I этап. Формирование представлений об отношениях «часть – целое» на дискретных величинах.
Суть упражнений: научить объединять предметы в группы по какому-либо признаку и видеть в группе целое и часть. Используются круги Эйлера и графические модели.
На столе 5 матрешек и 5 пирамидок.
- Что это? (игрушки)
- Какие игрушки вы видите? (матрешки и пирамидки)
- Обозначим их веревочками разного цвета: матрешек – красной, а пирамидки – зеленой, все игрушки – синей. Матрешки – это часть, пирамидки – тоже часть, игрушки – целое.
- Чего больше: пирамидок или игрушек?
- Что больше: часть или целое?
- Игрушек больше, игрушки – это целое. Пирамидок меньше, пирамидки – это часть. Целое больше части, а часть меньше целого.
-Равны ли части?
Сначала выполняется устный анализ, потом зарисовка с помощью цветных кругов, вводятся цифры и знаки.
5=5
На следующем занятии используются геометрические фигуры (части не равны). Вопросы: Что это? Как можно назвать одним словом? Что возьмем за целое? Как обозначим? Что возьмем за части? Как обозначим? Сколько частей в целом? Что больше: часть или целое? Равны ли части? Как догадались? Как обозначить? Вводятся знаки.
3<4
I I этап. Формирование представлений о смысле арифметических действий сложения и вычитания.
На следующем занятии вместе с детьми создаем целое из частей, например, красивый букет из васильков и ромашек. Схема вопросов та же. Обращаем внимание на то, как получилось целое – путем сложения из частей. Вводится понятие «сложить».
· Возможно использование приёма Л.Петерсон «Мешочки» (стр.32): практические действия сложения в большой мешок и зарисовка, видится знак «+». Объединению посвящают 2-3 занятия.
+ =
º + » = ?
3 + 2 = 5
На следующих 2-3 занятиях учим удалять часть из целого сначала на единичных предметах (яблоко, пирожок), потом на дискретных величинах (ваза с фруктами – яблоки и груши). Обратить внимание на то, что целое уменьшилось, осталась часть. Приём Л.Петерсон «Мешочки».
? - º = »
4 - 2 = 2
На следующих занятиях закрепить умения создавать целое из частей и удалять часть из целого. Приём Л.Петерсон «Заполни пустые мешочки» (поиск слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого).
ХХХ | + | ОО | = | ||
ХХХ | + | = | ХХХО | ||
+ | ХХ | = | ХХОО | ||
ОООО | - | О | = | ||
ОООО | - | = | ОО | ||
- | О | = | ООО | ||
ООО | ОО | = | ООООО | ||
ОООО | О | = | ООО | ||
ОО | = | ОООО |
III этап. Знакомство с понятием «задача», ее анализ и решение.
Первую задачу составляет воспитатель на основе действий детей: «Коля принес 4 матрешки, а Ира одну пирамидку. Сколько игрушек принесли дети? Я составила задачу, а вы ее решили – ответили на вопрос. Давайте нарисуем то, что мы сделали». Составляется диаграмма, схемы, запись знаками. Вопросы: Что возьмем за целое? Сколько в нем частей? Какие? Больше или меньше игрушек стало, когда Ира принесла еще одну? Как обозначим?
Подобным образом рассмотреть еще 2-3 задачи по иллюстрации и по игрушкам. Главное: умение анализировать действия и зарисовывать результат. Решать задачи на сложение и вычитание. Предлагать не только прямые, но и обратные задачи.