноваций и лидерства в стратегии. / Дебора Анкона, Хенрик Бресман; пер. с англ. С.С.Гуринович. – Минск: Гревцов Паблишер, 2009. -336 с.
3. Архангельский Г.А. Организация времени: От личной эффективности к развитию фирмы. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с. – (Серия «Практика менеджмента»
4. Анисимов С. Рейдерство в России. Особенности национального захвата. [Текст]. – СПб.: Невский проспект, Вектор, 2007. – 217 [7] с. – (Know haw)
5. Беленко П.В. Хедхентинг: принципы и технологии. – СПб: Питер, 2005. – 192 с.
6. Вудраф Ч. Центры оценки и развития. Определение и оценка компетенций. / Пер. с англ. – М.: HIPPO, 2005. – 384 с.
7. Гроув Э. Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания. / Эндрю Гроув; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 200 с.
8. Де Врис Манфред. Лидер на кушетке. Клинический подход к изменению людей и организаций. – М.: Best Business Books, 2009. – 331 с.
9. Йескомб Э.Р. Принципы проектного финансирования. / Пер. с англ. – М.: Вершина, 2007. – 488 с.
10. Каваиола Алан А., Лавендер Нейл. Ядовитые сотрудники: коллеги, которые отравляют нам жизнь / Алан А.Каваиола, Нейл Дж. Лавендер; худож. Оформ. А.Киричёк. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 272 с.
11. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 512 с.: илл.
12. Кортис Дж. Вы – эксперт в менеджменте. Как убедить в этом окружающих. / Дж. Кортис, Э.Б. Ретклифф, Д.Олсоп; пер. с англ. – М.: Эксмо, 2008. – 112 с.
13. Кошер М.Дж. Расследование корпоративного мошенничества. – М.: Hippo, 2006 – 326 с.
14. Крис Коллисон и Джеффер Парселл. Учитесь летать. Практические уроки по управлению знаниями от лучших научающихся организаций. / Пер. с англ. – М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. - 296 с.
15. Кристенсен Клейтон М. Дилемма инноватора. /Клейтон М. Кристенсен; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 239 с.
16. Крюгер Вольфганг. Руководство командой. / Вольфганг Крюгер; (пер. с нем. Зись Е.А.). – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. – 118 с. : илл., табл.
17. Кузнецов А. Курс молодого дельца. – М.: Ось-89, 2006. – 352 с. – (Реальный успех)
18. Лемке Г.Э. Конкурентная война. Нелинейные методы и стратегемы. – М.: Ось-89, 2007. – 464 с. (Серия «Секьюрити»)
19. Линдгрен М. Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией. / Матс Линдгрен, Ханс Бандхольд. / Пер. с англ. И.Ильиной. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. – 256 с.: ил.
20. Ли Блейн. Принцип власти: Влияние с уважением и честью. / Блейн Ли; Пер. с англ. – М.: Альпина бизнес Букс, 2006. – 361 с.
21. Лоранж Питер. Новый взгляд на управленческое образование: задачи руководителей. / Пер. с англ. – ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. – 400 с.
22. Лукичёва Л.И. Управление интеллектуальным капиталом: [учеб. пособие]./Л.И.Лукичёва. – М.: Омега-Л, 2007. – 552 с. – (Высшая школа менеджмента)
23. Мартина Компаньон, Дидье Нуайе. Креативный подход в командной работе. – М.: Претекст, 2007. – 48 с.
24. Морган, Гарет. Имидж организации: восемь моделей организационного развития. / Гарет Морган; [ пер. с англ. под ред. Н.Лапиной]. – М.: Вершина, 2006. – 416 с: ил.
25. Нонака Икуджиро, Такеучи Хиротака. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2004. – 384 с.: илл.
26. О Коннор Дж., Мак-Дермотт Я. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006
27. Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте: учебное пособие. / В.Н.Попов, В.С.Касьянов, И.П.Савченко; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Н.Попова. – М.: КНОРУС, 2007. – 304 с.
28. Пфеффер Дж.Управленческая мудрость, рождённая из ошибок топ-менеджеров. / Джеффри Пфеффер, пер. с англ. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с.
29. Райхельд, Фредерик Ф., Тил, Томас. Эффект лояльности: движущие силы экономического роста, прибыли и непреходящей ценности.: Пер с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 384 с.: илл.
30. Рамперсад К.Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность / Хьюберт К.Рамперсад; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 352 с.
31. Роберт Майкл. Новое стратегическое мышление. Просто о сложном. / Пер. с англ. Е.Михайловской, И.Фоминой.: М.: Поколение, 2006. – 320 с.
32. Рудык Н.Б. Методы защиты от враждебного поглощения: Учебно- практическое пособие. – М.: Дело, 2006. – 384 с.
33. Саттон, Гари. Канарейки для корпораций, или Старый шахтёрский способ определения бизнес-проблем. / Гари Саттон; пер. с англ. (Куликов Д.А.). – М.: Вершина, 2006. – 160 с.
34. Сборник учебных кейсов: Изменение внешней среды и развитие компаний. / Под ред. И.В.Гладких, Ю.В.Федотова. – СПб.: Издательский Дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. – 264 с.
35. Сгрийверс Йюн. Понедельник- день тяжёлый. Кинга-утешение для всех работающих. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. – 144 с.: илл.
36. Тарасов В. Искусство управленческий борьбы (в кармане). / Владимир Тарасов. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2006. – 432 с.
37. Ткаченко Д.В. О.Т.К.А.Т. – Особая Техника Клиентской Аттракции. / Дмитрий Ткаченко, Максим Горбачёв. – М.: Вершина, 2007. – 184 с.: ил., табл.
38. Травин В.В., Масура М.И., Курбатова М.Б. Развитие управленческого потенциала: Модуль 1: Учеб.-практич. Пособие. – 3-е изд., перераб. – М.: Дело, 2007. – 128 с.
39. Траут Дж. В поисках очевидного. Как избавиться от хаоса в маркетинге и бизнес-стратегии. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2009. – 272 с.
40. Уикхэм, Филипп. Консалтинг в управлении проектами: пер. 2-го англ. изд. / Филипп Уикхэм. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 368 с.
41. Ульяновский А.В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. – СПб.: Питер, 2005. – 544 с.: ил. – (Серия «Маркетинг для профессионалов»)
42. Уорд Майкл. 50 методик менеджмента: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 200 с.: илл.
43. Фридаг Хервиг Р., Шмидт Вальтер. Сбалансированная система показателей: Практическое пособие: Пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 160 с.: ил.
44. Хоуп Д., Фрейзер Р. За гранью бюджетирования. / Джереми Хоуп, Робин Фрейзер. / Пер. с англ. – М.: Вершина, 2007. – 272 с.
7.2. Дополнительная литература
1. Арджирис К. Организационное научение: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2004. – ХLШ, 563 с. – (Серия «Менеджмент для лидера»).
2. Боярский А.И. Охотники за головами. Начало / Алексей Боярский. – М.: Вершина, 2006. – 216 с.: илл.
3. Брук Кони. Бал хищников. Подлинная история Drexel Burnham и взлёт империи «мусорных» облигаций. /Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. – 400 с.
4. Гайсельхарт, Хельмут. Обучающееся предприятие в ХХ1 веке. Пер. с нем. Н.В.Маловой. – Калуга: «Духовное познание», 2004. – 264 стр.
5. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 263 с.
6. Зуб А.Т. Антикризисное управление: Учебное пособие. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 319 с.
7. Ильин В.Н. Драматургия качественного полевого исследования. – СПб.: Интерсоцис, 2006. – 256 с. («Социополис»: Библиотека современного социогуманитарного знания)
8. Йеспер Кунде. Корпоративная религия. Создание сильной компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой: Изд. 2-е, испр. /Пер. с англ. Ершовой М, Терунова Е. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. – 2004
9. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей /Пер. с англ. – М.: ЗАО «олимп-Бизнес», 2004. – 416 с.: илл.
10. Карнэн Мэтью. Обновляйся или умри! Пер. с англ. – СПб.: «Крылов», 2004. – 384 с.
11. Коттер Дж.П. Впереди перемен / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 256 с.: илл.
12. Кузнецов А. Американский папа, русский папа. – М.: Ось-89, 2005. – 224 с. (Реальный успех)
13. Ллойд, Кен. Придурки на работе, или Осторожно: офисный планктон! / Кен Ллойд; пер. с англ. Д.А.Куликова. – М.: Вершина, 2008. – 336 с.
14. Маллинз Лори. Менеджмент и организационное поведение. Учебно-практическое пособие. Пер. с англ. Т. Цеханович и др. М.: Новое Знание. 2003. – 1039 с.
15. Менеджер спецназа. Как использовать в бизнесе принципы управления элитных войск. – М.: Издательство «Добрая книга», 2006. – 176 с.
16. Миллс Роджер. Компетенции. Карманный справочник. / Пер. с англ. – М.: HIPPO, 2004. – 128 с.
17. Моргенстерн Д. Самоорганизация по принципу «изнутри наружу». Система эффективной организации пространства, предметной среды, информации и времени. / Пер. с англ. – М.: Добрая книга, 2005. – 352 с.: ил.
18. Ниренберг Джерард. Работа над ошибками в бизнесе. / Пер. с англ. И.Ларионовой. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. – 382 с.
19. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: Учебное пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2005. – 317 с.
20. Паркин Маргарет. Сказки для тренеров. Как использовать сказки, истории и метафоры в обучении сотрудников. / Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2005. – 304 с.
21. Прохоров А.П. Русская модель управления. / А.П.Прохоров. – М.: Эксмо, 2007. – 384 с. – (Библиотека ЭКСПЕРТА)
22. Пэм Джонс. Управление эффективностью работы. Карманный справочник. / Пер. с англ. – М.: HIPPO, 2004. – 112 c.
23. Пэнди П.С. Путь шести сигм: практическое руководство для команды внедрения. / Питер С. Пэнди, Роберт П.Ньюман, Роланд Р.Кэвенес; Пер. с англ. Никитиной А.И, Панковой М.Ф., Финогенова М.С.; Науч. ред. Баженов А.Д., Арефьев А.О. – М.: Компания p.m. Office, 2005, - 424 с. С илл.
24. Савчук В.П. Диагностика предприятия: поддержка управленческих решений. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 175 с.: илл.
25. Саймон Герман. Скрытые чемпионы. / Пер. с нем.- М.: Дело, 2005. – 288 с.
26. Сборник кейсов: Опыт российских компаний. (Северо-Западный регион). / Под ред. С.П.Куща. – СПб.: Издательский Дом Санкт-Петербургского университета, 2003. – 232 с.
27. Сгрийверс Йооп П.М. Как быть крысой. Искусство интриг и выживания на работе. / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 192 с.
28. Серов А.Г. Ломать – не строить: инструкция по развалу бизнеса. / Андрей Серов. - М.: Вершина, 176 с.: ил.
29. Скотт Дж. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни: Пер. с англ. Э.Н.Гусинского, Ю.И.Турчанинова. – М.: Университетская книга, 2005. – 576 с.
30. Смирнова В.В. Реинкарнация сильнейших. Лирическая сказка об управлении кризисом в организации. / Вилена Смирнова. – М.: Вершина, 2006. – 272 с.: ил.
31. Страдвик Линда. Центры оценки и развития. Тренинг наблюдателей. Сборник упражнений для наблюдателей, ролевых игроков и экспертов. / Пер. с англ. – М.: HIPPO, 2003. – 270 с.
32. Стэнли Ф.Р. Искусство слияний и поглощений. / Стэнли Фостер Рид, Александра Рид Лажу. / Пер. с англ.; М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004
33. Траут Дж. Дифференцируйся или умирай! / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
34. Уокер, Джил. Сумасшедший босс: техника укрощения. / Джил Уокер; пер. с англ. Д.А.Куликова. – М.: Вершина, 2008. – 280 с.: ил.
35. Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в ХХ1 веке / Пер. с англ. – М.: Добрая книга, 2005. – 296 с.
36. Финкельштейн С. Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций: анализ и практические выводы. / Финкельштейн Сидни; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004
37. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / Фляйшер К., Бенсуссан Б. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 541 с.: илл.
38. Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., О Нил Д. Стратегическая гибкость. / Пер. с англ.- СПб: Питер, 2005. – 384 с.: ил. – (Серия «Теория менеджмента»)
39. Хэнди Ч. Слон и блоха. Будущее крупных корпораций и мелкого бизнеса. / Чарльз Хэнди. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004 – 204 с.
40. Шмит, Бернд, Роджерс, Дэвид, Вроцос, Карен. Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений. Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 400 с.: ил.
Планы семинарских занятий.
Семинар № 1.