I этап. Формирование представлений об отношениях «часть – целое» на дискретных величинах.

Суть упражнений: научить объединять предметы в группы по какому-либо признаку и видеть в группе целое и часть. Используются круги Эйлера и графические модели.

Œ На столе 5 матрешек и 5 пирамидок.

- Что это? (игрушки)

- Какие игрушки вы видите? (матрешки и пирамидки)

- Обозначим их веревочками разного цвета: матрешек – красной, а пирамидки – зеленой, все игрушки – синей. Матрешки – это часть, пирамидки – тоже часть, игрушки – целое.

- Чего больше: пирамидок или игрушек?

- Что больше: часть или целое?

- Игрушек больше, игрушки – это целое. Пирамидок меньше, пирамидки – это часть. Целое больше части, а часть меньше целого.

-Равны ли части?

Сначала выполняется устный анализ, потом зарисовка с помощью цветных кругов, вводятся цифры и знаки.

I этап. Формирование представлений об отношениях «часть – целое» на дискретных величинах. - student2.ru

 
  I этап. Формирование представлений об отношениях «часть – целое» на дискретных величинах. - student2.ru

5=5

 На следующем занятии используются геометрические фигуры (части не равны). Вопросы: Что это? Как можно назвать одним словом? Что возьмем за целое? Как обозначим? Что возьмем за части? Как обозначим? Сколько частей в целом? Что больше: часть или целое? Равны ли части? Как догадались? Как обозначить? Вводятся знаки.

       
  I этап. Формирование представлений об отношениях «часть – целое» на дискретных величинах. - student2.ru   I этап. Формирование представлений об отношениях «часть – целое» на дискретных величинах. - student2.ru
 
I этап. Формирование представлений об отношениях «часть – целое» на дискретных величинах. - student2.ru

3<4

I I этап. Формирование представлений о смысле арифметических действий сложения и вычитания.

Ž На следующем занятии вместе с детьми создаем целое из частей, например, красивый букет из васильков и ромашек. Схема вопросов та же. Обращаем внимание на то, как получилось целое – путем сложения из частей. Вводится понятие «сложить».

· Возможно использование приёма Л.Петерсон «Мешочки» (стр.32): практические действия сложения в большой мешок и зарисовка, видится знак «+». Объединению посвящают 2-3 занятия.

           
    I этап. Формирование представлений об отношениях «часть – целое» на дискретных величинах. - student2.ru
  I этап. Формирование представлений об отношениях «часть – целое» на дискретных величинах. - student2.ru
    I этап. Формирование представлений об отношениях «часть – целое» на дискретных величинах. - student2.ru
 

+ =

º + » = ?

3 + 2 = 5

 На следующих 2-3 занятиях учим удалять часть из целого сначала на единичных предметах (яблоко, пирожок), потом на дискретных величинах (ваза с фруктами – яблоки и груши). Обратить внимание на то, что целое уменьшилось, осталась часть. Приём Л.Петерсон «Мешочки».

 
  I этап. Формирование представлений об отношениях «часть – целое» на дискретных величинах. - student2.ru

? - º = »

4 - 2 = 2

 На следующих занятиях закрепить умения создавать целое из частей и удалять часть из целого. Приём Л.Петерсон «Заполни пустые мешочки» (поиск слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого).

ХХХ + ОО =    
ХХХ +   = ХХХО  
  + ХХ = ХХОО  
ОООО - О =    
ОООО -   = ОО  
  - О = ООО  
ООО   ОО = ООООО  
ОООО   О = ООО  
    ОО = ОООО

III этап. Знакомство с понятием «задача», ее анализ и решение.

Первую задачу составляет воспитатель на основе действий детей: «Коля принес 4 матрешки, а Ира одну пирамидку. Сколько игрушек принесли дети? Я составила задачу, а вы ее решили – ответили на вопрос. Давайте нарисуем то, что мы сделали». Составляется диаграмма, схемы, запись знаками. Вопросы: Что возьмем за целое? Сколько в нем частей? Какие? Больше или меньше игрушек стало, когда Ира принесла еще одну? Как обозначим?

Подобным образом рассмотреть еще 2-3 задачи по иллюстрации и по игрушкам. Главное: умение анализировать действия и зарисовывать результат. Решать задачи на сложение и вычитание. Предлагать не только прямые, но и обратные задачи.

Наши рекомендации