Обработка растровой графики в Adobe PhotoShop

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к лабораторному практикуму по дисциплине

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Ставрополь 2013

 
  Обработка растровой графики в Adobe PhotoShop - student2.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Лабораторная работа № 1

Обработка растровой графики в Adobe PhotoShop.................................. 4

Лабораторная работа № 2

Обработка векторной графики в Adobe Illustrator.................................... 13

Лабораторная работа № 3

Обработка данных средствами электронных таблиц MS Excel .......... 23

Лабораторная работа № 4

Работа с базами данных в среде СУБД Microsoft Access .................... 44

Лабораторная работа № 5

Глобальная сеть Internet и создание Web-документов.......................... 58

Лабораторная работа № 6

Приемы и методы работы со сжатыми файлами.................................... 71

Список литературы........................................................................................... 87

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Обработка растровой графики в Adobe PhotoShop

Цель работы

Целью работы является изучение принципов обработки графических данных и приобретение навыков работы с пакетом растровой графики Adobe PhotoShop.

Инструменты редактора Adobe Photoshop

Панель инструментов является основным (хотя и не единственным) средством для работы с изображениями. Основные инструменты объединены в четырех группах значков на панели инструментов.

Особенностью панели инструментов программы Photoshop является наличие альтернативных инструментов. Значки таких инструментов имеют специальную метку в виде маленького треугольника. Задержите указатель на таком значке при нажатой кнопке мыши, и откроется линейка с дополнительными инструментами.

1. Первую группу значков составляют инструменты для работы с объектами. С помощью инструментов Область и Лассо можно выделять области изображения, а с помощью инструмента Перемещение – передвигать выделенные области и копировать их. Инструмент Волшебная палочка служит для автоматического выделения области по признаку цветового подобия. Волшебную палочку и Лассо применяют для выполнения операций обтравки – точной обводки сложных контуров графических объектов.

2. Группа инструментов, предназначенных для рисования, включает такие традиционные инструменты как Аэрограф, Кисть, Карандаш и Ластик. Инструмент Штамп применяют для операции набивки, с помощью которой удобно восстанавливать поврежденные элементы рисунка (например, старой фотографии), копируя небольшие части изображения с неповрежденных участков. Инструмент Палец имитирует сдвиг сырой краски и используется для операции размывка. Инструменты с альтернативным выбором Размытие / Резкость позволяют управлять резкостью отдельных участков, а инструменты группы Осветлитель / Затемнитель / Губка служат для местной регулировки яркости и цветовой насыщенности. Губка имитирует операцию отмывки.

3. Инструменты третьей группы предназначены для создания новых объектов, в том числе и текстовых. Перо и его альтернативные инструменты предназначены для создания и редактирования плавных криволинейных контуров. Инструментом Текст выполняют надписи. При этом используются шрифты, установленные в системе Windows. Инструмент Линия предназначен для рисования отрезков прямых. Инструменты Заливка и Градиент служат для заливки выделенных участков одним из основных цветов или с плавным переходом между цветами. Точно выбрать цвет из числа уже используемых цветов позволяет инструмент Пипетка (задание цвета по образцу).

4. Последнюю группу составляют инструменты управления просмотром. Инструмент Масштаб позволяет работать с увеличенными фрагментами рисунка, а инструмент Рука используют для перемещения рисунка, выходящего за пределы окна программы.

Инструментальные палитры

В программах, выпущенных компанией Adobe, часто используются диалоговые окна особого вида. Они называются палитрами и имеют некоторые общие элементы управления. Палитры служат для настройки действия основных инструментов и для операций с изображением и его файлом (в этом случае они сами играют роль инструментов).

1. Графический редактор Photoshop имеет десять палитр. У каждой палитры свое назначение.

2. Доступ к палитрам открывается из строки меню. Пункт Окно содержит группу пунктов Спрятать.../ Показать... С их помощью происходит управление отображением палитр. Держать все палитры на экране одновременно незачем. По ходу работы ненужные палитры можно удалять с экрана.

3. Щелчком на сворачивающей кнопке палитра сворачивается, оставаясь на экране (при этом видны корешки вкладок).

4. Щелчок на закрывающей кнопке удаляет палитру с экрана. Повторный вызов палитры на экран выполняют командой Показать... в меню Окно.

5. Щелчок на треугольной стрелке справа позволяет вызвать дополнительное контекстное меню, с помощью которого палитру можно настраивать или расширять ее возможности.

6. Некоторые палитры имеют командные кнопки, раскрывающиеся списки, поля ввода и другие элементы управления. Их назначение поясняет всплывающая подсказка, которая возникает, если задержать указатель мыши над интересующим элементом.

7. Основным отличием палитр от обычных диалоговых окон системы Windows является возможность компоновки рабочей среды по собственному вкусу. Палитры можно перемещать на экране обычным перетаскиванием с помощью мыши. Можно монтировать новые палитры, подцепив указателем за корешок одну из вкладок палитры и перетащив ее в другую палитру. Если вкладку расположить на свободном месте экрана, она становится независимой палитрой.

Функции палитр

Палитра Кисти

Палитра Кисти является одной из основных. Ее особенность в том, что относится она не только к «кистям», а ко всем инструментам, предназначенным для редактирования. Эта палитра позволяет настроить зону действия текущего инструмента (для кисти это соответствует ее диаметру).

Поскольку задавать или изменять размер зоны действия инструмента приходится очень часто, стоит расположить палитру Кисти в наиболее удобном месте. Размеры и параметры всех имеющихся кистей могут быть отредактированы.

Вход в режим редактирования кисти выполняют двойным щелчком на ее изображении в палитре. Щелчок при нажатой клавише CTRL уничтожает кисть. Двойной щелчок на свободном месте палитры открывает диалоговое окно формирования новой кисти. Кисть с новыми свойствами добавляется в палитру.

Палитра Параметры

Для редактирования свойств текущего инструмента служит палитра Параметры. Ею приходится пользоваться столь часто, что для ее вызова есть особенно удобное средство. Палитру можно открыть двойным щелчком на значке инструмента в панели инструментов. Состав элементов управления палитры зависит от того, какой инструмент выбран в данный момент.

Палитра Инфо

Эта панель служит для информационных целей. Сведения, представленные в ней, имеют непосредственное отношение к обрабатываемому элементу изображения. Здесь отображаются текущие координаты указателя мыши в заданных единицах измерения, размер текущей выделенной области, цветовые параметры точки (в разных цветовых системах) и другая полезная информация. Поэтому палитру Инфо, как и палитру Кисти, стоит держать открытой постоянно, расположив ее в удобном месте экрана.

Порядок выполнения работы

Задание 1. Изменение динамического диапазона изображения

1. Запустите программу Adobe Photoshop, откройте файл Skull.tif (Файл / Открыть). Этот файл входит в состав образцов, поставляемых с программой, и находится в папке /Adobe Photoshop / Goodies / Samples.

2. Оцените динамический диапазон изображения, то есть разброс между минимальной и максимальной яркостью. Для этого откройте окно Уровни (Изображение / Коррекция / Уровни). По гистограмме снимка видно, что практически отсутствуют самые темные полутона, то есть изображение не охватывает доступный динамический диапазон.

3. Расширьте динамический диапазон изображения. Для этого щелкните на кнопке Авто. Граничные движки уровней сместятся к центру – левый на уровень 22, правый на уровень 252. Снимок станет более контрастным.

4. По гистограмме видно, что область темных тонов значительно превосходит область светлых тонов – снимок выглядит темным. Для исправления изображения выполните гамма-коррекцию. Откройте диалоговое окно Кривые (Изображение / Коррекция / Кривые). Указателем мыши перетащите середину гамма-кривой вниз, «подтягивая» полутона к более светлым. При этом окончания кривой (то есть границы динамического диапазона) остаются неизменными. Регулируя кривизну линии, добейтесь наиболее сбалансированной яркости и контрастности. Зафиксируйте результат щелчком на кнопке Да.

5. Испытаем другой способ гамма-коррекции – с помощью диалогового окна Уровни. В среднем окне поля Входные значения установим гамма-коэффициент, больше единицы. Или переместим средний движок влево, отслеживая изменения гамма-коэффициента. Таким способом добиваемся повышения качества изображения.

Задание 2. Ретушь изображения

1. Запустите программу Adobe Photoshop, откройте файл Skull.tif (Файл / Открыть)

2. Выделите слишком темный участок снимка. Выберите инструмент Лассо, в палитре Параметры установите флажок Сглаживание и задайте значение растушевки 4 пиксела. Инструментом Лассо выделите темную область в левом верхнем углу изображения.

3. Для осветления выделенной области откройте диалоговое окно Уровни (Изображение / Коррекция / Уровни) и щелкните на кнопке Авто. Выделенный участок изображения осветляется, и на нем прорисовываются невидимые ранее детали. Перемещая движки, добейтесь такой яркости и контрастности изображения, чтобы тень исчезла.

4. Удалите «ненужную деталь» изображения – правый рог. Для этого воспользуйтесь инструментом Штамп. Процесс заключается в забивке ненужной детали с помощью инструмента Штамп переносом фрагментов соседних областей рисунка (изображения доски). В палитре Кисть выберите подходящий размер штампа. Установите указатель мыши на исходный участок изображения (доска) и, удерживая клавишу ALT, щелкните мышью, фиксируя зону, с которой будет происходить перенос изображения. Исходная точка в момент щелчка отмечается крестообразным маркером. Переместите указатель мыши на ближайший край рога и щелчками закрасьте рог. При необходимости изменяйте исходную точку щелчком с нажатой клавишей ALT.

5. Действуя аналогичным образом, с помощью инструмента Штамп удалите тень от правого рога.

6. Выполните местную коррекцию резкости. Выберите инструмент Резкость. В палитре Кисть выберите подходящий размер области действия инструмента. Проведите улучшение резкости черепа для усиления рельефности деталей – изображение станет выразительнее.

Задание 3. Использование фильтров

1. Запустите программу Adobe Photoshop, откройте файл Skull.tif (Файл / Открыть / Имя файла).

2. Удаляем пыль и царапины со снимка. Дадим команду Фильтр / Шум / Ретушь. Обратите внимание, что фильтр сглаживает границы элементов изображения. Он удобен при ретуши старых, поврежденных снимков и воздействует на всю поверхность изображения.

3. Повышаем резкость изображения. Дадим команду Фильтр / Резкость / Резкость по краям. Обратите внимание, что фильтр воздействует только на границы перехода между элементами изображения разной яркости.

4. Проведите эксперименты с фильтрами группы Имитация.

5. Проведите эксперименты с фильтрами группы Освещение.

Задание 4. Обтравка изображения

1. Запустить программу Adobe Photoshop, откройте файл Skull.tif (Файл / Открыть / Имя файла).

2. Процесс точного выделения элемента изображения называют обтравкой. Выберите инструмент Многоугольное Лассо. На палитре Параметры установите нулевую величину Растушевки.

3. Обведите как можно точнее инструментом Многоугольное Лассо контур черепа. За один прием это сделать практически невозможно, поэтому поправьте контур инструментом Лассо при нажатых клавишах SHIFT (для добавления области выделения к первоначальной) или ALT (для вычитания области выделения из первоначальной).

4. Испытайте альтернативный способ выделения области на изображении. Выберите инструмент Волшебная палочка. Установите на палитре Параметры в поле Допуск значение 24. Щелкая инструментом, выделите глазницы черепа. Для добавления или исключения областей выделения удерживайте в момент щелчка клавиши SHIFT или ALT.

5. Выполните окончательную корректировку выделенной области с помощью инструмента Лассо.

6. Обтравочный контур может храниться в том же файле, но отдельно от изображения. Для этого предназначены каналы. В палитре Каналы щелкните на кнопке сохранения выделенной области в новом канале. В окне палитры появляется миниатюра с изображением обтравочного контура. Загрузку контура из канала производят щелчком на его изображении при нажатой клавише CTRL

Задание 5. Составление композиции в программе Adobe Photoshop

1. Запустите программу Adobe Photoshop, откройте файлы Skull.tif и Big Sky.tif (Файл / Открыть).

2. Улучшите динамический диапазон изображения Big Sky.tif. (Изображения / Коррекция / Уровни / Авто).

3. Выберите инструмент Многоугольное лассо, в файле Skull.tif выполните обтравку черепа.

4. Создайте канал для контура обтравки в изображении Skull.tif. Для этого щелкните в палитре Каналы на кнопке сохранения контура в новом канале.

5. Улучшите динамический диапазон выделенного изображения черепа (Изображения / Коррекция / Уровни / Авто).

6. Выполните гамма-коррекцию выделенного изображения черепа, задав коэффициент 0,5 (Изображения / Коррекция / Уровни).

7. Примените фильтр сильного повышения резкости к выделенному изображению черепа (Фильтры / Резкость / Резкость больше).

8. Скопируйте изображение черепа в буфер обмена (Редактирование / Копировать).

9. Вклейте изображение черепа из Skull.tif на новый слой изображения Big Sky.tif (Редактирование / Вклеить).

10. Установите на палитре Слои уровень прозрачности нового слоя 50%.

11. Поэкспериментируйте с режимом совмещения слоев с помощью раскрывающегося списка в палитре Слои.

12. Попробуйте действие различных фильтров, применяя их раздельно к слоям с облаками и черепом. Запишите названия и параметры примененных фильтров.

4. Контрольные вопросы

1. Для чего предназначены растровые графические редакторы?

2. Какие источники графических изображений для обработки в графическом редакторе вы знаете?

3. Какие форматы графических файлов вы знаете? В чем состоит особенность применения названных вами форматов?

4. Что такое альтернативные инструменты графического редактора? Как получить к ним доступ?

5. Что обозначает понятие палитра в графическом редакторе Adobe PhotoShop?

6. Для чего нужна операция обтравки? Какими инструментами она выполняется?

7. Что такое динамический диапазон изображения? Какими средствами его можно регулировать?

8. Какими средствами можно изменить местное значение яркости или контрастности?

9. Для чего нужна операция набивки изображения? Каким инструментом она выполняется?

10. При обработке изображения требуется выполнить заливку выделенного контура специально подобранным цветом, соответствующим одному из цветов, имеющихся в изображении. Каким инструментом можно определить и установить этот цвет?

11. Что такое фильтры? Для чего они применяются?

12. Дополнительные фильтры для редактора можно приобрести на компакт-диске или получить их из сети Интернет. Как установить их на компьютере (как выполнить подключение расширения к редактору)?

13. Что такое каналы? Что можно сохранить в файле изображения с помощью каналов?

14. Что такое слой? При проведении каких операций используется работа со слоями? Какой формат файлов позволяет хранить многослойное изображение?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Цель работы

Целью работы является изучение принципов обработки графических данных и приобретение навыков работы с пакетом векторной графики Adobe Illustrator.

Основные понятия векторной графики

Основным объектом векторной графики является линия. При этом прямая линия рассматривается как частный случай кривой. Иногда вместо понятия линии используется понятие контур. Этот термин более полно отражает суть, поскольку контур может иметь любую форму – прямой, кривой, ломаной линии, фигуры.

Каждый контур имеет две или более опорных точек, также именуемых узлами. Элемент контура, заключенный между двумя смежными опорными точками, называют сегментом контура. Форму контура меняют перемещением опорных точек, изменением их свойств, добавлением новых и удалением имеющихся узлов. Контур может быть открытым или замкнутым – когда последняя опорная точка одновременно является и первой. Свойства замкнутых и открытых контуров различны.

Контур является элементарным графическим объектом. Из контуров создают новые объекты или их группы. С несколькими контурами выполняют операции группировки, комбинирования, объединения. В результате образуются соответственно: группа объектов, составной контур, новый контур. После операции группировки каждый контур сохраняет свои свойства и принадлежащие ему узлы. После операции комбинирования составной контур приобретает новые свойства, но узлы остаются прежними. После операции объединения образуются новые узлы и меняются свойства исходных контуров.

Параметры обводки контура определяют его вид при отображении. К ним относятся:

• толщина линии;

• цвет линии;

• тип линии (сплошная, пунктирная и прочие);

• форма концов (со стрелкой, закругленные и прочие).

Замкнутые контуры обладают особым свойством – заливкой, то есть параметрами заполнения охватываемой области. Заливка также является объектом и обладает собственным набором свойств. Различают несколько типов заливки:

• заливка основным цветом, то есть, заполнение внутренней области избранным цветом;

• градиентная заливка – заполнение двумя цветами с плавным переходом между ними;

• текстурная заливка – заполнение узором с регулярной структурой;

• заливка изображением-картой – заполнение готовым растровым изображением, называемым картой.

Порядок выполнения работы

Задание 1. Создание объектов в редакторе Adobe IIlustrator

1. Запустите векторный редактор Adobe Illustrator.

2. Создайте новый документ командой Файл / Новый.

3. Установите параметры страницы (Файл / Параметры документа): формат А4, единицы – миллиметры, ориентация – книжная.

4. Рисование прямой линии. Выберите инструмент Перо. Первым щелчком задайте начальную опорную точку, вторым щелчком после смещения указателя мыши задайте конечную опорную точку. На палитре Линия установите толщину 8 пунктов. При нажатой клавише CTRL щелкните на свободном поле. Далее создайте строго вертикальную линию. При нажатой клавише SHIFT сделайте первый щелчок, удерживая клавишу, переместите указатель вниз и сделайте второй щелчок.

5. Рисование замкнутого контура. Выберите инструмент Перо. Щелчком задайте начальную опорную точку, затем сделайте четыре щелчка вдоль воображаемого контура многоугольника. Подведите указатель к начальной опорной точке так, чтобы рядом с его значком появился кружок. В этот момент сделайте последний щелчок.

6. Рисование эллипса и окружности. Выберите инструмент Эллипс. Щелкните на рабочем поле и протягиванием задайте форму и размеры эллипса. Удерживая клавишу SHIFT, вновь щелкните на рабочем поле и протягиванием создайте правильную окружность. Для рисования фигуры «от центра» удерживайте комбинацию клавиш ALT+SHIFT, щелкните на рабочем поле и создайте правильную окружность, начиная от ее центра.

7. Рисование спирали. Щелкните на значке Эллипс инструментальной панели и удерживайте кнопку до появления линейки с альтернативным набором инструментов, Выберите инструмент Спираль. Щелкните на рабочем поле и протягиванием от центра создайте спираль. Следующую спираль создайте методом задания параметров. Щелкните на рабочем поле и в появившемся диалоговом окне Спираль задайте необходимые параметры.

8. Рисование многоугольника. Выберите инструмент Многоугольник. Щелкните на рабочем поле и, удерживая нажатой кнопку мыши, с помощью клавиш управления курсором (ВВЕРХ и ВНИЗ) установите число его вершин равным двенадцати.

Задание 2. Создание криволинейных контуров

1. Запустите векторный редактор Adobe Illustrator.

2. Создайте новый документ командой Файл / Новый.

3. Установите параметры страницы (Файл / Параметры документа): формат А4, единицы – миллиметры, ориентация – книжная.

4. Рисование контура произвольной формы. Выберите инструмент Карандаш. Удерживая нажатой кнопку мыши, протягивайте указатель по рабочему полю, рисуя волнистую линию. Выберите инструмент Кисть. Удерживая нажатой кнопку мыши, протягивайте указатель по рабочему полю, рисуя волнистую линию.

5. Построение кривых. Выбираем инструмент Перо. Создайте три кривые, основанные на разных математических формулах (рис.2.1):

кривая первого порядка - щелчок + щелчок;

кривая второго порядка – щелчок + протягивание + щелчок;

кривая третьего порядка – щелчок + протягивание + щелчок + протягивание.

Обработка растровой графики в Adobe PhotoShop - student2.ru

Рис. 2.1. Построение кривых первого, второго и третьего порядка

6. Создание замкнутого криволинейного контура. Выберите инструмент Перо. Пользуясь приемами, описанными в предыдущем пункте, создайте контур. Последний щелчок выполните, подведя указатель к начальной опорной точке (после появления кружка у его значка).

Задание 3. Редактирование контуров

1. Запустите векторный редактор Adobe Illustrator.

2. Создайте новый документ командой Файл / Новый.

3. Установите параметры страницы (Файл / Параметры документа): формат А4, единицы – миллиметры, ориентация – книжная.

4. Создайте замкнутый криволинейный контур. Выберите инструмент Перо. Щелчками с последующим протягиванием создайте на рабочем поле замкнутый криволинейный контур.

5. Перемещение опорных точек. Выберите инструмент Частичное выделение. Выделите опорную точку на криволинейном контуре и протягиванием сместите ее так, чтобы изменить форму контура. Повторите операцию для двух – трех опорных точек.

6. Изменение свойств опорных точек. Выберите инструмент Преобразовать опорную точку (группа инструментов Перо). Щелчком на гладкой опорной точке контура преобразуйте ее в угловую. Щелчком на гладкой опорной точке с последующим протягиванием преобразуйте ее в симметричную. Установите указатель на управляющую линию, изменением ее длины и угла наклона касательной измените форму криволинейного контура.

Обработка растровой графики в Adobe PhotoShop - student2.ru

Рис. 2.2. Редактирование контура

7. Создание и удаление опорных точек. Выберите инструмент Добавить опорную точку (в группе инструментов Перо). Выберите сегмент на криволинейном контуре и щелчком добавьте новую опорную точку. Выберите инструмент Удалить опорную точку (в группе инструментов Перо). Щелчком на опорной точке криволинейного контура удалите ее.

Задание 4. Обработка замкнутых контуров

1. Запустите векторный редактор Adobe Illustrator.

2. Создайте новый документ командой Файл / Новый.

3. Установите параметры страницы (Файл / Параметры документа): формат А4, единицы – миллиметры, ориентация -– книжная.

4. Создайте замкнутый криволинейный контур. Выберите инструмент Перо. Щелчками с последующим протягиванием создайте на рабочем поле замкнутый криволинейный контур. Откройте палитры Синтез, Градиент, Каталог (Окно / Имя палитры).

5. Выполнение сплошной заливки. Инструментом Выделение выберите криволинейный контур. На панели инструментов щелкните по кнопке механизма заливки Цвет. Выберите цвет заливки щелчком на образце на палитре Каталог. Меняйте цвет заливки щелчками на цветовой линейке палитры Синтез. Меняйте цвет заливки перемещением движков (R, G, В) на палитре Синтез.

6. Выполнение градиентной заливки. Инструментом Выделение выберите криволинейный контур. На панели инструментов щелкните на кнопке механизма заливки Градиент. Выберите исходный цвет в палитрах Каталог или Синтез методами, описанными в предыдущем пункте. На палитре Градиент в раскрывающемся списке Тип укажите Линейный. В поле Угол задайте направление 45 градусов. На градиентной линейке щелчком выделите маркер концевого цвета, затем на палитре Синтез определите его цветовой тон. Перемещением маркеров концевых цветов и маркера срединной точки задайте необходимую градиентную растяжку.

7. Выполнение текстурной заливки. Инструментом Выделение выберите криволинейный контур. В палитре Каталог щелчком на кнопке Показать образцы орнаментов откройте комплект образцов. Щелчком на образце назначьте параметры текстурной заливки.

8. Размыкание замкнутого контура. Выберите инструмент Ножницы. Щелчком на сегменте криволинейного контура разомкните его в избранной точке.

9. Разбиение замкнутого контура. Выберите инструмент Нож. При нажатой кнопке мыши протащите указатель поперек криволинейного контура. Выделите один из получившихся объектов инструментом Частичное выделение и перетащите в сторону.

Задание 5. Создание сложных композиций в Adobe Illustrator

1. Запустите векторный редактор Adobe Illustrator.

2. Создайте новый документ командой Файл / Новый.

3. Установите параметры страницы (Файл / Параметры документа): формат А4, единицы – миллиметры, ориентация – книжная.

4. Выберите инструмент Перо. Щелчками с последующим протягиванием создайте на рабочем поле замкнутый криволинейный контур. На палитре Линия установите толщину обводки 10 пунктов.

5. Выберите инструмент Эллипс. Щелкните на рабочем поле и протягиванием задайте форму и размеры эллипса. На палитре Линия установите толщину обводки 4 пункта. Удерживая клавишу SHIFT, вновь щелкните на рабочем поле, и протягиванием создайте правильную окружность. На палитре Линия установите толщину обводки 7 пунктов.

6. Откройте палитры Синтез, Градиент, Каталог (Окно / Имя палитры).

7. Инструментом Выделение выберите окружность. На панели инструментов щелкните по кнопке механизма заливки Градиент. Выберите исходный цвет в палитре Каталог. На палитре Градиент в раскрывающемся списке Тип укажите Линейный. В поле Угол задайте направление 0 градусов. На градиентной линейке щелчком выделите маркер концевого цвета, затем на палитре Синтез определите его цветовой тон. Перемещением маркеров концевых цветов и маркера срединной точки задайте необходимую градиентную растяжку.

8. Инструментом Выделение выберите эллипс. На палитре Каталог щелчком на кнопке Показать образцы орнаментов откройте комплект образцов. Щелчком на образце назначьте параметры текстурной заливки.

9. Инструментом Выделение выберите криволинейный контур. На панели инструментов щелкните на кнопке механизма заливки Цвет. Выберите цвет заливки щелчком на образце в палитре Каталог.

10. Группировка объектов. Инструментом Выделение при нажатой клавише SHIFT выберите все объекты. Дайте команду Объект / Сгруппировать. Запишите, изменились ли свойства объектов:

а) обводка ______________;

б) заливка ______________.

11. Разгруппировка. Инструментом Выделение выберите сгруппированные объекты. Дайте команду Объект / Разгруппировать.

12. Объединение контуров. Инструментом Выделение выберите окружность и перетащите ее до частичного наложения на эллипс. Окружность должна находиться сверху эллипса, так как создавалась последней. При нажатой клавише SHIFT выберите эллипс. Дайте команду Объект / Обработка контуров / Объединение. Запишите, как изменились свойства объектов.

Объект Обводка, толщина в пунктах Заливка, тип
До операции После операции До операции После операции
Окружность                
Эллипс                
Результирующий                

13. Пересечение контуров. Отмените предыдущую операцию (Редактирование / Отменить / объединение). Инструментом Выделение выберите окружность. При нажатой клавише SHIFT выберите эллипс. Дайте команду Объект / Обработка контуров / Пересечение. Запишите, как изменились свойства объектов.

14. Исключение контуров. Отмените предыдущую операцию (Редактирование / Отменить пересечение). Инструментом Выделение выберите окружность. При нажатой клавише SHIFT выберите эллипс. Дайте команду Объект / Обработка контуров / Исключение. Запишите, как изменились свойства объектов.

15. Операция Минус верхний. Отмените предыдущую операцию (Редактирование / Отменить исключение). Инструментом Выделение выберите окружность. При нажатой клавише SHIFT выберите эллипс. Дайте команду Объект / Обработка контуров / Минус верхний. Запищите, как изменились свойства объектов.

16. Операция Минус нижний. Отмените предыдущую операцию (Редактирование / Отменить минус верхний). Инструментом Выделение выберите окружность. При нажатой клавише SHIFT выберите эллипс. Дайте команду Объект / Обработка контуров / Минус нижний. Запишите, как изменились свойства объектов.

17. Комбинирование контуров. Отмените предыдущую операцию (Редактирование / Отменить минус нижний). Инструментом Выделение выберите окружность. При нажатой клавише SHIFT выберите эллипс. Дайте команду Объект / Составной контур / Образовать. Запишите, как изменились свойства объектов.

4. Контрольные вопросы

1. Для чего предназначены векторные графические редакторы?

2. В чем заключаются основные отличия векторных изображений от растровых?

3. В каких сферах деятельности векторные изображения нашли наиболее широкое применение?

4. Какие программные средства для работы с векторной графикой вы знаете?

5. Что является элементарным объектом векторной графики?

6. Какие свойства элементарных объектов вы знаете?

7. Какие объекты можно получить, комбинируя несколько элементарных объектов?

8. Какие объекты можно получить, группируя несколько элементарных объектов?

9. При обработке изображения требуется выполнить заливку выделенного контура специально подобранным цветом, соответствующим одному из цветов, имеющихся в изображении. Каким инструментом можно определить и установить этот цвет?

10. Что такое инструментальные палитры? Какие палитры используют для управления такими свойствами как обводка и заливка?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

Цель работы

Ознакомиться с приемами обработки данных с помощью электронных таблиц и освоить работу с пакетом MS EXCEL.

Автоматизация ввода данных

Так как таблицы часто содержат повторяющиеся или однотипные данные, программа Excel содержит средства автоматизации ввода. К числу предоставляемых средств относятся: автозавершение, автозаполнение числами и автозаполнение формулами.

Автозавершение. Для автоматизации ввода текстовых данных используется метод автозавершения. Его применяют при вводе в ячейки одного столбца рабочего листа текстовых строк, среди которых есть повторяющиеся. В ходе ввода текстовых данных в очередную ячейку программа Excel проверяет соответствие введенных символов строкам, имеющемся в этом столбце выше. Если обнаружено однозначное совпадение, введенный текст автоматически дополняется. Нажатие клавиши ENTER подтверждает операцию автозавершения, в противном случае ввод можно продолжать, не обращая внимания на предлагаемый вариант.

Можно прервать работу средства автозавершения, оставив в столбце пустую ячейку. И наоборот, чтобы использовать возможности средства автозавершения, заполненные ячейки должны идти подряд, без промежутков между ними.

Автозаполнение числами. При работе с числами используется метод автозаполнения. В правом нижнем углу рамки текущей ячейки имеется черный квадратик - маркер заполнения. При наведении на него указатель мыши (он обычно имеет вид толстого белого креста) приобретает форму тонкого черного крестика. Перетаскивание маркера заполнения рассматривается как операция «размножения» содержимого ячейки в горизонтальном или вертикальном направлении.

Если ячейка содержит число (в том числе дату, денежную сумму), то при перетаскивании маркера происходит копирование ячеек или их заполнение арифметической прогрессией. Для выбора способа автозаполнения следует производить специальное перетаскивание с использованием правой кнопки мыши.

Пусть, например, ячейка А1 содержит число 1. Наведите указатель мыши на маркер заполнения, нажмите правую кнопку мыши, и перетащите маркер заполнения так, чтобы рамка охватила ячейки А1, В1 и С1, и отпустите кнопку мыши. Если теперь выбрать в открывшемся меню пункт Копировать ячейки, все ячейки будут содержать число 1. Если же выбрать пункт Заполнить, то в ячейках окажутся числа 1,2 и 3.

Чтобы точно сформулировать условия заполнения ячеек, следует дать команду Правка / Заполнить / Прогрессия. В открывшемся диалоговом окне Прогрессия выбирается тип прогрессии, величина шага и предельное значение. После щелчка на кнопке ОК программа Excel автоматически заполняет ячейки в соответствии с заданными правилами.

Автозаполнение формулами. Эта операция выполняется так же, как автозаполнение числами. Ее особенность заключается в необходимости копирования ссылок на другие ячейки. В ходе автозаполнения во внимание принимается характер ссылок в формуле: относительные ссылки изменяются в соответствии с относительным расположением копии и оригинала, абсолютные остаются без изменений.

Для примера предположим, что значения в третьем столбце рабочего листа (столбце С) вычисляются как суммы значений в соответствующих ячейках столбцов А и В. Введем в ячейку С1 формулу =А1 + В1. Теперь скопируем эту формулу методом автозаполнения во все ячейки третьего столбца таблицы. Благодаря относительной адресации формула будет правильной для всех ячеек данного столбца.

Итоговые вычисления

Итоговые вычисления предполагают получение числовых характеристик, описывающих определенный набор данных в целом. Например, возможно вычисление суммы значений, входящих в набор, среднего значения и других статистических характеристик, количества или доли элементов набора, удовлетворяющих определенных условиям. Проведение итоговых вычислений в программе Excel выполняется при помощи встроенных функций. Особенность использования таких итоговых функций состоит в том,

Наши рекомендации