Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства
Эти темы — особенные для 8 класса. Расширение понятий
о числе и функциях.
Формирование навыка решения квадратных уравнений, чис-ловых и линейных неравенств. Чтобы достичь опорного уровня, необходимо больше времени уделять повторению, обобщению
и систематизации учебного материала, чтобы ученик с невысоким уровнем математической подготовки адаптировался к изучению нового материала на следующей ступени обучения.
Изучение алгебры в 9 классе Квадратичная функция
Курс алгебры в 9 классе начинается с темы «Квадратичная функция», на изучение которой отводится 28 часов. Вводное по-вторение отдельно не планируется, а включается в уроки изучения нового материала.
На первых уроках актуализируется понятие «функция» с по-
мощью примеров изученных ранее функций: y = kx + b, y = x2,
y = x3, Обобщая изученный материал на конкретных при-мерах, иллюстрированных графиками приведенных функций, формулируются общие свойства функций, такие как область определения функции, область значений функций, возрастание
и убывание, нули функции, промежутки знакопостоянства функ-ции. Затем эти свойства анализируются для любых функций. Со-ставляется алгоритм исследования функций. Опорой для работы по этой теме служат готовые графики функций.
Сложность выполнения заданий учащимися состоит в том, что у большинства учащихся вследствие основного заболевания
нарушены пространственные представления и координация движе-ний, что отражается на работе с прямоугольной системой координат. Снять напряжение при этом помогают крупный рисунок, готовый единичный отрезок, частично выполненное построение. Способ-ствовать формированию навыков чтения графиков функции помога-ют карточки с рисунками, тетради с печатной основой или отдельно напечатанные задания с рисунком, плакаты, использование компью-терных технологий для проведения тестов и контрольных работ.
Изучение тем « Квадратный трехчлен » и «Разложение ква-дратного трехчлена на множители» (5 ч) подготовит учащихся
к дальнейшему изучению свойств квадратичной функции. На дан-ном этапе повторяются тема «Решение квадратных уравнений», формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения. Для работы с формулами полезно видеть их постоянно перед собой, так как учащиеся коррекционной школы имеют кратковременную память. Формулы дискриминанта D = b2 – 4a и корней квадрат-
ного уравнения вывешиваются на дополнительную
доску «К уроку» или раздается справочный материал, накоплен-ный за годы учебы. Работа в классе по этой теме часто происхо-дит фронтально, проговариваются разные способы нахождения корней квадратного уравнения, включая использование прямой
и обратной теорем Виета для нахождения корней или проверки полученных корней; комментируются и вычисления. Некоторые сложности возникали с воспроизведением способов решения не-полных квадратных уравнений. Здесь следует обратить внимание на нерациональность применения формул в легких случаях. От-работка этих затруднений носит индивидуальный характер.
Новая формула разложения квадратного трехчлена на мно-
жители ax2 + bx + c = a(x – x1)(x – x2) закрепляется в самостоятель-
ных упражнениях, на первых этапах часто используется шаблон ax2 + bx + c = a(x – ...)(x – ...),для заполнения которого необходимотолько вычисление корней квадратного трехчлена.
Изучение функции y = ax2 + bx + c проводится по составленному ранее алгоритму.
Построение графиков квадратичной функции: y = ax2, y = ax2 + n, y = a(x – m)2, y = a(x – m)2 + n в основном проводим с помощью ша-
блонов (шаблонной линейки) y = x2, y = 2x2, посредством па-
раллельных переносов вдоль осей Ох или Оу.
Обобщая изученный материал, подводим учащихся к алгоритму построения графика квадратичной функции y = ax2 + bx +c. При этом следует уделять внимание формированию умения указывать коор-динаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы. При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.
Ведущей целью при изучении этого учебного материала ста-вится умение описать этапы построения, схематичного изобра-жения от руки графика квадратичной функции, принимая во вни-мание значительные двигательные нарушения у детей вследствие ДЦП. А следовательно, ответы на вопросы о преобразовании гра-фиков функций вообще носят описательный характер. Возмож-ность использования ИКТ на уроках алгебры существенно облег-чает работу по данной теме.
Основная цель —выработать представление о построении графи-ка квадратичной функции и применять графические представления для решения неравенств второй степени с одной переменной.
При изучении темы «Степенная функция» (3 ч) основной це-лью является введение понятия корня n-й степени. В данной теме продолжается изучение свойств функции: выводятся понятия чет-ной и нечетной функции, рассматриваются (повторяются) свойства степенной функции с натуральным показателем. Изучение корней ограничивается введением понятия корня n-й степени и выполне-ния заданий на вычисление корней n-й степени, в частности, ку-бических корней. Свойства корней n-й степени, понятие степени
с рациональным показателем и ее свойства не изучаются. Этот ма-териал будет рассмотрен в старшей школе.
Уравнения и неравенства
Основная цель —выработать умение решать простейшие систе-мы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными,
и решать текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобще-ние и углубление сведений об уравнениях. Даются понятия цело-го рационального уравнения и его степени. Учащиеся знакомятся с решением уравнений третьей и четвертой степени с помощью раз-ложения на множители и введения вспомогательной переменной.
170 171
Метод решения уравнений путем введения вспомогательной пере-менной будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.
В данной теме завершается изучение уравнений с двумя перемен-ными и их систем. Вводится уравнение окружности (x – a)2 + (y – b)2 = r2. Рассматриваются системы, содержащие уравнения второй степени
с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно уравнение первой степени, а другое — второй. Из-вестный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее
применение и позволяет сводить решения таких систем к реше-
нию квадратного уравнения. Решение систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, не явля-ется обязательным и может быть рассмотрено только на неслож-ных примерах.
С помощью графических представлений можно наглядно по-казать учащимся, что система двух уравнений с двумя переменны-ми второй степени может иметь одно, два, три, четыре решения, а может и вовсе не иметь решений.
Важно обратить внимание учащихся на то, что математиче-ский аппарат, охваченный данной темой, позволяет существен-но расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых
с помощью систем уравнений.
Основные трудности при изучении этой темы связаны с боль-шим объемом записей, что остается значительной преградой для детей с последствиями заболевания ДЦП. Чтобы не потерять цель, поставленную на уроке, по нашему опыту рекомендуется суще-ственно сокращать объем письменных работ. Переносить выполне-ние части задания в устную работу, обсуждая план решения (алго-ритм), используемые формулы, правила и свойства при решении алгебраических уравнений и неравенств. Для экономии времени на уроке задания даются в виде шаблонов, где часть письменной работы выполнена, — например, напечатано условие, начало ре-шения, которое следует закончить. Используются приемы анали-за приведенного текста решения — «найди ошибку». При решении дробно-рациональных уравнений, связанных с большим объемом преобразований, особо обращаем внимание на проверку получен-ных корней уравнения. При решении систем уравнений обсужда-ем приемы решения, при этом акцентируем внимание на выборе наиболее рационального способа.
Не секрет, что вычислительные навыки у большинства учащих-ся находятся на весьма низком уровне, что сводит на нет всю само-стоятельную работу по решению уравнений и их систем. Здесь необ-ходимы постоянный контроль и помощь учителя, систематическое обучение самоконтролю и рефлексии при выполнении заданий. Про-ведение на уроках небольших самостоятельных работ (1–2 задания)
с обязательной проверкой в классе с помощью готовых ответов или полных верных решений способствует формированию рефлективных навыков по нахождению места и причины ошибок.
Формирование умений решать неравенства вида ax2 + bx + c > 0, ax2 + bx + c < 0,где a ≠ 0,осуществляется с опорой на сведения о гра-фике квадратичной функции (направление ветвей параболы, ее расположение относительно оси ОХ).
Прогрессии
Основная цель —дать понятия об арифметической и геометриче-ской прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
В начале изучения темы разъясняется смысл понятий «после-довательность», «n-ый член последовательности», вырабатыва-ется умение использовать индексные обозначения. Эти сведения используются при введении понятий арифметической и геоме-трической прогрессий, выводе формул n-го члена и суммы n пер-вых членов для каждой из прогрессий. При изучении темы можно ограничиться только одной формулой для нахождения суммы n первых членов арифметической прогрессии, а именно
(см. Приложение 1)
Для геометрической прогрессии достаточно рассмотреть одну
формулу суммы n первых членов прогрессии .
При выполнении упражнений основное внимание уделяется за-даниям, связанным с непосредственным применением изучаемых формул, а также задачам практического содержания. Сведения
о бесконечно убывающей геометрической прогрессии не являются обязательными. Сложность данных тем — в большом количестве используемых формул. Имея в виду нарушенные функции мыш-ления у большинства учащихся, для выбора нужной формулы ре-комендуется открыто использовать справочные материалы всеми доступными способами.
Элементы комбинаторики и теории вероятностейРекомендуем рассмотреть обзорно на интересных задачах, ил-
люстрируя математический аппарат в особых разделах математи-ки: теории информации, линейном программировании.
Итоговое повторение
Основная цель —обобщение и систематизация полученных зна-ний в течение года, корректировка пробелов и ошибок. Подготовка к следующему этапу обучения.
На уроках итогового повторения возможно проведение не-стандартных уроков, презентаций, проектных работ, где в нетра-диционной форме происходит обобщение и закрепление учебных знаний, умений и навыков, установление межпредметных связей и устойчивого интереса к математике.
Приложение
Урок алгебры в 9а классе
Учитель высшей категории Толстикова Ольга Алексеевна Информационная карта урока № 3/4 Модуль № 3 «Арифметическая прогрессия»
Тема: «Формулаn-го члена арифметической прогрессии»
Тип урока: комбинированный
Микроцели урока
Для ученика | Для учителя | |
1. Учиться находить место затрудне- | Коррекционные: | |
ния и ошибки в домашнем задании | – тренировать способность рабо- | |
2. Знать определение арифметиче- | тать по алгоритму (по формулам); | |
ской прогрессии и способ нахожде- | – развивать и корректировать мысли- | |
ния членов арифметической про- | тельные процессы: память, внимание, | |
грессии по формуле | анализ, синтез, сравнение, логику; | |
– развивать речь учащихся; | ||
3. Уметь работать с формулой n-го | ||
члена арифметической прогрессии | – развивать способность к самосто- | |
при решении задач на нахождение | ятельной работе; | |
– развивать рефлексивные способ- | ||
недостающих членов прогрессии; раз- | ||
ности прогрессии и ее первого члена | ности учащихся | |
Для ученика | Для учителя |
4. Тренировать способность рабо- | Образовательные: |
тать самостоятельно | – проверить сформированность по- |
5. Учиться проводить рефлексию | нятия арифметической прогрессии |
и характеристического свойства ее | |
членов; | |
– формировать умение работать | |
с формулой n-го члена арифмети- | |
ческой прогрессии, решая задачи | |
на нахождение недостающих чле- | |
нов арифметической прогрессии, | |
разности прогрессии, первого чле- | |
на прогрессии; | |
– проверить уровень сформирован- | |
ности знаний и навыков по теме | |
Воспитательные: | |
– прививать аккуратность при веде- | |
нии записей в тетрадях; | |
– развивать коммуникативные спо- | |
собности; | |
– развивать интерес к математике | |
для успешной учебы | |
Опорные понятия, термины | Новые понятия, термины |
Арифметическая прогрессия, раз- | |
ность (d) арифметической прогрес- | |
сии, формула n-го члена арифмети- | |
ческой прогрессии, характеристи- | |
ческое свойство членов арифмети- | |
ческой прогрессии |
174 175
Этапы урока, форма, | Обратная связь | ||||
Методический инструментарий | (Деятельность | ||||
краткое содержание | |||||
обучающихся) | |||||
1. Самоопределение | Задание, в котором возникли затруднения, — на доске | 1. Устные ответы уча- | |||
обучающихся | щихся, рефлексия до- | ||||
(Вопросы: какую тему изуча- | машней работы; на- | ||||
ем? Что уже умеем делать по | Формулы арифметической прогрессиина доске | строй на учебную де- | |||
этой теме? Какие формулы вы | ятельность | ||||
использовали во время выпол- | |||||
нения домашней работы? Где | d = an+1 – an | ||||
вы испытывали затруднения?) | |||||
Проверка домашней | an = a1 d(n – 1) | ||||
работы. | |||||
Устная работа с опорой | |||||
на формулы | |||||
2. Актуализация знаний и навы- | Задания на доске: | 2. Фронтальная | |||
ков учащихся, необходимых для | 1. Какие последовательности являются арифметиче- | работа | |||
работы на уроке | скими прогрессиями? | ||||
а) 3; 7; 11; 15; … | |||||
б) 1; 2; 3; 4; 5; … | |||||
в) –4; –2; 0; 4; 8; … | |||||
г) 0; –1; 1; –2; 2; … | |||||
Сформулировать определение арифметической прогрессии. | |||||
Этапы урока, форма, | Обратная связь | |||
Методический инструментарий | (Деятельность | |||
краткое содержание | ||||
обучающихся) | ||||
2. Найти неизвестные члены прогрессии: | ||||
÷ (án) : a1; a2; – 19; – 12; a5; ... | ||||
Как найти предыдущий член арифметической прогрессии? | ||||
Как найти последующий член арифметической прогрессии? | ||||
3. План к решению задачи № 349, аналогичной в домаш- | ||||
нем задании: | ||||
а) Значения пути, пройденного телом в каждую следу- | ||||
ющую секунду, составляют арифметическую прогрес- | ||||
сию с разностью… (d = ?); | ||||
б) Найдем а8: | ||||
а8 = a1 + d(8 – 1) = ... | ||||
3. Обобщение знаний об ариф- | Задание на доске: | 3. Подводящий диалог. | ||
метической прогрессии | Дано: арифметическая прогрессия | Устные ответы | ||
учащихся | ||||
(án) : –21; – 18; ... | ||||
4. Тренировочные упражнения | Найти, под каким номером в эту прогрессию входит | 4. Письменная рабо- | ||
число 0? | та с комментариями | |||
Задача № 349 (учебник, с. 87) | ||||
Продолжение таблицы | |||||||
Этапы урока, форма, | Обратная связь | ||||||
Методический инструментарий | (Деятельность | ||||||
краткое содержание | |||||||
обучающихся) | |||||||
Индивидуальное задание: | |||||||
Используя формулу | , найдите неизвестные | ||||||
члены арифметической прогрессии: | |||||||
4; _; 8; _; 12; 14; 16;... | |||||||
5. Самостоятельная работа | Задания по уровням на листках: | 5. Самостоятельное | |||||
Самостоятельная работа | выполнение задания | ||||||
Уровень I | на листках | ||||||
1. В арифметической прогрессии (an) известны a1 = 3, | |||||||
d = 4. Найти a11. | |||||||
2. Найти разность арифметической прогрессии (yn), | |||||||
если y1 = 12, y5 = 18. | |||||||
Решение. | |||||||
y | = 18; | ||||||
y55 | = y1+ d(4–1) | ||||||
Подставим известные значения для y5 и y1 и получим | |||||||
уравнение …………….......... | |||||||
Решим уравнение и найдем разность d. | |||||||
ОТВЕТ: | |||||||
Этапы урока, форма, | Обратная связь | |||
Методический инструментарий | (Деятельность | |||
краткое содержание | ||||
обучающихся) | ||||
3. В арифметической прогрессии (xn) x1 = 3 и d = 2. | ||||
Найти номер члена прогрессии, равного 49. | ||||
Решение. | ||||
В формулу n-го члена хn=x1+ d (n-1) | ||||
подставим значения x1 = 3 и d = 2. | ||||
Получим уравнение: ………………………… | ||||
Решим его и найдем значение n. | ||||
ОТВЕТ: | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Уровень II | ||||
1. В арифметической прогрессии (bn) известны b1 = 3, | ||||
d = 4. Найти b7 и b11. | ||||
2. Найти разность арифметической прогрессии (аn), | ||||
если a1 = 5, a8 = –1,3. | ||||
Решение: | ||||
a | = –2,3; | |||
a88 | = а1+ d(8–1). | |||
Подставим известные значения для а8 и а1 и получим | ||||
уравнение…………….......... | ||||
Решим уравнение и найдем разность d. | ||||
ОТВЕТ: | ||||
Продолжение таблицы | Обратная связь(Деятельность | обучающихся) | 6. Рефлексия выпол- | нения самостоятель-нойработы(устно).Оценкасобственнойдеятельности | 7. Возможные вопро- | сы по домашнему за- | данию | ||
Методическийинструментарий | 3.Варифметическойпрогрессии(x | Найтиномерчленапрогрессии,равного | Готовыеответыкзаданиямпоуровнямнакарточках | (илинадоске)—длявизуальногоконтроля | 1)учебник:§7,п.16,с.88,№350; | 2)заданиевтетради:найтисумму100первыхнату- | ральныхчисел | ||
= 11 и d = 0,5. | 34. | ||||||||
) x | |||||||||
n | |||||||||
Этапы урока, форма,краткоесодержание | 6. Подведение итогов урока | 7. Домашнее задание с коммен- | тированием | ||||||
Урок алгебры в 9а классе
Учитель высшей категории Толстикова Ольга Алексеевна
Информационная карта урока № 3/8
Модуль № 3 «Арифметическая прогрессия»
Тема: «Формула суммы n первых членов арифметической про-грессии»
Для ученика | Для учителя | |
1. Учиться находить место за- | Коррекционные: | |
труднения и ошибки в домаш- | – тренировать способность работать | |
нем задании | по алгоритму (по формулам); | |
2. Познакомиться с выводом | – развивать и корректировать мысли- | |
формулы суммы n первых чле- | тельные процессы: память, внимание, | |
нов арифметической прогрессии | анализ, синтез, сравнение, логику; | |
– развивать речь учащихся; | ||
3. Научиться работать с фор- | ||
мулой суммы n первых членов | – развивать рефлексивные способно- | |
арифметической прогрессии при | сти учащихся | |
решении задач | ||
Образовательные: | ||
– актуализировать знания формул ариф- | ||
метической прогрессии; | ||
– вывести новую формулу суммы n пер- | ||
вых членов арифметической прогрессии; | ||
– формировать умение работать с фор- | ||
мулой суммы | ||
Воспитательные: | ||
– прививать аккуратность при ведении | ||
записей в тетрадях; | ||
– прививать уважительное отношение | ||
к учебному труду; умение выражать | ||
и обосновывать свое мнение; | ||
– развивать интерес к математике, рас- | ||
ширять научное мировоззрение | ||
Опорные понятия, термины | Новые понятия, термины | |
Арифметическая прогрессия, | Формула суммыnпервых членов | |
разность (d) арифметической | арифметической прогрессии | |
прогрессии, формула n-го члена | ||
арифметической прогрессии |
Домашнее задание: Учебник: § 7, п. 17, с. 89–91, №№3 70б)
371 а) или 373.
180 181
Этапы урока | Методический инструментарий | Обратная связь | ||
1. Самоопределение учащихся. | Презентация, слайд 3–4 (или задание на доске) | 1. Устные ответы | ||
Проверка домашней работы | учащихся | |||
Задача № 350 | ||||
Поезд, отойдя от станции, равномерно увеличивал скорость | ||||
на 50 м в минуту. Какова была скорость поезда в конце двад- | ||||
цатой минуты? | ||||
Решение: | ||||
Последовательность чисел: 50; 100; 150; … является арифме- | ||||
тической прогрессией. | ||||
Поэтому можно считать, что: | ||||
Дано:(аn) — арифметическая прогрессия, | ||||
а1 = 50; d = 50. Найти: а20 =? | ||||
Решение. | ||||
По формуле n-го члена найдем а20: | ||||
а20 = а1 + d(20 – 1) = 50 + 50 × 19 = 1000. | ||||
Значит скорость поезда в конце 20-й минуты равна 1000 м/мин. | ||||
1000 м/мин = 1000 × 60 : 000 км/ч = 60 км/ч | ||||
Ответ: 60 км/ч. | ||||
2. Актуализация знаний и на- | Презентация, слайд 5–6 (или задание на доске) | 2. Фронтальная | ||
выков учащихся, необходимых | работа | |||
для новой темы | Задание 2 | |||
Является ли последовательность 1; 2; 3; 4; …; 100. | ||||
арифметической прогрессией? | ||||
Этапы урока | Методический инструментарий | Обратная связь | ||
3. Вывод новой формулы суммы | ........................................... | 3. Подводящий | ||
n первых членов арифмети- | Из домашнего задания: | диалог | ||
ческой прогрессии на основе | Найдите сумму натуральных чисел от 1 до 100. | Запись темы на до- | ||
домашней задачи. | ||||
1 + 2 + 3 + 4 + … + 100 = ? | ске и в тетрадях | |||
Ответ: 5050. | Визуальное и вер- | |||
Исторические сведения | Иоганн Карл Фри́дрих Га́усс (нем. Johann Carl Friedrich Gauß); | |||
по теме | 1777–1855 — немецкий математик, астроном и физик, счи- | бальное закрепле- | ||
тается одним из величайших математиков всех времен, «ко- | ние нового мате- | |||
ролем математиков». | риала | |||
Знакомство с решением Гаус- | «Формула суммы n первых членов | |||
сом задачи. Формулировка | арифметической прогрессии» | |||
темы урока | ||||
Доказательство новой формулы | Презентация, слайд 10 | |||
Формула суммы n первых членов арифметической про- | ||||
грессиина доске. | ||||
4. Тренировочные упражнения | Примеры на доске, презентация, слайд 11–12 | 4. Устные ответы | ||
Задача 1 | учащихся | |||