Понятие и характеристика линейно-штабной и проектных структур предприятия.
Организационная структура – совокупность подразделений и должностей, связанных отношением и подчинением.
Линейно-штабная структура управления имеет такие же характеристики, как и линейно-функциональная структура.
Задача линейных руководителей - координация действий функциональных служб. Трудности, возникающие в линейной организации, и недостатки функциональной организации вызвали необходимость комбинирования этих двух подходов, которые получили свое выражение в построении различных линейно-функциональный структур. Наибольшее распространение получила линейно-штабная структура.В данном случае линейная структура подкрепляется специальными вспомогательными службами- штабами. В штабе сосредоточены специалисты по отдельным важнейшим проблемам, с которыми сталкивается руководитель. Штабы готовят квалифицированные решения, но утверждает эти решения и передает их на нижние уровни управления линейный руководитель. При такой системе линейный руководитель координирует предложения функциональных служб и с помощью штаба согласует их друг с другом.Линейно-штабную структуру целесообразно использовать в организациях, которые: - выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции; - действуют в стабильных внешних условиях; -для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач.
Достоинства: более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов; некоторая разгрузка высших руководителей; хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления при условии наделения штабных подразделений правами функционального руководства; возможность привлечения внешних консультантов и экспертов. Недостатки: недостаточно четкое распределение ответственности в связи с тем, что лица, готовящие решение (в штабе), не участвуют в его выполнении; тенденция к чрезмерной централизации управления.
ПРОЕКТНАЯсоздание специального подразделения - проектной команды (группы), работающей на временной основе, то есть в течение времени, необходимого для реализации заданий проекта. В состав группы обычно включаются различные специалисты, в том числе по управлению работами. Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями, охватывающими ответственность за планирование, составление графика и ход выполнения работ, расходование выделенных средств, а так же за материальное поощрение работающих. В связи с этим большое значение приобретает умение руководителя разработать концепцию управления проектом, распределить задачи между членами группы, четко наметить приоритеты и конструктивно подойти к разрешению конфликтов. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную команду или возвращаются на свою постоянную должность. При контрактной работе они увольняются в соответствии с условиями соглашения.
Специфическими задачами менеджмента при проектной структуре управления являются: Обоснование критериев, выделение целевых проектов; Специфические требования к подбору руководителей проекта;Обеспечение единой инновационной политики; Предотвращение конфликтов вследствие дойного подчинения сотрудников; Разработка специальных инновационных механизмов, регламентирующих внутрифирменную кооперацию.
Преимущества: Высокая гибкость и адаптивность систем; Снижение риска ошибочных решений; Профессиональная специализация руководителей функциональных подразделений; Возможность учета специфических условий региона; Разграничение сфер ответственности; Кадровая автономия функциональных подразделений; Целевое руководство проектом на основе единоначалия.
Недостатки Сложные механизмы координации; Возможные конфликты из-за двойного подчинения; Размытость ответственности по отдельному проекту; Сложность контроля работ по проекту в целом; Необходимость дифференцирования контроля по функциям и проектам.