Критерии оценки знаний, навыков в рамках аудиторной работы
Содержание и формы аудиторной работы включают в себя закрепление полученных знаний по курсу в форме различных практических видов деятельности (анализ и решение кейсов). Оценивается работа каждого студента индивидуально, либо оценивается работа группы в целом, с выставлением балла каждому ее участнику. Максимальная оценка = 10 баллов
Критерии оценки знаний, навыков в рамках самостоятельной работы
Студент самостоятельно принимает решение о необходимости выполнения самостоятельной работы. Включает в себя подготовку и написание управленческого кейса, оформленного согласно Примечания 1,2. Максимальная оценка = 10 баллов.
6.4Порядок формирования оценок по дисциплине
Результирующая оценка формируется путем накопления.Отдельно экзамен подисциплине не проводится. Экзамен проводится в случае, если студент выходит на дополнительную сессию.
Орезульт = Онакопл,
ГдеОрезульт-результирующая оценка; Онакопл.-накопленная оценка;
Таким образом, накопительная оценка будет определяться по формуле:
Онакопленная = 0,6·Отекущий + 0,3·Оауд. + 0,1·Осам.работа,где
Отекущий-оценка за текущий контроль;
Оауд-оценка за аудиторную работу на занятиях;
Осам.работа-оценка за самостоятельную работу (подготовка текста кейса)
Отекущийрассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля,предусмотренных в РУПе
Отекущий = 0,2Ок/р1+0,2Ок/р2+0,2Околлоквиум 1+0,2Околлоквиум2+ 0,2Одомашняя работа
Где О-текущий контроль по рабочему учебному плану включает 5 заданий разного типа (см. табл. 6 Формы контроля знаний).
Округление оценки производится по арифметическому правилу округления – к ближайшему целому.
Оценка за аудиторную работу (Оауд.) рассчитывается как средняя взвешенная сумма всех форм работы на семинарах и/или практических занятиях. Общий балл за работу на семинаре/практическом занятиине включает оценки за контрольные работы, коллоквиумы, и домашнее задание. Максимальное количество баллов по аудиторной работе = 10 баллов.
Оценка за самостоятельную работу (Осам.) включает оценивание за самостоятельное написание авторского кейса, согласно Примечаниям 1,2 .
Программа дисциплины не предусматривает проведение зачета (экзамена), и результирующая оценка определяется по итогам текущего контроля, аудиторной и самостоятельной работы, т.е. результирующая оценка равна накопленной оценке. Для студентов, имеющих академическую за-долженность по дисциплине, организуется только одна пересдача, которая принимается комиссией,
в соответствии с правилами проведения второй пересдачи при условии, что накопленная оценка не учитывается при оценивании комиссией.
Содержание дисциплины
Теория и практика разработки управленческих решений: история, основные научные
Подходы
Лекция. Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими наукамиоб управлении. Основные научные подходы, применяемые при разработке управленческих решения: системный подход, процессуальный, личностно-деятельностный, культурологический, ситуационный анализ, институциональный (общий обзор).
Семинар. Проблемно-ситуационный анализ.Case-study–общая характеристика метода.Анализ трех кейсов из различных областей принятия решений. Притча, миф, анекдот как кейс. Метод Problembasedlearning (PBL) или метод семи шагов.
Природа процесса принятия управленческого решения
Лекция. Решение как выбор альтернативы.Решения в обыденной жизни человека.Психология принятия решения. Мотивация успеха и избегания неудачи при принятии решения. Решения, типичные для функции управления: планирование, организация деятельности, мотивация, контроль. Движущие силы процесса принятия решения. Протекание процесса. Лица, ответственные за принятие решения. Компромиссы. Интуитивные решения. Решения, основанные на суждениях. Структу-ра управленческого решения. Форматы управленческого решения в отечественной практике.
Семинар. Тренинг принятия управленческих решений с соблюдением заданного форматарешения. Деловая игра «Ловля Рыбы». Критика предложенных решений.Columbuscase(автор: к.т.н. В.А.Пушных).
Классификация управленческих проблем и типология управленческих решений
Лекция. Понятие управленческой проблемы.Четыре типа управленческих проблем по
П.Друкеру . Типология управленческих решений. Стратегические решения (роль различных форм
целеполагания в принятии стратегических решений. Реактивные и проактивные решения. «Простые решения». Искусство не принимать решение. Взаимосвязь коллективных и индивидуальныхрешений.
Семинар. Построение типологии управленческих проблем на основе анализа программныхдокументов развития системы образования. Классификация управленче6ских проблем в личност-но-управленческом стиле.
Рациональное решение проблем
Лекция. Этапы рационального решения проблемы:диагностика проблемы(релевантная информация и данные по проблеме); формулировка граничных условий и критериев принятия реше-ния; определение альтернатив (понятие о поле альтернатив); оценка альтернатив; выбор альтернативы, реализация и обратная связь.
Семинар. Анализ конкретной ситуации с применением модели рационального решения ситуации. Кейс «Неудачное интервью».
Анализ факторов, влияющих на процесс принятия решения
Лекция. Личностные оценки и приоритеты менеджеров при принятии решений.Поведенческие ограничения при принятии решений. Организационная культура как фактор принятия решения. Определенность или неопределенность ситуации. Проблема принятия решения в условиях риска. Классификация рисков при принятии решения, проблема оценки риска. Время и изменяющаяся внешняя среда принятия решения. Информационные ограничения. Экологические факторы принятия решения.
Семинар. Анализ конкретной ситуации с учетом личностных факторов поведения руководи-телей. Кейс «Колесо инноваций», Кейс «проблема учредителя»
Модели и методы принятия решений
Лекция. Моделирование.Необходимость разработки моделей.Виды моделей,применяемых
при принятии решения. Аналоговые модели. Жесткие и мягкие системы при моделировании. Общий обзор математических моделей. Процесс построения модели. Применение модели. Обзор общих моделей, применяемых в управлении: теория игр, модель очереди, модель управления запасами, модели линейного и нелинейного программирования. Имитационное моделирование. Экономический анализ ситуации.
Методы принятия решения. Методы многокритериального выбора. Графоаналитический метод. «платежная матрица», «матрица равноценного обмена», «дерево решений». Логика простых решений.
Семинар. Отработка отдельных методов в ходе решения управленческих задач и анализаконкретных ситуаций.
Методы прогнозирования и сценарии описания развития ситуации
Лекция. Прогнозирование как метод управления.Количественные методы прогнозирования.
Анализ временных рядов. Анализ тенденций развития. Применение общих законов развития систем. Каузальное (причинно-следственное) моделирование Качественные методы прогнозирования. Применение экспертных оценок в прогнозировании и разработке управленческих решений. Основ-ные понятия об экспертизе. Метод «Дельфи». Метод мозговой атаки. Метод «Паттерн». Сценарии развития как форма прогноза.
Общее понятие об эффективности. Эффективное решение. Допустимое решение. Правильное решение. Ограничения эффективности. Контроль за выполнением решения. Проблемы обратной связи и информационных барьеров. Общие представления об оценке качества. Международные системы оценки качества в управлении. Качество решения: процессуальные и результирующие критерии.
Семинар. Разработка сценарного плана развития организации в ситуации принятия различных альтернативных решений. Применение метода Дельфи к решению проблемной ситуации.
Человеческий фактор и организационная культура в аспекте принятия управленческих решений
Лекция. Общее представление об организационной культуре.Влияние организационной культуры и человеческого фактора на процесс разработки, принятия и реализации решений. Проблема принятия решений в инновационном процессе. Инновационные решения и укоренения новых институтов (институциональная модель). Личностные характеристики субъектов процесса разработки и реализации решения. Основные методы преодоления конфликтов при принятии ре-шений. Новые технологии философии постмодернизма. Теория К.Поппера в принятии управлен-ческих решений. Отказ от классической модели: «проблема- решение». Обзор отечественного и международного опыта. Новые критерии потенциально-эффективных решений.
Семинар.Анализ конкретной ситуации.Принятие управленческих решений в логике«обучающихся организаций», логике «Дао тойота». Решение кейсов международной практики и кейсов, разработанных обучающимися.
Проблемные вопросы курса
Предлагаемые проблемные вопросы выступают в качестве основы для построения контрольной работы.
Каковы различия между принятием управленческих решений и решений в повседневной жизни? В чем смысл принятия управленческого решения?
Можно ли утверждать, что разработка эффективных управленческих решений зависит от грамотного применения теории управленческих решений?
Можно ли предложить алгоритм принятия эффективного решения для всех управленческих ситуаций (проблем)?
Каковы причины принятия неэффективных управленческих решений?
Как личностный фактор влияет на принятие управленческих решений?
Как соотносятся теория и практика принятия управленческих решений?
Что общего и в чем различие между решениями, принимаемыми в условиях определенности, неопределенности, риска?
Как влияет фактор времени на принятие решения?
В чем смысл моделирования при принятии управленческого решения? Приведите пример моделей.
Сравните несколько методов принятия решения по выбранному вами критерию.
В чем смысл прогнозирования при принятии решения? Как руководитель может составлять и применять прогнозы для своего бизнеса?
Сравните количественные и качественные методы прогнозирования?
Почему для руководителя важно понимать разницу между разрешением проблемы и приня-тием решения?
«Принятие важного решения в организации подобно бросанию камня в середину пруда» Что означает эта фраза с управленческой точки зрения.
Питер Ф. Друкер утверждает, что «хороший руководитель знает, что принятие решения это систематический процесс с четко выраженными элементами и определенной последователь-ность шагов». Подтвердите, что Вы потенциально – хороший руководитель, раскрыв сущ-ность ключевых понятий этого высказывания и его смысл.
Один из Законов Мерфи в области принятия управленческих решений звучит так: «Всякое решение плодит новые проблемы». Как Вы относитесь к этому утверждению? Обоснуйте свою позицию
Образовательные технологии
Курс направлен на формирование у студентов сущностного понимания природы управленческого решения, его места в системе управления, топов, форм, структуры управленческого решения, основных методов принятия решения на практике. Управленческое решение рассматривается как технология; наука; практика; искусство. Курс направлен на формирование основныхуправленческих компетентностей: анализа сущности сложившейся проблемы; выявления граничных условий и критериальных требований к принимаемому решению; объективной оценки множества альтернатив; принятия решения в его проектной полноте; организации обратной связи по
оценке качества принятого решения. Принятие управленческого решения в курсе рассматривается через призму проектного метода и метода оценки конкретной ситуации (Case-study).
Курс носит теоретико-прикладной характер(25% + 75%). Прикладной характер курсу придают освоение студентами различных методик принятия управленческих решений; анализ конкретных ситуаций; разработка проектов управленческих решений и сценарных планов развития в ситуации принятия различных вариантов решений. Курс решен в традициях классического «проблемного подхода», в то же в программе уделено внимание новым теориям, связанным с практическими воплощениями философии постмодернизма в процесс управления.
Студентам предлагается для решения большой набор учебных ситуаций, которые решаются
технике кейс-метода. Источником ситуаций для анализа стали: классические учебные пособия по теории и практике принятия управленческих решений (отечественный и зарубежный опыт); материалы отечественной бизнес-кейсотеки; авторские исследования, полученные в процессе бизнес-консультирования и в собственной управленческой образовательной практики. Студенты участвуют к решении управленческих проблем текущего образовательного процесса, получаю консультации по актуальным для них проблемам.
Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента