Разработка концепции инновационного проекта
Наиболее сложной для формализации и плохо поддающейся автоматизации является стадия разработки концепции (идеи) проекта. Здесь максимально проявляется зависимость результатов инновационной деятельности от субъективных характеристик её участников. Как правило, идея инновационного проекта появляется в результате анализа и обобщения (далеко не всегда осознанных) информации, относящейся к тематике будущего проекта. Очевидно, что здесь имеет место процесс формирования ассоциативных связей между информационными блоками абсолютно различного характера (экономического, научного, технического, социального и т.д.), в результате чего формируется субъективное представление о перспективности того или иного направления разработки, которое затем может перейти в стадию осознанного желания получить дополнительную информацию и проанализировать на концептуальном уровне реализуемость идеи и ее привлекательность.
На стадии разработки концепции инновационного проекта используются следующие основные методы:
· методы определения целей проекта;
· методы формализации описания и анализа путей достижения целей (дерево целей, экспертные системы, социологический анализ и т.п.);
· методы концептуального проектирования (формализация описания предметной области и существующих ограничений, выбор критериев оценки конечных и промежуточных целей проекта, анализ альтернатив и т.п.).
Бурное развитие за последнее время информационных технологий привело к возникновению направления «data mining – получение знаний из данных», которое позволяет в принципе создавать инструментальные средства, способные стимулировать процесс возникновения идеи инновационного проекта. В настоящее время методы data mining используются при построении систем поддержки решений, в которых реализованы различные алгоритмы анализа исторических данных, описывающих поведение объекта, принятые в прошлом решения и их последствия и т.п.
Развитие данного подхода в направлении переработки больших массивов информации с целью выявления скрытых закономерностей позволяет прогнозировать появление в обозримом будущем информационных систем, которые будут предлагать пользователю для дальнейшего анализа перспективные направления инновационной деятельности и являться основой систем поддержки принятия решений на начальной стадии инновационного проекта. Методологической основой построения таких систем может служить новый подход к прогнозированию, основанный на системном логическом анализе, разработанный Г.С. Альтшуллером в рамках его теории решения изобретательских задач. Основой этого подхода является использование законов развития систем для построения кривых трансформации и развития технологической системы с целью прогнозирования ее структурных и функциональных перестроек.
Необходимые условия успешной реализации замысла инновационного проекта является наличие:
· профессионально выполненного бизнес-плана, содержащего формализованное описание предметной области проекта, начальных условий и ограничений;
· обоснование выбора критериев и анализ альтернатив с оптимизацией распределения ресурсов и разработкой детального финансового плана (с возможностью привлечения различных форм формирования капитала, включая акционерный капитал, займы, лизинг и т.п.);
· предложения по учету социофактора (разработка стратегии маркетинга и формирование «команды» для реализации проекта, выход на рынок с результатами проекта и т.п.).
Переход от фазы подготовки инновационного проекта к фазам его системного моделирования и реализации требует решения большого числа проблем технического и организационно-финансового характера. В связи с особенностями реализации инновационного проекта и специфическими чертами различных этапов его жизненного цикла в теории и практике проектного управления принято выделять отдельные методы проектирования и управления инновационными проектами.
Методы проектирования инновационного проекта
МЕТОД МОЗГОВОЙ АТАКИ
Автором метода мозговой атаки (мозгового штурма) является американский предприниматель и изобретатель А. Осборн (1953). Основное содержание метода:
· отбирается группа для генерации идей;
· вводится правило, запрещающее критиковать любую идею, какой бы абсурдной она ни казалась;
· ставится задача получения максимального количества идей;
· участники должны пытаться комбинировать или усовершенствовать идеи, полученные другими;
· идеи фиксируются и оцениваются.
При проведении сеанса мозговой атаки наблюдается цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву: за 15–30 минут генерируется 50–150 идей, в то время как при индивидуальной работе только 10-20 идей.
Метод мозговой атаки универсален. Он может применяться при решении технических проблем, при решении бизнес-проблем, при планировании военных операций, в уголовном розыске и т.д.
Рис. 3.1. Предпосылки и этапы метода мозговой атаки
Сформулированы рекомендации по применению метода мозговой атаки:
1. Эффективное число участников 5–12 человек, оптимальное – 7 человек.
2. Создаются две подгруппы: ядро («профессионалы») и временные члены («чайники»). Основная задача «чайников» – выдать за отведенное время как можно больше идей, которые должны высказываться без доказательств и критики и обязательно фиксироваться. «Профессионалы» выступают в роли экспертов, которые выносят суждение о ценности выдвинутых идей.
3. Процессом решения задачи управляет руководитель «штурма», который обеспечивает соблюдение всех условий и правил.
4. При реализации метода «прямой» мозговой атаки, когда происходит поиск решения, не допускается участие скептиков и критиканов. Наоборот, при реализации метода «обратной» мозговой атаки (при оценке проекта) весьма желательна конструктивная критика.
5. Обязательно участие специалистов из смежных отраслей деятельности.
6. Желательно участие женщин. Практика показывает, что в присутствии женщин у мужчин возрастает результативность интеллектуальной деятельности.
7. Желательно участие «людей со стороны» («свежая кровь»).
8. Приветствуется непринужденная обстановка: фантазии, шутки, смех.
9. Полная продолжительность сеанса не более 1,5–2,0 часов.
10. Проблему желательно ставить за 2–3 дня до проведения сеанса для того, чтобы включилось «подкорковое мышление». Условия задачи перед ее штурмом формулируются только в общих понятиях.
11. Из психологических соображений нельзя проводить заседание в кабинете директора.
12. Результативность атаки повышается, если заранее будет объявлено о награде (гонораре).
Ниже приведено 30 способов (заявлений), которые могут «прикончить» идею при проведении сеанса прямой мозговой атаки.
· мы это уже пробовали;
· это слишком рискованно;
· эта экономия не затрагивает наш бюджет;
· кто будет за это платить?
· это не понравится нашим начальникам;
· если все это так прекрасно, то почему никто не попробовал раньше?
· мы делаем это только потому, что так хочет «икс»;
· это решение на короткий срок, а мы должны смотреть в будущее;
· это решение на длительную перспективу, а что мы будем делать сейчас?
· «Икс» никогда за это не будет платить.
· мы и так делаем все наиболее эффективным образом, иначе мы бы делали все по-другому.
· это не моя проблема, возможно, чья-то;
· это полный отход от традиций;
· вы никогда не убедите клиента пойти на это;
· почему бы не применить это в другом месте?
· а как это отразится на других подразделениях?
· это идет вразрез с политикой компании;
· для других это, возможно, и подошло бы, но мы совершенно в ином положении;
· сколько я ждал, пока найдется кто-нибудь и сделает это!
· у меня нет людей, чтобы заниматься этим;
· теоретически вы, возможно, и правы, но на практике…;
· нам нужно одобрение от «икс». Уверен, что он будет против;
· да, конечно, с помощью цифр можно исправить все, что угодно;
· те, кто пользуется моими услугами, не пойдет на это никогда;
· мы никогда не приносили большой прибыли;
· почему мы должны быть заинтересованы в объединении с отделом, которым руководит «икс»?
· вся эта канитель просто бессмысленна;
· почему я с кем-то должен делиться?
· на внедрение этой идеи уйдут годы;
· мы уже набрали достаточно идей, чтобы выйти на заданный рубеж.
Наилучшие результаты метод дает при рассмотрении проблем организационного характера. Применяется при отсутствии или недостаточном количестве информации.
Недостатки метода:
1. Поиск ведется практически простым перебором вариантов.
2. Отсутствие четких правил работы – «бестолковость» поиска возведена в принцип.
3. Отсутствие критериев, позволяющих оценить уровень выдвигаемых идей, что приводит к «проскакиванию», уходу от сильного направления.
МЕТОД СИНЕКТИКИ
Идея синектики состоит в объединении отдельных экспертов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. При использовании данного метода формируются постоянные группы (5–7 человек) людей различных специальностей, которых обучают творческим приемам.
Теоретической основой метода стали утверждения, что творческий процесс познаваем и может быть рационально организован. Творческие процессы отдельного лица и коллектива аналогичны, иррациональный момент в творчестве важнее рационального; в скрытом состоянии находится очень много творческих способностей, которые можно выявить и стимулировать.
Структура современного синектического метода включает следующие этапы.
1. Формулировка проблемы в общем виде.
2. Формулировка «проблемы как она дана». На заседания синектической группы приглашаются эксперты, которые разъясняют проблемную ситуацию. Их главная задача – выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний. Путем анализа первых решений эксперт обязан показать их слабые стороны и разъяснить сущность действительной проблемы.
3. Формулировка «проблемы как ее понимают». На этом этапе анализа проблемы изыскиваются возможности превратить незнакомую проблему в некоторые привычные. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и оригинально сформулировать одну цель решения. По существу, в большинстве случаев этот этап означает дробление проблемы на части, на подпрограммы. Одну из наиболее удачных формулировок выбирают эксперт или руководитель.
4. Генерирование идей решения проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор.
Фактически на этом этапе ищется новая точка зрения рассматриваемую проблему. При этом синектический процесс состоит в попытках превратить незнакомое в знакомое и наоборот – превратить знакомое в незнакомое. Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны – это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения. Превратить знакомое в незнакомое – означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакции на вещи, события; для этого используется четыре вида аналогий: личная, прямая, символическая и фантастическая.
5. Перенос обнаруженных в процессе генерации новых идей к 1 или 2 этапу и выявление их возможностей, критическая оценка экспертов.
6. Развитие и максимальная конкретизация идеи, признанной наиболее удачной, и описание ее на специальном языке.